Карта городских событий
Смотреть карту

Занятия музыкой облегчают изучение иностранных языков

Занятия музыкой облегчают изучение иностранных языков
Чтобы изучать искусство, нужно вжиться в него. На открытии одного из павильонов в Лос-Анджелесском музее искусств студенты Высшей школы имени Джона Берроуза устроили представление в образах галантных дам и кавалеров былых времен / Фото: Reuters
В школах по всему миру пытаются найти баланс между необходимостью преподавать художественные предметы, доступными финансовыми средствами и возможностями учеников.

Учителя и чиновники, работающие в сфере образования, обеспокоены вопросом преподавания искусства в школах.

В расписание хочется включить все — и музыку, и рисование, и прикладное творчество, и танцы, и театр. Однако, как правило, чем-то приходится жертвовать — иначе детям, которые и так жалуются на непосильные нагрузки, придется учиться от заката до рассвета.

Одним из мировых лидеров в сфере школьного артобразования эксперты называют Финляндию. Музыка, изобразительные искусства и прикладное творчество — обязательные предметы для всех ребят с 7 до 16 лет. Кроме того, школьникам преподают основы архитектуры, хотя специального урока в расписании нет.

— Уроки искусства очень важны в школах. Последние исследования в области когнитивистики показывают, что занятия художественным творчеством повышают наши способности по другим предметам, — рассказывает Эйя Кауппинен, советник Национального управления образованием Финляндии. — Так, например, оказалось, что занятия музыкой в детстве развивают способности в изучении языков.

По словам Кауппинен, ведомство, которое она представляет, работает над тем, чтобы во время уроков музыки особое внимание уделялось сочинению произведений. По ее мнению, прививание композиторских навыков со школьной скамьи — это залог того, что из ребенка вырастет понастоящему творческий человек.

Пока Финляндия гордится своими успехами по внедрению в школы обучающих программ по искусству, в Соединенных Штатах бьют тревогу: финансовый кризис привел к тому, что количество артуроков, наоборот, сократилось. Так, в Лос-Анджелесе финансирование программ по искусству в школах упало с 2008 года на 40 процентов, из-за чего своих мест лишились многие учителя. Однако сейчас ситуация начала понемногу выравниваться — денег добавили, и школы собираются нанять больше так называемых путешествующих учителей. Педагоги-«пу тешест венники» называются так потому, что несколько школ, скидываясь, нанимают одного учителя, и он проводит уроки во всех учебных заведениях, разъезжая между ними.

Кроме того, американцы придумали еще одну хитрость: элементы занятий по искусству внедряют в уроки математики, информатики, обществознания и английского языка. Так, в Лос-Анджелесе местные некоммерческие фонды собрали 150 тысяч долларов на повышение квалификации учителей: педагогов научат, как совмещать преподавание обычных предметов и музыки. Займется обучением педагогов местный Музыкальный центр. Директор образовательных программ Музыкального центра Марк Славкин рассказал, что на одном из занятий учителя обсудят, как соединить уроки, которые они ведут, и изучение балета «Весна священная» российского композитора Игоря Стравинского.

— Мы хотим вернуть радость обратно в школы, — объяснил Славкин. — Сейчас школа просто натаскивает детей на выполнение тестов, и мы теряем многих ребят из-за этого.

По словам Славкина, педагоги должны научиться вносить элементы музыки в уроки математики, чтобы во время следующего финансового кризиса уроки искусства не исчезли из школ навсегда.

Музеи учат детей даже танцевать

Хана Розенкранцова, заведующая учебными программами коллекции современного искусства в ярмарочном дворце, пражская национальная галерея:

В прошлом году для старшеклассников и студентов мы провели в общей сложности 473 программы музейной педагогики, в которых приняли участие более 9,5 тысячи ребят. В целом за прошлый год в наших педагогических программах приняли участие почти 53 тысячи человек самого разного возраста. Мы проводили в среднем по семь программ каждый день.

Что касается школьниковстаршеклассников, то нужно отметить, что наши преподаватели находятся в постоянном контакте со школьными учителями, которые по электронной почте получают информационные письма с нашей программой или следят за ней на нашем сайте. Школьники могут поучаствовать в программах, которые готовим мы, или просто в любое время прийти со своим преподавателем. Можно также заранее договориться о программе на заказ.

Так как Национальная галерея в Праге формально разделена на коллекции современного искусства, ориентального искусства, искусства XIX века и искусства старых мастеров и готики, наш отдел образования также состоит из соответствующих четырех подразделений. Наши преподаватели занимаются музейной педагогикой как в рамках этих постоянных коллекций, так и в рамках кратковременных выставок.

К каждой выставке, как правило, мы открываем сразу несколько программ: проводим лекции, встречи, беседы с экспертами. Также мы запускаем художественные лаборатории, мастерские, где дети могут рисовать, творить из разных материалов вместе с педагогом или самостоятельно.

Еще у нас есть курсы истории искусства, которые посещают люди всех возрастов. Старшеклассникам они особенно интересны, потому что наши занятия помогают им подготовиться к поступлению в вуз.

Наши преподаватели любят экспериментировать с новыми формами. Вот недавно, например, в стенах галереи проходил недельный воркшоп по хореографии для молодежи.

Перед посещением галереи надо почитать словарик и прослушать виртуальный курс

Музеи по всему миру сотрудничают со школами: приглашают детей на экскурсии, готовят для ребят специальные программы, циклы лекций или семинаров, а кое-где директора музеев обещают превратить образовательную прогулку школьников в полноценную экспедицию с приключениями. Чем больше работы будет сделано предварительно, тем больше пользы и удовольствия ученик получит в самой галерее.

В Розенкрейцеровском египетском музее (Сан-Хосе, Калифорния) предлагают поурочный план того, как за 10 дней подготовить ребят к походу в музей, или, как здесь предпочитают выражаться, к путешествию по Древнему Египту. За полторы недели ребята должны узнать основные вехи истории Древнего Египта, познакомиться с древнеегипетскими культами и реальными историческими фигурами. Среди прочего, в музее подготовили и выложили в свободный доступ небольшой словарик с терминами, относящимися к Древнему Египту. Предполагается, что перед экскурсией дети узнают, что такое картуш, клинопись, династия и кто такие Хатшепсут, Хафра и Рамзес II.

В знаменитом Нью-Йоркском музее современного искусства (Museum of Modern Art, сокращенно MoMA) пошли еще дальше — здесь организуют курсы по искусству для школьников прямо на площадках музея.

— В настоящее время у нас открыто множество бесплатных программ для детей. Например, семинары, где ребята изу чают различные художественные техники и темы искусства. Совсем недавно мы открыли специальную интерактивную арт-лабораторию «Движение», — поделился с журналистами директор MoMA Гленн Лоури.

В музее создали также бесплатный онлайн-курс для учителей средней и старшей школы, причем доступ к нему имеют преподаватели всех стран мира. В серии виртуальных лекций и семинаров сотрудники музея рассказывают, как с помощью современного искусства оживить обычные уроки. Курс учит преподавателей полезным педагогическим приемам, например как на время урока превратить учеников в самостоятельных и любопытных исследователей искусства.

Британский музей в Лондоне для развития своих образовательных программ начал сотрудничество с фирмой Samsung. С помощью оборудования компании в музее проводят многочисленные бесплатные занятия, связанные с искусством и цифровыми технологиями. Старшеклассники могут научиться строить на компьютерах 3D-модели (на примерах музейных артефактов) или делать музыкальные видеоклипы. Кроме того, у Британского музея, как и у МоМА, есть своя коллекция интерактивных курсов для детей и учителей.           

Искусство поможет мыслить широко

Кати Кернер, сопредседатель Нью-Йоркского круглого стола «Искусство в образовании»:

Мы организация, созданная преподавателями для преподавателей. Предлагаем профессиональное развитие тем, кто работает в сфере артобразования. Мы работаем на местном уровне, но, я уверена, учителей по всему миру беспокоят те же вопросы, что и нас.

Конечно, искусство препо дают в разных странах по-разному.

В некоторых странах предпочитают вводить в расписание специальные уроки музыки.

В иных — искусство интегрируют в другие уроки, скажем, в занятия по литературе. В большинстве случаев в школах совмещают эти два типа преподавания — у нас, в Соединенных Штатах, например, они идут рука об руку. В некоторых странах занятия по искусству не включают в обязательную школьную программу, а в других — расписание невозможно себе представить без уроков музыки или рисования. Как бы там ни было, во всем мире в таких уроках видят средство вовлечения ребят в серьезное творчество.

Во всем мире люди беспокоятся о том, чтобы развить у подрастающего поколения такие необходимые в XXI веке навыки, как способность к творчеству, критическому мышлению и сотрудничеству. Уроки искусства должны воспитать не просто разумных работников, но граждан, способных к сочувствию и сопереживанию. В США, с одной стороны, все убеждены, что в детях нужно воспитывать критическое мышление, а с другой — мы с удивительной настойчивостью измеряем их успеваемость с помощью пачки стандартизированных тестов. Это противоречие — одна из самых больших проблем, с которой столкнулось арт-образование в Америке. Из-за такого подхода мы заботимся в основном о том, как бы на учить детей грамоте и математике, а искусство оказывается где-то на периферии нашего внимания.

Следовательно, самый главный вопрос: как сделать так, чтобы наше желание научить детей мыслить критически в конце концов реализовалось на практике? Мы призываем к тому, чтобы уроки искусства стали частью школьной жизни каждого ребенка — от дошколенка до старшеклассника.

Существует еще и проблема финансирования. Когда средств не хватает, уроки искусства — первое, что убирают, чтобы сверстать школьный бюджет. В Нью-Йорке, например, количество средств, выделяемых на образование, зависит от наполненности городского бюджета. В 1970-е, во время налогового кризиса, огромное количество учителей, включая преподавателей искусств, были уволены из школ. Это означает, что многие учителя и директора школ, которые работают в школах сейчас, практически не имели возможности заниматься искусством в детстве. Конечно, им тяжело понять всю важность арт-образования, так как у них самих не было возможности им насладиться.

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse