К Южному полюсу. Первые после пингвинов
В конце 1818-го и в начале 1819 года три замечательных русских мореплавателя — вице-адмирал Сарычев, капитан-командор Крузенштерн и капитан-лейтенант Коцебу — составили три самостоятельных проекта экспедиции к Южному полюсу. Суть этих проектов сводилась к одному — проникнуть как можно дальше к Южному полюсу и обследовать дотоле почти неведомую часть земного шара. Гипотеза о существовании огромного материка «Терра аустралис инкогнита» («Неизвестная южная земля») в районе Южного полюса зародилась в глубокой древности. Однако все попытки достичь его оказались тщетными. Проверить столь категоричное утверждение было делом чести русских моряков. Начальником экспедиции и командиром шлюпа «Восток» был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен, в то время один из лучших морских офицеров.
Командиром шлюпа «Мирный» стал лейтенант Михаил Лазарев, совершивший самостоятельное кругосветное плавание в 1813–1816 годах на корабле «Суворов» Российско-американской компании.
Экипажи судов и офицерский состав подбирались строго на добровольных началах.
4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, корабли через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Без лоций и маяков они шли по неисследованным водам. Уже в декабре 1819 года шлюпы были в районе острова Южная Георгия. Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров «Востока» и «Мирного»: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15 (27) января 1820 года «Восток» и «Мирный» оказались вблизи Антарктического материка. Так была открыта Антарктида. После месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту.
К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную островами Россиян. 23 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде.
Для торжественной встречи экспедиции в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями.
Этим открытием русские моряки внесли величайший вклад в мировую науку, вписав новую замечательную страницу в книгу русской морской славы. А командиры кораблей совершили еще множество подвигов...
Маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева
В ходе своего второго кругосветного плавания Джеймс Кук, исследуя воды Южного полярного круга, достиг самой южной точки — 71°10’ южной широты. Путь дальше перекрывали сплошные паковые льды. Кук сделал вывод, что Антарктиды как материка либо вообще не существует, либо достичь ее невозможно, что послужило причиной отказа от дальнейших попыток мореплавателей открыть шестой континент. Но это не касалось русских моряков, не привыкших отступать. После тщательной подготовки экспедиция, возглавляемая Беллинсгаузеном и Лазаревым, сделала невозможное. А корабли «Восток» и «Мирный» остались на карте Антарктиды. В честь «Востока» был назван и первый космический корабль.
• ШЛЮП «МИРНЫЙ»
20-пушечное трехмачтовое военное судно, длина 36,5 м, водоизмещение 530 т. Перед походом корпус укрепили и покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления, сосновый руль был заменен дубовым. Такелаж заменили на новый
• ШЛЮП «ВОСТОК»
28-пушечное трехмачтовое военное судно, длина 39,5 м, водоизмещение 900 т. Перед экспедицией корпус укрепили железными стойками, подводные части обшили медью. Железные рулевые петли заменили на медные, поставили дубовый руль