Сергей Банников: По картинам тоже можно путешествовать
Но, похоже, ученики этого даже не замечают — на проходящих мимо ноль внимания.
- Сергей Валерьевич, неужели в классе так душно?
- Нет, это сделано специально. Так выражается наша внутренняя открытость. Если ученики заняты делом, то посторонние раздражители на них не подействуют. А для этого нужно применять деятельностный подход. Учить действовать на основе полученных знаний, применять их на практике.
- А конкретнее? Чем их можно так здорово пришпорить?
- Например, шпорами.
- Но для учеников шпоры — это шпаргалки…
- Правильно. Однажды я организовал в старших классах изучение темы, которая не пользовалась большим интересом, с помощью конкурса шпаргалок. А что, это ведь своеобразный краткий конспект. Чтобы его подготовить, надо уметь работать с текстом, выделять главное. Были представлены около 30 шпор, причем образцы почти не повторялись.
Я узнал много нового — как их делают, куда прячут. Сам-то я шпорами не пользовался — ни в школе, ни в институте. В данном случае изготовление шпаргалки — это не цель, а педагогический прием, с помощью которого отрабатываются навыки работы с информацией.
- Какая шпора вас особенно поразила?
- Наручные часы с двумя роликами на циферблате, между которыми перекручивались записи. А вот ребята выше всего оценили шпору, выполненную на кашпо для цветка. Когда потом я задал домашнее задание по этому же материалу, результативность работы была на порядок выше, чем обычно.
- Прямо не урок, а песня!
- Песни были на другом уроке. Сама собой родилась идея — представлять ответы на учебные вопросы в стихах. А потом начали рифмовать уже вопросы-загадки. Например, в 9-м классе по теме «Районирование территории России»: «Что из себя представляет регион, который от России так удален?». Правильно, Калининградская область. Потом, когда по этим темам проводились уже серьезные письменные опросы, результат в классах, где мы сочиняли частушки, был выше, чем там, где работа велась по старинке.
- А ученики видели этот самый удаленный регион своими глазами?
- К сожалению, выбраться в поездку с классом удается редко, а с родителями ребята чаще ездят за границу. На Мертвом море, например, многие бывали. А вот российские достопримечательности знают хуже. Я стараюсь как можно чаще делиться своими впечатлениями о России. Я много путешествую, видел и вулканы Камчатки, и Сибирь, и Заполярье.
- Наш регион тоже интересный.Сейчас у педагогов популярны занятия в московских музеях.Вы, наверное, завсегдатаи Палеонтологического, Геологического, Дарвиновского?
- Не только. Я давал задание сделать подборку картин, которые иллюстрируют явления природы. Например, времена года, природные зоны. Желательно представить в качестве отчета свое фото, скажем, на фоне васнецовских «Богатырей» (иллюстрация к понятию «холмистая равнина»).
- И в музеях ваши ученики ведут себя так же, как на уроках? Ни взгляда по сторонам?
- Как раз нет. Уроки в музеях тем и хороши, что попутно можно обнаружить массу интересного. Один ученик пошел в Третьяковскую галерею искать «Утро в сосновом лесу», зашел в зал, где выставлены произведения абстрактного искусства, открыл для себя новое художественное направление и влюбился в него. Я всегда говорил, что преподавать географию — значит быть одновременно еще и учителем химии, физики, математики. Оказалось, что и основ художественной культуры — тоже.
СПРАВКА
Сергей Банников родился в 1968 году. Окончил МАИ (1991) и Московский институт открытого образования (2002). Работает в школе с 1992 года. Руководитель Центра естественно-научных дисциплин издательства «Русское слово». Обладатель премии приоритетного национального проекта «Образование» (2007), финалист конкурса «Учитель года Москвы» (2008, 2009). Автор множества статей и учебных пособий.