Главное
Карта событий
Смотреть карту

Преображение Господне

Общество
Праздник Преображения Господня — это один из любимых праздников в нашем народе.

Лето в полноте зрелости, природа радует множеством спелых фруктов, ароматом яблок и овощей. На праздник Преображения совершается освящение «плодов земных». Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков», т.е. первых плодов нового урожая. Сколько радости испытывают те, кто присутствует на этом богослужении!

Священник, окропляя святой водой, произносит: «Освящаются плоды сия…». А какое вкусное освященное яблоко подмосковная коричневка. Оно еще утром весело на ветке, а сейчас освящено, и на нем в лучах солнца играет капля святой воды.

Господь всем дарует одинаковую радость: несмышленым детям и ученым богословам, крепким юношам и немощным старушкам. Господь дает Свою благодать всем, ни о чем никого, не спрашивая и не допытывая. Какой светоносный этот день праздник Преображения. Но, давайте вспомним о самом событии Преображения Господа, что произошло тогда на горе Фаворе?

Евангелие сообщает, Христос находился в селении, учил народ, исцелял больных, утешал страждущих, а затем берет трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна и возводит «их на гору высокую» помолиться (Мф. 17:1). Придя на вершину, отягченные подъемом, ученики задремали. Пробудил их от сна яркий свет. Во время молитвы Христа вид «Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29), а лицо «просияло, как солнце» (Мф. 17:2), и перед Ним явились два мужа и беседовали с Ним.

Это были ветхозаветные пророки Моисей и Илия. А в конце беседы был голос из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9:35). Апостолы были напуганы этим явлением и не знали, что сказать, и только апостол Петр, когда все закончилось, говорит Христу: «Наставник! Хорошо нам здесь быть». Да, с Богом всегда хорошо!

Но, вспоминая это событие, возникает вопрос, а какое оно имело значение для апостолов, и какое духовное содержание этого праздника? С одной стороны, в событии Преображения Христа очевидна Божественная сущность Спасителя, и открывается слава Его Церкви. Преображение Господа это подтверждение обновления состояния миробытия, которое берет начало с приходом Христа на землю. В земной жизни Иисус Христос выглядел как обычный человек, и многие так и не узнали в Нем Мессию.

Преображение Господне Фото: Анна Быкова / Вечерняя Москва

В Своем Преображения Он являет «скрытую» под человеческой природой нетварную славу Своей Божественности — лицо Его стало ярким, как солнце, а одежды белы как снег. Это поразило апостолов, Христос, как и они, проделал долгий путь, подымаясь по бездорожью на гору сквозь заросли кустарников и спотыкаясь о камни. Их одежды испачканы, лицо в пыли, а у Христа следов от этой дороги нет, Он и Его одежда очистились, преобразились.

Еще, что является важным в этом событии это то, что оно предшествовало Крестным страданиям Христа. Лишь созерцая Преображение, можно было постичь Воскресение Христа. Церковь в этот день поет: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (насколько это было для них возможно), да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный (всегда существующий) молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе» (тропарь праздника).

То есть, Спаситель преобразился перед Своими учениками для утверждения веры в них, так как знал, что она поколеблется, когда Он будет терпеть страдания, а кто-то не найдет в себе мужества признаться, что был Его учеником (ср. Мф. 26; 31; Мк. 14; 27; Лк. 22; 34; Ин. 18; 17, 25-27).

Есть и еще один смысл празднуемого события. Его раскрыл святитель Григорий Палама в своих трудах о нетварности Божественного света. Оно является основополагающим в учении об обожении человека. Это учение стало опорным моментом подвига исихастов в XIV веке.

Мы никогда даже не задумываемся, что частица того Фаворского света присутствует во всех церковных таинствах — Евхаристии, елеопомазании, даже в простом иерейском благословении. Мы не видим этого света телесными очами, но можем во всей полноте «увидеть» его своим сердцем, принимая участие в Таинствах. А в Церкви абсолютно все являет собою Таинство. И когда, причастившись Тела и Крови Христовой, народ Божий расходится по своим домам, он несет с собой частицы того Божественного нетварного света.

И как замечательно в слове на этот праздник сказал праведный Иоанн Кронштадтский: «К чему еще обязывает всех и каждого из нас праздник Преображения Господня? Он обязывает всех нас преображаться внутренне. Нет надобности говорить о том, как необходимо каждому преобразовать, изменить себя к лучшему, только посмотри беспристрастно каждый в свое сердце, посмотри на свои помыслы, желания, намерения, предприятия, слова и дела — и тотчас явно будет, как необходимо немедленно приступить к преобразованию своего сердца».

Все христиане, которые принимают участие в церковном торжестве Преображения, призываются, подобно апостолам, подняться на духовную гору Богосозерцания. И вместе с апостолом Петром воскликнуть: «Господи! Хорошо нам здесь быть…»(Мф. 17; 4). А Господь Своею Благостию одарит каждого стремящегося к Нему «всем сердцем своим, и всею душою своею, и всею крепостию своею, и всем разумением своим» (ср. Лк. 10; 27).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты