Главное
Карта событий
Смотреть карту

Первое из таинств

Общество
Святой апостол Павел, обращаясь к жителям Рима, вопрошает: «Неужели не знаете, что все мы в смерть Иисуса Христа крестились?» (Рим. 6:3).

Эти слова вызывают у современного человека глубокое недоумение. Смысл их постепенно начинает проясняться, когда мы открываем для себя тесную связь таинства Крещения и искупительного подвига Христова.

«Не родившийся от воды и Духа, не сможет войти в Царство Небесное», — говорит Господь (Ин. 3: 5). Он не только повелевает апостолам совершать Крещение, но и Сам принимает его от Иоанна Предтечи, тем самым указывая на значение таинства. Подобно тому как Господь прообразует предстоящие страдания установлением Евхаристии, так и погружением во Иордан Он знаменует Свою смерть на Кресте. Спаситель прямо называет предстоящий Ему подвиг крещением.

Собственной смертью Господь оправдывает человечество. Воскресением же Он открывает всем путь в Небесное Царство. Каждый крещающийся во Христа становится мертвым для греха и рождается для жизни праведной, вечной. Принимающий это таинство соединяется с Господом подобием Его смерти и также верует в обретение будущей жизни подобием Его воскресения (Рим. 6: 4—5).

По словам преподобного Симеона Нового Богослова, человек появляется в этом мире соучастным греху Адама. Через купель же он выходит на свет Небесного Царства приобщенным славе Господней.

Во время таинства человек отторгает от себя принятый Адамом в раю гибельный плод познания добра и зла. Крещением прощаются как грех прародителей, так и частные прегрешения принимающего таинство. Именно поэтому после троекратного погружения в воду крещающийся облачается в белые одежды, символизирующие чистоту души.

Господь обещает каждому человеку, что если он поверит и примет Крещение, то сможет обрести вечную жизнь, а сознательно отвергающий это таинство подвергнется осуждению (Мк. 16: 16).

Первое из таинств Фото: АГН Москва

Допустимо ли в таком случае крестить младенцев, если они не способны проявить свое желание? В Церкви Христовой детей крестят по вере их родителей. Это становится возможным, потому что до определенного возраста ребенок является частью отца и матери. Желая, чтобы он стал причастным вечной жизни с Богом, верующие родители не только имеют право принести дитя в храм и крестить дитя, но и обязаны. Тем самым они не лишают его возможности не только физически возрастать, но и духовно, и это не ущемляют его свободу. В конечном итоге, когда он вырастает, то сам решает следовать ли ему учению Христову. Крещение в таком случае лишь открывает ребенку возможность обрести обновляющую, исцеляющую и укрепляющую Благодать. И как пишет святитель Феофан Вышенский, «жизнь духовная, зарожденная благодатию крещения в младенце, станет собственною человеку».

В этом таинстве также участвуют восприемники, которые поручаются Богу перед Церковью за духовное воспитание младенца (крещаемого) и отвечают за дальнейшее сохранение им веры. Именно поэтому к выбору крестных следует подойти с особым рассуждением.

Так, при определении восприемника для мальчика супруги Езнепидис отдали предпочтение архимандриту Арсению Каппадокийскому. Этот священнослужитель вел строгую подвижническую жизнь, а после смерти был прославлен в лике святых. Однажды он сказал о своем крестнике: "Хочу оставить после себя монаха". Благодаря молитвам крестного, мальчик избрал иноческий путь и впоследствии стал великим старцем — преподобным Паисием Святогорцем.

Если Евхаристию можно назвать главным таинством Церкви, то Крещение, по словам святителя Феофана, «первое в христианстве Таинство, соделывающее человека–христианина достойным сподобляться даров благодати и чрез другие таинства. Без него нельзя войти в мир христианский — сделаться членом Церкви». С этого Таинства начинается жизнь христианина. Во время священнодействия благодатью Святого Духа верующий рождается для Царства Небесного. Как каждый из нас появляется на этом свете лишь однажды, так и Крещение совершается только один раз в жизни человека.

По словам апостола Петра, главным в таинстве является не очищение тела, «но обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3:21). Принимая крещение, верующий берет на себя обязательства следовать Закону Божию и измениться в соответствии с заповедями Христовыми. Развивая эту мысль, апостол Павел заключает, что, освободившись в таинстве Крещения от греха, человек сочетается Христу. Теперь плодом жизни верующего становится святость, а ее итогом — вечная жизнь с Богом.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты