Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Спасибо, хомо постсоветикус

Общество
Недавно были объявлены имена победителей Национальной премии интернет-контента. Она присуждалась впервые — за создание социально значимых проектов в цифровой среде. Всех лауреатов премии надо поздравить, но остановиться отдельно хочется на одном из них: победителе в номинации «Лучший художественный фильм». Этим победителем стала комедия «Батя» производства Good Story Media.

К слову, фильм с успехом прошел на каналах ТНТ и ТНТ4, в онлайн-кинотеатре PREMIER и на других платформах, собрав в офлайн-кинотеатрах без малого 533 миллиона рублей, что превысило скромный бюджет проекта в несколько раз. В этой ситуации, кроме поздравлений, хочется расставить точки над «и»: победителей не судят, но проанализировать их успех никто не запрещал.

Для начала — почему мы говорим о фильме на странице, посвященной сериалам. Ответ прост: потому что изначально проект анонсировался на фестивале сериалов «Пилот» как шортком — сериал для мессенджеров с эпизодами по 1–2 минуты. А его перерождение в фильм случилось позже. Но суть не в этом. Отчего-то нет сомнений, что будь «Батя» и полноценным сериалом, он победил бы так же легко и непринужденно. Главное — понять почему. И кажется, что это достаточно просто.

Над фильмом, главный герой которого собирается на 70-летие к отцу, работали несколько сценаристов, и плодом их трудов стали отсеянные через сито случайностей черты того человека, архетипа Бати, которого большинство из нас знает лично. И Батя — это в иных случаях сам зритель, либо его родители, либо узнаваемый дед, тоже батя. Так и получился фильм о правде — прозрачной и простой, не требующей украшательств, узнаваемой до щемящего чувства.

Спасибо, хомо постсоветикус Кадр из фильма «Батя», 2021

О чем кино? Главный герой едет к отцу, вспоминая по дороге собственное детство, выпавшее на 1990-е. И его батя, хомо позднесоветикус, растил его так, как было принято растить в СССР: может, отчасти и грубовато, но очень по-мужски, без сантиментов. Это потом, как раз в девяностые, все стало разделяться и меняться, в социуме появилась острая неоднородность. Но Батя явился миру как символ советской правды — не партийной и не партэлитной, а простой, народной. Он, в синей «олимпийке», что носилась круглогодично, на фоне украшавшего стену ковра был и остается и для главного героя фильма, и для большинства из тех, кто его смотрел, образом детства и незатейливой, но важной и понятной педагогики. Ведь в СССР воспитывали по одинаковым принципам. Вот и батя, которого блистательно сыграл Владимир Вдовиченков, тот еще Макаренко, но он стремился научить сына всему, что умел сам: счету — пусть и по датам на кладбищенских памятниках, где право и где лево — через боль.

Картина, победившая в цифровой среде, всего лишь напомнила о том, как важно жить в реальности: учить сыновей забивать гвозди, делать табуретки, не ругаться матом и уважать матерей. Многое из перечисленного мы забыли. А фильм напомнил. Так спасибо ему. Браво.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты