- Город

Ёлочные игрушки: от зайца до свиньи

Когда в столице наступит настоящая зимняя погода

Путин оценил ситуацию с распространением коронавируса

Как в Москве прощались с отцом Всеволодом Чаплиным

Политолог назвал цель «сделки века» Трампа

Власти Москвы озвучили планы благоустройства на 2020 год

Знакомые рассказали о матери брошенных в Шереметьево детей

Навка и Ягудин заступились за молодых фигуристок

«Росконтроль» обнаружил пестициды в спагетти двух брендов

Жизнь проходит мимо. Как просмотр новостей может довести до депрессии

В словах Водонаевой нашли признаки уголовного преступления

Станут ли россияне жить лучше после отмены комиссии за ЖКУ

Елизавета II отобрала у Маркл подаренное на свадьбу кольцо

«Он почти не изменился»: одноклассник рассказал, каким был Мишустин

Актриса Наталья Андрейченко нашлась в Мексике

Ёлочные игрушки: от зайца до свиньи

Родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага

ФОТО: Екатерина Якель, «Вечерняя Москва»

При первом взгляде на игрушки Елены Котовой кажется, будто их достали из бабушкиного сундука. Такие можно увидеть разве что в частных коллекциях или музейных залах. Но первое впечатление обманчиво, на самом деле это авторские работы, выполненные в старинной технике ватного папье-маше. Принять их за ретро довольно легко и потому, что именно так выглядели игрушки, которыми наряжали елки наши прабабушки и прадедушки. О необычном увлечении с художницей поговорила корреспондент «ВМ».

По образованию Елена художник, окончила Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова, но занималась другим делом: была фотографом. 

— В какой момент папье-маше стало вашим хобби?

— Я увлеклась этим около двух лет назад, когда на выставке увидела у одной художницы игрушки в технике папье-маше. И мне захотелось сделать что-то подобное. Когда я начала этим интересоваться, обнаружила, что этим занимается очень много художников. У каждого, конечно, была своя манера исполнения. Сначала мне захотелось попробовать все. И самой первой поделкой был заяц из ваты. Он вышел настолько хорошим и ладным, что его удалось продать. И меня тут же пригласили принять участие в Рождественской выставке.

— И в какой момент хобби переросло в серьезное увлечение?

— Сначала фигурки я делала друзьям в подарок. И с каждым разом у меня начало появляться все больше идей, да и я сама начала больше разбираться в этой технике.

— Многим известно папье-маше из бумаги, а тут зачем-то вата...

— Раньше стеклянные елочные игрушки были очень дорогими. Тогда придумали их делать из ватного папье-маше. Внутри они были набиты ватой, а сверху их покрывали слюдой, они были долговечными в отличие от стеклянных.

Принять их за ретро довольно легко и потому, что именно так выглядели игрушки, которыми наряжали елки наши прабабушки и прадедушки / Екатерина Якель, "Вечерняя Москва"

Принять их за ретро довольно легко и потому, что именно так выглядели игрушки, которыми наряжали елки наши прабабушки и прадедушки

ФОТО: Екатерина Якель, "Вечерняя Москва"

Есть три техники ватного папье-маше. Первая — это намотка (такие игрушки считаются коллекционными и достаточно редкими), вторая техника подразумевает создание фигуры с помощью кусочков ваты, пропитанных клеем, и третья — объединяет первую и вторую.

— Как вы это делаете?

— Начинаю с эскиза, потом делаю каркас из проволоки. Он для объема набивается фольгой, а потом, собственно, начинается обклейка ватой. Я использую ПВА, хотя раньше клей варили из муки и крахмала. А что касается обмотки, то тут ничего хитрого нет, вату просто наматывают на каркас, а потом покрывают клеем и слюдой.

— Как вы выбрали эту технику?

— Путем проб и ошибок. Чтобы делать игрушки, как у меня, техника намотки не подойдет, она не позволяет прорабатывать детали. А ватное папье-маше подразумевает их много.

Из мокрой ваты можно отлично лепить, она хорошо сохраняет форму. Готовые работы я расписываю акриловыми красками. Есть мастера, которые используют цветную вату. Они сами ее красят. Это, кстати, тоже старая техника.

— Ваши игрушки — это реплики?

— Нет, я не делаю реплики, каждая игрушка — это полет фантазии, авторская__ и кропотливая работа, куда я вкладываю душу.

— Но чем-то вдохновляетесь?

— Меня привлекает красота русских народных костюмов, они такие яркие, красивые. Ярче всего они представлены на картинах русского живописца Филиппа Малявина. Я, конечно, пыталась делать современных девушек. Но сейчас в основном все ходят в штанах и пуховиках, а раньше наряды были пышными,и потому воплотить их в этом материале интереснее, тем более они позволяют раскрыть технику.

— Сколько времени уходит на создание одной работы?

— Для некоторых работ я делаю лица. Из ваты это сделать довольно проблематично, поэтому я для начала леплю их из полимерной глины, потом делаю формы и отливаю из гипса... Трудоемкий процесс. Как только лицо готово, я понимаю характер будущего персонажа.

В общей сложности на создание лица и тела игрушки уходит 3–4 дня. Но в какой-то момент я могу задержаться на создании какой-либо детали.

— Значит, только вата, клей и иногда гипс...

— Пробовала хлопковую ткань и влажные салфетки. С их помощью можно получить интересный эффект. Например, салфетки создают эффект прозрачной легкой ткани. А если говорить об аксессуарах, например корзиночки, то их делаю из ниток.

— Кто покупает эти игрушки?

— В основном молодые люди или люди среднего возраста. Кто-то покупает себе кто-то в подарок. Одну из таких елочных игрушек купили летом.

— То есть вы делаете их не только на Новый год?

— Как только появляется идея, стараюсь как можно быстрее ее воплотить.

— Значит, это не только елочные игрушки...

— Да, мне иногда заказывают фигурки персонажей ко Дню рождения человека.

— Помните работу, которая далась вам сложнее всего?

— Свин-бюрократ. Он, может, кому-то показаться и отрицательным персонажем, который и елку-то не очень украсит. А он привлек больше всего внимания... Много сил вложила в купальщиц. Типажи подсмотрела на общественном пляже. И эти работы тоже нашли отклик у людей. Они не для продажи. Наверное, отправятся на выставку.

— И наверное свою елку ими украшаете?

— Не-е-ет. Вешаю игрушки из дерева, из стекла. Но чем необычнее, тем лучше.

— Не могу не спросить: это дорого?

Зависит от сложности и времени, которое я потратила. Фигурки с лицами — 2500 рублей, а те, что попроще — 1500 рублей.

Раньше стеклянные елочные игрушки были очень дорогими. Тогда придумали их делать из ватного папье-маше / Екатерина Якель, "Вечерняя Москва"

Раньше стеклянные елочные игрушки были очень дорогими. Тогда придумали их делать из ватного папье-маше

ФОТО: Екатерина Якель, "Вечерняя Москва"

Из истории вопроса  

Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202 и 220 годами до н. э. Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретать новые клеящие составы и техники.

ФАКТЫ

— В 1800 году ирландец по имени Исаак Велд из города Корк сделал лодку из папье-маше. Он довольно долго плавал в ней по озеру Kилларни.

— До 1970 года папье-маше использовалось для изготовления форм для вращающегося диска в типографии для изготовления дневного выпуска газет.

— Церковь из папье-маше была построена в Норвегии и простояла 37 лет, до тех пор, пока ее не снесли.

Техника папье-маше

— Классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги.

 — Изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса смешивается смелом и добавляется клей. Затем наносят на подготовленную форму и оставляют до высыхания.

— Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Нина Забаровская, начальник отдела выставок Музея Победы:

— В преддверии Нового года в нашем музее открылась выставка, посвященная советским елочным игрушкам. Всего представлено около 700 экспонатов, но большая часть принадлежит телеведущему Александру Олешко. Он передал более 500 экспонатов, в основном это фигурки Дедов Морозов. Помимо этого можно увидеть игрушки из нашего фонда. Мы показываем новогодние украшения советского Нового года, начиная с 30-х годов прошлого века. Их делали из того, что было под рукой. Еще у нас можно увидеть картонажные игрушки, они, кстати, пришли к нам из Германии.

Новости СМИ2

Антон Крылов

Освенцим-75: чемпионат по исторической лжи

Игорь Воеводин

Как нас изменил «Биг Мак»

Алиса Янина

Глава Чувашии — менеджер или барин?

Александр Лосото 

Мафия нищих бессмертна

Анатолий Горняк

Отец, бросивший детей! Ты — не мужчина

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Почему в век цифровых технологий печатная книга популярна

Виктория Федотова

«Аэрофлот», не тренируйся больше на кошках

Восстание одного дня. Почему решающую роль для обеих сторон играла темнота

Умные светильники помогут сэкономить электричество

Большевики хотели доказать, что могут победить даже смерть

Киберспорт развивает полезные навыки