Дорога не терпит двусмысленности
Аварии эти — не просто покореженное железо и проблемы страховщиков. В них погибли 18 человек, ранены 97.
Казалось бы, мораль очевидна: если водитель принимает препараты, которые снижают реакцию, вызывают сонливость и потерю концентрации, создают ложное чувство спокойствия, и при этом все равно садится за руль, то он преступник. Ведь на дороге он опасен так же, как пьяный или наркоман, и закон запрещает в таком состоянии управлять машиной. Не так давно Верховный суд отклонил иск мужчины, оспаривавшего лишение водительских прав. Гаишник остановил его за то, что он не пропустил пешеходов на переходе.
А при медицинском освидетельствовании были обнаружены следы фенобарбитала, входящего в состав популярных сердечных капель. Лекарств, не совместимых с вождением, много — они есть не только среди успокоительных препаратов, нейролептиков и антидепрессантов, но и в группах противоаллергических и обезболивающих средств. И все же не стоит рубить сплеча. Дело в том, что водитель зачастую просто не в курсе, что прописанные ему таблетки могут создать проблемы. Врач предупреждает об этом далеко не всегда.
Было бы полезным сделать это предупреждение обязательным и брать с больного подпись. Сам же пациент редко изучает аннотацию назначенного препарата. Многие средства имеют сложный состав, в них входят десятки компонентов, а текст инструкции больше рассчитан на специалиста, нежели на простого человека, не обремененного медицинским образованием. Кроме того, аннотация набрана таким мелким шрифтом, что большинству людей для чтения потребуется лупа. Ну кто будет ломать глаза, если доктор уже выписал рецепт?
Но и это не все. В части аннотаций нет прямого запрета на вождение. Порой производитель лекарства ограничивается туманным «не рекомендовано». То есть опасность повышена, но в допустимых пределах? Понятно, что фармацевтическая компания играет формулировками, пытаясь и предупредить покупателя об опасности, и одновременно успокоить его, чтобы не купил другие таблетки. Но дорога не терпит двусмысленности.
Регулирующие ведомства должны навести порядок и назвать препараты, после приема которых запрещено садиться за руль. Госавтоинспекция не может составить такой реестр — не специалисты — и предлагает заняться этим Минздраву. Тот тоже не торопится приступать к работе.
Можно предположить, что, во-первых, задача совсем не проста и легко не решается. Наверняка потребуются дополнительные исследования влияния некоторых препаратов на нервную систему водителя. А во-вторых, внесение лекарства в реестр неизбежно ударит по реализации, чему будут активно сопротивляться производители.
Есть и еще предложение по снижению «лекарственной» аварийности. Можно спорить, насколько эффективно отваживают от курения страшные картинки, которые в обязательном порядке размещаются на любой пачке сигарет. Одно бесспорно: не заметить их, не прочитать предупреждение невозможно. Курильщик получает информацию, а дальше уже сам решает, стоит ли рисковать здоровьем. Точно так же надо маркировать и упаковки препаратов, мешающих вести машину. Вплоть до жутких фотографий с разбитым транспортом. На кого-то они обязательно подействуют.
Да, популярность некоторых разрекламированных седативных средств снизится, как и их продажи. Но что прикажете делать? Безопасность важнее.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции