Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Полина Смородинова: После урока о японском искусстве мы пишем хокку

Общество
Полина Смородинова: После урока о японском искусстве мы пишем хокку
Когда Полина Смородинова говорит об искусстве, слушатели забывают о времени. Это испытали на себе и главы города и страны, и самые упертые ученики-технари. / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова

Первого сентября Владимир Путин и Сергей Собянин посетили гимназию № 1519. Президент энергичной походкой вошел в класс и поздоровался за руку с Полиной Леонидовной. Путин и Собянин уселись за первую парту от двери. Да так заслушались, что руководителю протокола пришлось напомнить о регламенте. Ведь Полина Смородинова умеет увлечь даже тех, чьи интересы далеки от истории искусств.

Полина Леонидовна, что это был за урок?

— Классный час в 10 «Б» под названием «От героев былых времен…» Я представила эту тему через отражение памяти о войне 1812 года в изобразительном и монументальном искусстве. Мы говорили о храме Христа Спасителя, триумфальных арках, воздвигнутых в честь победы. Я предложила рассмотреть несколько картин, посвященных 1812 году, и определить, какие написаны в XIX веке, а какие — в ХХ.

Судя по телерепортажам, для мэра и президента это было не рутинное мероприятие…

— Они живо включились в обсуждение. Когда я стала показывать на интерактивной доске репродукции портретов из Военной галереи героев 1812 года в Эрмитаже, Владимир Владимирович воскликнул: «Туда съездить надо!» И попросил Сергея Семеновича устроить нашему классу поездку в Санкт-Петербург. Мне даже показалось, что гости вышли из регламента. Наш директор заглянул в дверь, Владимир Владимирович в шутку извинился: мол, нас выгоняют…

— Учителям мировой художественной культуры нужно особое мастерство. Старшая школа, у всех учеников репетиторы, курсы, мысли только об институте. А тут изволь учить про живопись Возрождения…

— Раньше историю искусств изучали только в гуманитарных вузах. Хорошо бы приступать к ней, обладая большим запасом знаний. И все же я рада, что МХК, как этот предмет сокращенно называют, остается в школьной программе.

Он учит понимать невербальную информацию — форму, пространство, цвет. К тому же он дает возможность самореализации. В нашей гимназии МХК преподается с 5-го класса, но он интегрирован с рисованием. Рисуем гжель, жостовские мотивы — понемногу проникаемся образами традиционного народного искусства. В 7-м классе основная тема — дизайн и архитектура в нашей жизни. Делаем проект микрорайона, дети клеят из бумаги домики... Им так нравится работать руками! А в 8-м классе приступаем уже собственно к истории искусств, но и там не забываем о самостоятельном творчестве. Например, после того как «нагуляемся» по разным местам Востока — разумеется, виртуально, — я предлагаю ученикам представить себя японцами. Что должен делать японский путешественник?

Фотографировать на каждом шагу?

— Писать хокку! Там не надо уметь рифмовать. Но нужно, чтобы у разных авторов трехстишия сцеплялись по смыслу, и получался целостный многоголосый рассказ. А еще хорошо пофантазировать: мог бы художник иначе разработать тему? Что можно изобразить на картине «Завтрак аристократа»? Ученики предполагают: роскошно сервированный стол, почтительные лакеи… Тогда я показываю знаменитую картину Федотова, где юноша прячет горбушку хлеба от нежданного гостя. Понятна ирония художника и в то же время его сочувствие к герою.

Некоторые педагоги сердятся, если ученик не может с ходу сформулировать мнение о произведении. Обвиняют его в равнодушии, лени...

— Боже упаси! Я понимаю, что свой энтузиазм — прекрасно, а чужой может раздражать. Я веду учеников по прекрасному дворцу, где множество комнат. Я могу только приоткрывать двери и говорить, что за каждой кроется. Если кому-то захочется потом в какую-то из комнаток вернуться, это уже хорошо.

И в какие комнатки удалось «заманить» учеников?

— Один юноша сказал: «Спасибо за Веласкеса, это теперь мой любимый художник». Был класс, где неформальные лидеры, а за ними все остальные, не желали принимать авангард.

Я говорила: пусть у вас любимый художник Шишкин, но постарайтесь понять, почему другие работают иначе. Вроде бы они перестали говорить, что «Малевич просто не умел рисовать по-настоящему». Несколько лет подряд команда гимназии занимает призовые места на городской олимпиаде по МХК. При том, что в ней участвуют в основном школы с углубленным изучением истории искусства. А у нас много образовательных профилей, но гуманитарного художественно-эстетического среди них нет.

— Какую область искусства ученикам труднее всего познать?

— Пожалуй, архитектуру. Мимо старинных зданий в центре Москвы ученики обычно спешат по своим делам, не вглядываясь. Но ведь ее можно изучать не только на примере, скажем, барокко. Наша школа в Строгине... Однажды я предложила посмотреть в окно. Может, и вон та многоэтажка о чем-то говорит? О том, что нас много, а денег на строительство мало, вот и получаются похожие друг на друга пространства. Архитектура — это материализованное устройство общества. А еще можно привлекать знания из других областей. Когда мы обсуждаем, чем стоечно-балочная конструкция отличается от арочной, я упоминаю о сопротивлении материалов. Ученики смеются: «Мы же вроде не на физику пришли!»

—Вот и я удивляюсь: откуда в словаре учителя-гуманитария такие понятия?

— В школе я была отличницей, мне было все интересно. Долго выбирала, куда пойти учиться. Когда меня спросили, почему история искусств, я ответила наобум: «Пригодится потом учить детей прекрасному». Я имела в виду своих будущих детей! Когда младший ребенок (а у меня трое) подрос, я стала искать работу — и остановилась на нашей гимназии. Дело не только в том, что она через дорогу от дома. Мне в свое время очень нравилось учиться в старших классах, и я всю жизнь втайне мечтала вернуться в школу. Но понимала, что учеником меня туда уже не возьмут.

СПРАВКА

Полина Смородинова (р. 1972) окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1994). Лауреат премии Президента РФ в рамках национального проекта «Образование» (2010), гранта Москвы (2011), конкурса «Учитель года Москвы» (2011). Победитель Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» (2012).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.