Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Как государство борется с идеей

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Более 80 лет назад, 3 мая 1938 года, Рейхстаг Германии принял постановление изъять все произведения «дегенеративного» и «вырождающегося» искусства (к нему относились импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм), чтобы на их месте выпестовать искусство «правильное».

Похожие движения были и у нас: в свое время конструктивисты и авангардисты были назначены формалистами. Невзирая на то, что в период между 1918 и 1932 годом сформировалась целая плеяда по-новому мыслящих людей, им тоже пытались забить в крышку гроба гвозди.

В любом обществе есть люди, способные поменять привычную точку зрения, сместить фокус внимания. Сейчас мы назвали бы это провокацией, хотя провокационным может быть и официальное искусство. Когда-то совершенно неприемлемым казался критический реализм: мастера смещали акцент с восторженного и героического на частное, на «здесь и сейчас». Конечно, академики надували щеки и рассказывали, что нужно, а что не нужно писать, но тем не менее «дегенеративное» искусство фокусировало внимание публики на том, что происходит в культуре, в мире. И с нами.

В XX веке стало очевидно, что одним из действенных способов управления обществом является искусство во всех его проявлениях. Начиная от живописных полотен, заканчивая цирком, кино и фотографией. Тогда человек в первый раз испытал шок от информации, серьезно повысился уровень грамотности. Люди стали получать сведения об искусстве, в том числе из критических статей, которые рассказывали, как просвещенные умы понимают те или иные авангардные произведения. «Дегенеративное» искусство стало инструментом, и это привело к феномену государственной борьбы с идеями, выражаемыми через пластические формы. И тем не менее механизмы замены одного искусства на другое никогда не были по-настоящему работоспособны.

Как государство борется с идеей Работа Василия Кандинского «Композиция VI» в Новой Третьяковке / Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

Есть замечательная фраза о том, что художник должен быть угнетен. И чем больше его угнетают, тем больше он находит в себе внутренних сил для того, чтобы прорваться через препоны. Закроешь для него галереи, он будет выставляться на улице. Прогонишь с улицы, он организует выставку где-нибудь в поле. И придется пригонять бульдозеры. Хотя я бы сто раз подумал. Потому что была уже и «бульдозерная» выставка, и выставка в павильоне «Пчеловодство». Вся Москва тогда хлынула туда, все про нее знали, хотя она шла один день.

Искусство мобильно, а махина, которая его пытается раздавить, неповоротлива. Оппозиция между официальным искусством и подпольным в XX веке была очень ярко выражена. Но в то же время были признанные академики, которые, творя «официальное» искусство, держали камень за пазухой.

Самое опасное для любой доктрины — это эзопов язык искусства, умение художников доносить информацию на разных его наречиях.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.