Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Усилится ли влияние России на мировой арене в 2020 году

В мире
Усилится ли влияние России на мировой арене в 2020 году
Встреча президентов России и ЦАР Владимира Путина и Фостена Арканжа Туадеры состоялась в рамках саммита «Россия — Африка» в Сочи / Фото: Официальный сайт Кремля

В анализе 20 лет правления Владимира Путина бизнес-издание «Блумберг» отмечает укрепление влияния России в мире, в частности в Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Действительно, за последние годы позиции Москвы в Венесуэле, ЦАР, Сирии, странах Залива и Турции шли в гору.

«Вечерняя Москва» решила выяснить, удастся ли России развить успех на внешнем контуре и какие «подводные камни» ее поджидают.

Влияние в СНГ будет расти

Начнем с постсоветского пространства.

Директор Института новейших государств Алексей Мартынов ожидает наращивания влияния России в ближнем зарубежье.

— Долгое время постсоветское пространство считалось чем-то само собой разумеющимся, носило второстепенный характер. Приоритетом был Запад. Такой подход создал для нас много проблем на Украине и в Армении. Но мы предпринимаем больше усилий и в следующем году продолжим, — сказал Мартынов.

Он обратил внимание на прогресс в ходе последних саммитов ЕАЭС в Ереване и Санкт-Петербурге. Интерес к евразийской интеграции проявляют Узбекистан, Молдавия, Азербайджан и даже нейтральная Туркмения.

«Главным разочарованием» года Мартынов считает Украину, где Владимиру Зеленскому не удалось продвинуть окончание гражданской войны и усмирить ультраправых, несмотря на косметические меры, такие как отвод войск и обмен пленными. В следующем году эксперт не ожидает подвижек по этому вопросу. С учетом неготовности Киева включать в Конституцию пункт об особом статусе Донбасса Мартынов сомневается в возможности проведения нового саммита в «нормандском формате».

Определенное беспокойство могут вызывать процессы в Армении, где после «бархатной революции» у власти оказались «соросовские выкормыши». Следующий год для Армении будет «беспокойным» из-за экономических трудностей, оценивает Мартынов. Однако геополитические реалии не приведут к снижению значимости Москвы.

— Армения — воюющая страна. Армяно-азербайджанский конфликт продолжается. Гарант безопасности Армении — база РФ в Гюмри и российские системы вооружения. Поэтому говорить о возможном снижении влияния нашей страны в Армении бессмысленно, — заключил директор Института новейших государств.

Ближний Восток: укрепление взаимодействия с Турцией и Саудовской Аравией

Одним из наиболее успешных направлений после ввода ВКС в Сирию становится Ближний Восток. Тренд сохранится, считает старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики в Москве Леонид Исаев.

— Намеченные в последние годы интегральные тренды будут продолжены в 2020 году. Российское присутствие обусловлено не только нашими возможностями, но и геополитическим вакуумом, образованным из-за неготовности США сформулировать долгосрочную стратегию. Следующий год в США — год выборов. Геополитический вакуум продолжится, что будет создавать возможности для России, — прокомментировал Исаев.

Востоковед прогнозирует укрепление отношений со странами Персидского залива, в частности с Саудовской Аравией, куда в октябре отправится Путин, и Катаром, который будет страной-гостем на следующем Петербургском международном экономическом форуме. При этом строить иллюзий о прорыве в регионе не стоит.

— Россия играет первую скрипку только в Сирии. Мы пока не конкуренты США, ЕС и Китаю. Прорывов в 2020 году не будет. Но я прогнозирую медленный, но поступательный рост.Такое желание есть как со стороны стран региона, так и России, — подметил Исаев.

Наибольшие шансы укрепить связи он видит с конфликтующими с США странами, такими как Иран и Сирия, и с теми, кто диверсифицирует свою внешнюю политику. К последним эксперт причислил Египет, Саудовскую Аравию, Турцию и Катар. Что касается заклятых врагов Иран — Израиль, Саудовская Аравия — Иран, то здесь Кремлю удастся остаться над схваткой. Есть перспективы укрепления взаимодействия с Египтом, выступившим посредником на форуме «Россия — Африка».

Определяющими для влияния России на Ближнем Востоке будут отношения с Турцией. Прежде всего, из-за Сирии. В любой момент Башар Асад может пойти на крупномасштабную операцию в Идлибе, контролируемом частично оппозицией, частично террористами из «Хайят Тахрир аш-Шам»*. С другой стороны, возможный полный вывод войск США с территорий за рекой Евфрат будет создавать «вакуум силы». Оба процесса будут вынуждать Путина и турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана искать компромиссное решение, уверен политолог.

— Турция и Россия в состоянии принять волевое решение и заинтересованы в этом. В 2020-м тренд на укрепление российско-турецкого партнерства продолжится, — подчеркнул он.

При этом Исаев указал на попытки Асада решить проблему Идлиба силовым путем и его неготовность к диалогу с оппозицией в рамках конституционного комитета. Дамаск в этом поддерживает Иран. Москва поддерживает политический процесс, что может негативно отразиться на ее отношениях с Тегераном и Асадом.

На днях стало известно, что Турция собирается послать войска в Триполи в поддержку главы Правительства национального согласия (ПНС) Фаеза Сарраджа. Ему противостоит фельдмаршал Халифа Хафтар, а его поддерживает Россия. Несмотря то что Анкара и Москва находятся по разные стороны баррикад в Ливии, ругаться из-за нее две страны не будут.

— Турция и Россия будут учитывать взаимные интересы. Путин и Эрдоган договорились о красных линиях. Россия не будет портить отношения с Турцией из-за Ливии, и наоборот, — сказал он.

Африка: укрепление отношений с ЦАР, Конго и Зимбабве

Западные эксперты озабочены ростом влияния России не только на Ближнем Востоке, но и в Африке. Американские СМИ уверены, что в ЦАР и Ливии есть российские войска.

Дальнейшее укрепление позиций ожидается в ЦАР, Конго и Зимбабве, полагает старший преподаватель кафедры африканистики Санкт-Петербургского университета (СПбГУ) Александр Зданевич.

— Путин заявлял, что мы являемся гарантами стабильности и миротворцами в Африке. И нигде мы себя не проявили миротворцами так, как в Центральноафриканской республике (ЦАР). После октябрьского форума «Россия — Африка» в Сочи мы громко заявили о своих интересах в Конго и Зимбабве. Зимбабве богат литием, а в Конго есть почти все природные ресурсы, включая нефть, газ, алмазы, бокситы и редкоземельные металлы, — отметил Зданевич.

Африканист также указал на прогресс в отношениях с ЮАР по военно-технической линии и энергетике и активизацию связей с Анголой и Мозамбиком.

По его мнению, в последние годы Африка переживает «пятую волну неоколиниализма». Бывшие метрополии активизируются на Черном континенте. На их фоне у России и КНР есть преимущество, потому что они не запятнали себя колониальным прошлым. Приоритеты российского влияния в Африке в 2020 году вряд ли изменятся. На первом месте останется ВТС, на втором — энергетика, на третьем — сельское хозяйство, считает Зданевич. Он уверен, что нужно больше внимания уделять «мягкой силе» и информационной поддержке.

Латинская Америка: минус Бразилия, плюс Аргентина

Еще один регион, в котором Россия пытается навязать конкуренцию Западу, — Латинская Америка. Здесь влияние Москвы опирается на «прочную основу в отношениях с Венесуэлой, Кубой и Никарагуа», полагает заведующий отделом научной информации Института Латинской Америки РАН Александр Харламенко.

— Есть перспективы укрепления отношений со старым партнером Аргентиной, где теперь новое правительство. Много ожиданий было от Бразилии, но «тропический Трамп» (Жаир Болсонару — прим. «ВМ») непредсказуем и восхищается североамериканским. Бразилия будет ориентироваться на США, хотя в последнее время отношения переживают кризис из-за американских тарифов на сталь и алюминий, — сказал эксперт.

До госпереворота в ноябре Боливия оставалась в числе «друзей России», но после свержения Эво Моралеса ситуация там становится для Москвы «непредсказуемой».

— Новый режим зависит от США и Лимской группы, от колебаний вашингтонской политики, — уточнил Харламенко.

Он ожидает ослабления позиций Москвы в соседнем Эквадоре, где осенью был свергнут Ленин Морено.

— Ссылаясь на финансовое давление США, Эквадор будет следовать каждой антироссийской кампании Вашингтона, — отметил эксперт.

Политика экономического давления путем ввода тарифов на импортируемые в США товары может повлиять на роль России в Мексике и Аргентине. Хотя эти страны едва ли включатся в «пропагандистскую кампанию» против России, они будут вынуждены считаться с США ввиду финансово-экономической зависимости.

* «Хайят Тахрир аш-Шам» — организация, запрещенная на территории РФ

Читайте также: 10 судьбоносных событий 2019 года во внешней политике России

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.