Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Икона — не портрет: Александр Соколов о своем пути к иконописи

Развлечения
Икона — не портрет: Александр Соколов о своем пути к иконописи
Журналист и иконописец Александр Соколов / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»
Икона не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества — писал философ Евгений Трубецкой. О своем пути к иконописи «Вечерке» рассказал Александр Соколов.

Александр Соколов всю свою жизнь проработал в серьезных федеральных изданиях. Начинал самым молодым собкором «Комсомольской правды». Вначале на Русском Севере. Не раз прошел Севморпуть. Открывал ледовые причалы на Ямале.

Побывал и на Северном полюсе. Потом переехал в Ростов-на-Дону. Юного журналиста не прельщали ни административные должности, не обещания повышений: лучше «полей» ничего не было.

— Когда я задумал уходить из «Комсомолки», ее главный редактор, Геннадий Селезнев, даже предлагал квартиру, — вспоминает Соколов. — Ответом был отказ: на мое место много нашлось бы желающих. А меня на тот момент пригласили возглавить крупнейшее северокавказское отделение мирового Агентства печати «Новости».

Десять лет руководства, переезд в Москву, разлады с женой — по глупейшим, как признается Александр, причинам…

— В столице закрепился самостоятельно, хотя с пропиской в ту пору было очень трудно, — говорит художник. — Началась совершенно сумасшедшая работа: смена времен, смена строя… Был свой бизнес — издание художественных миниатюр. Помощник куда-то исчез, бизнес рухнул, но перепады на этом не прекратились.

Семинары по биоэнергетике, руководство сразу несколькими журналами. Редактор газеты фонда Шаталина «Реформа», холдинг «Совершенно секретно», где создал и руководил дирекцией региональных изданий...

— Подзаработав определенное количество денег, я купил скромные апартаменты в Болгарии и понял: Москва надоела, — рассказывает Соколов. — Своим объяснил просто: «Мне нужна свобода». Уехал и попросту забыл про журналистику.

По рисованию были тройки

Время от времени Александра посещают сомнения: может, напрасно оставил любимое дело? Но сейчас это уже неважно.

— Было очень плохое состояние, ужасное настроение, непонимание — как жить, — вспоминает художник. — Однажды у себя в записной книжке я обнаружил телефоны двух девушек, которые приезжали на семинары по биоэнергетике. Одной позвонил. Договорились о встрече. Она приехала на следующий день с подругой, у которой была своя галерея. Посидели в кафе, посмеялись, а потом договорились отправиться вместе на Шуменское плато, где у них проходила, скажем так, встреча единомышленников. Посадили меня в кружок, что-то поколдовали, а потом привезли в ту самую галерею. И вот там я получил такую «накачку» энергии, что словами и не передать. А вечером приехал домой и нарисовал первую картину. По черчению и рисованию у меня были исключительно тройки. Но вот брат — профессиональный художник. Он трагически погиб за два года до моей пробы кисти.

Икона — не портрет: Александр Соколов о своем пути к иконописи Многие из работ были представлены на недавней выставке в Москве  / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Чуть позже там же, в Болгарии, наметился масштабный международный пленэр под эгидой ЮНЕСКО, где собрались порядка тридцати художников из самых разных стран.

— Я познакомился с тремя очень талантливыми художниками, — рассказывает Соколов. — Поболтали, что-то выпили, разговорились… И они позвали с собой. Здесь я начал серьезно работать на холстах. Понаехали галерейщики, но покупали картины у одной турчанки и у меня — все!

Но со временем ушла живопись, отдалилась сама Болгария. Александр переехал в Великий Новгород, где познакомился со своей нынешней супругой. Там, в городе храмов, началось его увлечение церковной графикой.

Без благословения нельзя

Началось все с посещения быстрых курсов иконописи. Тогда Александр и не предполагал, что это дело станет одним из важнейших этапов его жизни.

— У московских мастеров, которые организовывают свои школы, я вижу в глазах только доллары, никакой заинтересованности и участия, — категорично утверждает он. — Как-то нашел одну школу, принимавшую довольно большой поток и обучающую византийскому стилю. Ценитель поймет меня сразу: это не самый трудный путь к написанию икон.

Весьма продолжительные и полные разочарований поиски наставника привели Александра к Сергею Васильевичу Куропаткину. Его иконы украшают один из приделов Святого Никиты в Соборе Святой Софии — одного из древнейших храмов на Руси. Как говорили раньше, «там, где София, — там и столица!» Сейчас он пишет иконы в придел Иоанна Крестителя, и это снова для Софии.

— Жаль, я не попал в золотое время его обучения, когда он преподавал в Юрьеве, — говорит Соколов. — Поясню. В Новгороде три монастырских столпа: Антониев монастырь, Юрьев — самый древний, а также до сих пор действующий Хутынский женский монастырь. Сергей Васильевич лет 10 работал в Юрьевом монастыре. Сейчас принимает только уже готовые работы учеников и исключительно по субботам. Но в совете никогда не отказывает, да и кисть нередко берет в руки, чтобы сотворить на глазах чудо.

Пишет Александр в московской квартире, в обстановке самой бытовой: приносит с балкона столик и садится за работу. Свой кабинет есть и в Новгороде, с видом на монастырский пруд. Так что аура самая нужная.

— В церковь хожу, хотя человек и невоцерковленный, — утверждает художник. — А на то, чтобы писать иконы, получал отдельное благословение. Без этого — нельзя.

Пока мы с плавью возимся

Два года назад Александр по чистой случайности познакомился с человеком, который делает иконы — как пироги печет.

— Мы тут с плавью возимся (жидкое письмо с использованием тонкого слоя краски, накладываемого на все элементы композиции. — «ВМ»), один левкас (грунт, представляющий собой мел с животным клеем и с добавлением льняного масла. — «ВМ») чего стоит, — сетует художник. — А он сколотил бригаду людей и с реставрации Рильского монастыря собирал доски, которым по 300–400 лет. Придумал особый раствор и покрывает старые доски как левкасом. Покрытие становится буквально каменным. Нужного эффекта у него не получается: только левкас впитывает олифу, которая делает икону вечной и дает ей свет. Но все же работы у него безумно красивые и достаточно дорого уходят с аукционов Европы. А вообще, думаете, в магазинах иконы настоящие? Да те же самые краски, то же самое золото. Но они похожи друг на друга, словно штампованные!

Икона — не портрет: Александр Соколов о своем пути к иконописи Многие из работ были представлены на недавней выставке в Москве  / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Материалы для иконописи, по словам Соколова, найти легко, были бы деньги. Доски — по заказу, три-четыре тысячи рублей за штуку. Одна кисточка — от 300 рублей и до полутора тысяч. Стираются кисти, кстати, очень быстро, так что на этом сэкономить не получится.

— Под руководством Сергея Васильевича не забалуешь, все строго по канону, — говорит Александр. — Но вообще от экспериментов не отказываюсь. На ошибках, как говорится, учимся.

Не продал ни одной

На недавней выставке Александр представил максимально полную коллекцию своих работ.

— Что-то храню у себя, что-то отдаю, — говорит Соколов. — У жены родился племянник — пишу именную икону Георгия Победоносца. У подруги жены юбилей — дарю равноапостольную княгиню Ольгу. Кое-что выставляю в «Фейсбуке», где в группе друзья и коллеги по прошлой «Комсомольской правде». Мне приятна их реакция. А выставка — первая и последняя. Организовал ее по просьбе друзей. Многим хотелось увидеть мои работы. А вообще, иконы для храмов и людей, которые на них молятся. Может, поэтому ни одной иконы за десять лет, что пишу, я не продал.

Та самая «Неопалимая купина» в свое время была первым заказом: обратился обеспеченный друг и коллега по бывшему цеху.

— Выбрали образец, договорились о деталях, — вспоминает художник. — Но процесс сразу пошел очень трудно: там блики, там тени, в сюжете собраны все пороки… Кажется, будто эта икона до сегодняшнего дня меня изматывает. Работа такого размера стоит не меньше 100 тысяч рублей. Сама только себестоимость — 27 тысяч. Так что пошли не самые приятные разговоры с заказчиком, и икона осталась у меня. Но своим друзьям я уже объявил, что готов распродать хоть всю коллекцию за полцены, кроме разве что самых близких. Меня все это стопорит. Летом, по-моему, я вообще за кисть не брался. Так что, думаю, пора начать все заново.  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.