Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Новый мировой беспорядок

Общество
Мир меняется на глазах. К чему это приведет? Исторически Россия лучше других умеет находить верный курс в условиях политической турбулентности...

Грядущие перемены одновременно и радуют открывающимися возможностями, и пугают новыми кризисами. В потоке новостей трудно разглядеть глобальные тенденции и понять, «что же будет с Родиной и с нами?». О глобальных вызовах времени рассуждает известный российский политолог Михаил Панченко.

ВРЕМЯ ВОПРОСОВ

Можно ли считать избрание Трампа поворотным моментом в политике?

— Да, победа Дональда Трампа для многих в мире стала «черным лебедем» — так американский экономист и философ Нассим Талеб называет совершенно непредвиденные, форс-мажорные обстоятельства, резко меняющие ход событий. Трудно было представить, что «коренная Америка», лицом которой стал Трамп, сможет составить конкуренцию могуществу транснационального, глобалистски настроенного истеблишмента Вашингтона и Уолл-стрит.

Победа этого «несистемного» политика показала, что в элите США — впервые со времен их гражданской войны — образовался столь значимый раскол. Более того, незыблемость позиций глобалистов в Вашингтоне оказалась мифом, а национально ориентированные круги США показали силу и готовность отстаивать свои интересы. Прежний консенсус элит, в основе которого вкачивание в американскую экономику ресурсов всего мира и заливка деньгами всех проблем США, в состоянии распада.

Не может ли это привести к дестабилизации в США?

— Там множество острейших проблем, требующих немедленного реагирования. Это — нелегальная миграция, расслоение общества по этническому, расовому и конфессиональному признакам, рост социального иждивенчества в сочетании с увеличением разрыва между богатыми и бедными. В ряде штатов, в частности в Калифорнии, налицо рост сепаратистских настроений. Теперь к старым проблемам добавилась новая: появилось множество людей, недовольных победой Трампа…

Но, главный кризис — это все-таки антагонистический раскол элиты на два лагеря. Победа Трампа — победа в бою, но не в войне в целом. Реваншистские настроения глобалистов сильны, и они уже «показали зубы»: погромы, которые после выборов прокатились по крупным городам США, сильно напоминают «цветные революции». Этакий реэкспорт «демократических ценностей»… Гражданская война в США в принципе возможна, но такой сценарий не является приемлемым как для Трампа, так и для глобалистов. Мой прогноз: договорятся.

Найдет ли отражение в последующей политике 45-го президента США риторика его предвыборной кампании?

— Выполнить все предвыборные обещания невозможно, да и задачи такой не стояло ни перед одним избранным президентом. Более того, ни один из них не был в состоянии перестроить систему распределения благ внутри американского истеблишмента. Трамп исключением не будет, и нашим лидерам еще предстоит это понять.

Трамп — «продукт» протестантской этики, теорий всех их адамов смитов и давидов рикардо. В рамках этого жизненного кредо во имя оптимизации стоимости все средства хороши. В том числе насилие и тотальный террор. Вопрос в том, какие именно обещания будущий хозяин Белого дома будет реализовывать? Ответ следует искать в том, насколько Трамп «прогнется» под сложившуюся в США систему.

Я думаю, «прогнется» ровно настолько, насколько это нужно системе. От пробившегося во власть миллиардера вполне могут последовать разочаровывающие Россию заявления, и даже действия. Но есть и плюсы. Несмотря на образ эпатажного политика, в бизнесе Дональд Трамп зарекомендовал себя как прагматичный, упрямый, но, главное, договороспособный делец. И это нам на руку. Хотя договариваться новый президент США станет, прежде всего, с собственными глобалистами, а не с Россией (как бы нам этого не хотелось!), в своей внешней политике он будет действовать как бизнесмен.

То есть право на перспективу получат только те глобалистские проекты, которые сейчас приносят прямой доход или хотя бы минимальную пользу. Все остальные будут закрыты без оглядки на стенания «прикормленных» политиков других стран.

Новый мировой беспорядок Политолог Михаил Панченко / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Каким путем может пойти Америка: умеренный изоляционизм или продолжение экспансии, но уже под новыми лозунгами?

— Трамп вовсе не отказывался от идеи мирового лидерства США. Его позиция отличается от взглядов Клинтон лишь тем, что, по его мнению, для этого сейчас у США недостаточно ресурсов, и он не готов жертвовать собственным государством ради реализации экспансионистских планов глобалистов.

Поэтому ни о каком изоляционизме, даже в умеренном виде, речи не идет. Но и экспансия будет постепенно сворачиваться, в том числе на Ближнем Востоке и на Украине. Однако Трамп обязательно что-то потребует взамен на снижение американской активности на этих направлениях. В том числе и от России. Так что давайте без иллюзий: нам следует зарядиться терпением и искать компромиссы.

«БРОШЕННАЯ» ЕВРОПА

Как вы считаете, Великобритания — это самая «умная крыса», первой побежавшая с тонущего «корабля» Евросоюза?

— Трудно судить о том, насколько умна крыса, покинувшая корабль, который тонет посреди океана… Великобритания затеяла выход из Евросоюза в расчете на стабильность США с образованием в перспективе некоего англо-саксонского союза как альтернативы евро-атлантического единства. Такие расчеты были вполне оправданы в случае победы на выборах в США Хиллари Клинтон.

А теперь Великобритания со своим брекситом оказалась в подвешенном состоянии. Пат. В Лондоне уже не могут игнорировать народное волеизъявление, но и объединяться теперь не с кем. У Лондона сейчас остается не так много времени для того, чтобы договориться или с Америкой Трампа, или с обиженным Евросоюзом. Иначе Великобритания будет болтаться между ними цветком в проруби…

Будут ли продолжены брекситы? Кто может стать следующим «на выход»?

— Небезызвестный миллиардер Сорос уже назвал распад Евросоюза необратимым. В понимании Сороса рухнет одна из опор евро-атлантической солидарности. Да, согласен, в таком виде ЕС действительно нежизнеспособен. И Трамп ведь вполне обоснованно относится к европейским союзникам США весьма скептически, считая их иждивенцами. Но как региональное объединение, способное, сплотившись, отстаивать в изменчивом мире интересы входящих в его состав государств, Евросоюз обладает хорошим, но пока еще невостребованным потенциалом. Об этом, кстати, часто говорят Путин и Лавров.

Сейчас Евросоюз представляет собой «полное собрание умолчаний» — иллюзию единства при больших внутренних противоречиях. «Слабыми звеньями» там являются все без исключения страны-члены. Лидеры некоторых из них, например, чешский президент Милош Земан, готовы это публично признать, но другие лидеры продолжают читать мантры о евроинтеграции.

Новый мировой беспорядок Президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель / Фото: EPA

Кстати, смогут ли прилететь «черные лебеди» и на президентские выборы в Германии и Франции в 2017-м?

— Сейчас это ключевой вопрос европейской политики, от ответа на него зависит будущее Евросоюза. Накануне выборов расклад сил во Франции предельно ясен. После полного банкротства правительства социалистов во главе с Франсуа Олландом конкуренцию национально ориентированному правому политику Франсуа Фийону может составить только ультраправая Марин Ле Пен.

Скорее всего, следующим президентом Франции станет Фийон. При этом Ле Пен, конечно же, укрепит свои позиции в стране. А в Германии процедура избрания нового канцлера устроена так, что Ангела Меркель, даже с ее катастрофически падающей популярностью, безальтернативно переизберется на следующий срок.

Но именно такая жесткая предопределенность в сочетании с очевидными проявлениями надвигающейся катастрофы, вызванной притоком небывалого числа мигрантов, может и вызвать «черных лебедей». На мой взгляд, именно в Германии возможны непредсказуемые события, способные перевернуть политическую ситуацию в стране.

А какой видите судьбу НАТО?

— Евросоюз можно переучредить, и он сможет работать не на «атлантическую солидарность», а на благо европейских народов. А вот потенциал НАТО близится к нулю. Это отжившая свой срок организация. При этом распад альянса, возможно, будет инициирован командой Трампа. Думаю, на втором сроке его президентства. На взгляд избранного американского президента, НАТО не оправдывает те ресурсы, которые США тратят на альянс.

А европейские союзники, даже если и хотят с охранения военно-политического блока с США, но только при условии, что за их безопасность будут продолжать платить американцы. Характерный сигнал: 23 ноября Европарламент принял резолюцию с рекомендацией о создании общих вооруженных сил ЕС. То есть уже «подстилается соломка» на случай вероятного распада НАТО.

СИРИЯ РАЗДОРА

Не спасет ли новый «разброд» в мировой политике мусульманских радикалов на Ближнем Востоке? Вдруг всем станет не до них?

— Как раз наоборот. В решении общей проблемы этого радикализма многие увидят прекрасный способ прекращения «разброда» в мировой политике. На Ближнем Востоке, где сейчас вспышка террора, в единый клубок завязаны множество интересов разных субъектов мировой политики.

Здесь сошлись и глобальные игроки — Россия и США, — и региональные — Турция, Иран, Саудовская Аравия, Израиль. Есть еще интересы транснациональных корпораций, контролирующих энергоносители, морские транзитные коридоры, производство и поставку вооружений… Этот узел невозможно разрубить одной только волей России и США, даже если они договорятся о сотрудничестве.

Так стоит ли вообще России начинать сотрудничество с США в борьбе с запрещенным в России «Исламским государством»?

— Стоит. Необходима полная политическая реконструкция ближневосточного региона. Для этого потребуется сложноуровневая сделка нескольких сторон, а не только нас и американцев, с четкой синхронизацией действий и планом работы на 3–5 лет. Понятно, что США не станут отказываться от своих интересов в регионе. Аналогичным образом будет поступать и Россия, как, впрочем, и остальные привлеченные субъекты. Но договоренности должны быть достигнуты до разгрома радикалов и как первейшее условие совместных действий.

А чей флаг будет на руинах сирийских городов: России, США, Китая?

— Надеюсь, этот флаг будет сирийским.

Новый мировой беспорядок Билборд, появившийся накануне выборов в Черногории, обыгрывает слоган предвыборной кампании Трампа / Фото: EPA

ШАНС ДЛЯ РОССИИ

«Сольют» ли США и ЕС Украину России?

— Трамп сбросит России актив «Украина» легко и недорого. Возможно, она даже станет неким дополнительным бонусом в рамках договоренностей по Ближнему Востоку. С европейцами сложнее. Вполне вероятно, по настоянию Польши, Венгрии и Румынии будет истребован раздел территории Украины с отсоединением от нее западных областей. Но главное для Евросоюза сейчас — это выход из майданного проекта с минимальными репутационными потерями, а это предмет для отдельных переговоров с европейцами, в которых «козыри» будут на руках у нас.

Как долго еще может продолжаться режим санкций против нашей страны?

— Если коротко: как только сменятся лидеры Европейского союза и входящих в него государств. Восстановление торгового и инвестиционного обмена будет происходить в рамках политического торга. Другая часть этого вопроса состоит в отмене уже с нашей стороны контрсанкций.

Отечественные производители в подобном совсем не заинтересованы, а вот европейцы и американцы желают вернуть свои прежние ниши и доли на российском рынке. Москва вовсе не обязана им это гарантировать, и здесь есть о чем подискутировать с США и Европой.

Какие еще возможности для России открывает начавшаяся в мировой политике турбулентность?

— Многие. Главная из них — это постановка вопроса об адаптации всей системы международных отношений к текущим реалиям мировой политики. С точки зрения организационной и институциональной системы межгосударственного общения мир продолжает жить в эпоху биполярного противостояния и взаимного ядерного сдерживания.

Со времен ялтинско-потсдамских и бреттон-вудских соглашений мало что изменилось, тогда как в мировом раскладе сил произошли кардинальные трансформации. Европа утратила прежний вес, а Китай, который не учитывался при распределении влияния, прочно закрепился в числе мировых лидеров. Плюс развиваются средства коммуникации, расширяющие возможности торгового, финансового, научного, цивилизационного обмена между странами. Новый мир требует системных изменений.

И последнее: постановка Россией таких вопросов в условиях, когда сама она находится на подъеме, является тактически выгодной. Исторически Россия лучше других умеет находить верный курс в условиях турбулентности. Мы такой народ: пока другие мечутся и паникуют, мы, наоборот, мобилизуемся и идем к победе. Сейчас у нас — новый шанс, и я не вижу причин, чтобы наша страна его упустила.

ЦИТАТА

Владимир Путин, президент России:

— Без серьезного партнерства России и Соединенных Штатов справиться с современными масштабными вызовами будет очень сложно. В последние годы, к сожалению, мы с вами это знаем, российско-американские связи существенно деградировали, но это не наша вина.

Сейчас, после того как отшумела избирательная кампания в Соединенных Штатах и в Белый дом скоро придет новый президент, хотелось бы верить, что появится шанс наладить отношения, которые важны не только для народов обеих стран, но и для обеспечения международной стабильности и безопасности. В ходе недавнего телефонного разговора с господином Дональдом Трампом мы сошлись во мнении, что нынешнее неудовлетворительное состояние российско-американских отношений, безусловно, нужно выправлять. Как я уже говорил, наша страна готова пройти свою часть пути.

Из выступления на заседании Международного форума «Примаковские чтения» 30 ноября 2016 года

ПРОЧИТАНО В SÜDDEUTSCHE ZEITUNG

«В двух странах Европы сейчас прошли дополнительные выборы, два раза Москва могла радоваться, и два раза Брюссель был наказан. В Болгарии президентом станет социалист, который выступает за отмену санкций ЕС против России. В Республике Молдова новый глава государства вообще стремится к радикальному повороту — отойти от курса ЕС и войти в Евразийский экономический союз.

Еще недавно Евросоюз действовал в восточноевропейских странах как своего рода политический пылесос. Он буквально поглощал государства, настолько он был силен. Однако Россия в споре с ЕС опять выбивается вперед. Влияние Москвы в Европе растет».

СПРАВКА

Михаил Юрьевич Панченко — известный российский политолог. Окончил Хабаровский государственный университет, Дипломатическую школу университета Джорджтаун (США), аспирантуру Дипломатической академии МИД Российской Федерации. Автор монографий и десятков статей по проблемам геополитики и баланса сил в международных отношениях.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.