Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Эх, прокачу! Экипажи для поездок «с ветерком»

Общество
Мы продолжаем рассказывать о явлениях и вещах из быта москвичей, забытых в наши дни. Сегодня нашим героем станет экипаж извозчика, о котором расскажет Николай Муратов, сотрудник Музея Москвы. Профессионально извозом в Москве начали заниматься в XVIII веке.

Наемный экипаж, состоявший из лакированной коляски и ухоженных лошадей, был намного комфортабельней простых деревенских саней и телег, поэтому услуги кучеров всегда пользовались большим спросом у горожан. Впрочем, экипажи делились на классы по степени комфорта.

— Cамый дешевый транспорт предлагали так называемые ваньки — крестьяне, приезжавшие в Москву на заработки, — рассказывает Николай Муратов, куратор выставки «Как поехала Москва». — Несколько дороже — «резвые».

Эх, прокачу! Экипажи для поездок «с ветерком» Стоянки извозчиков обычно находились в оживленных местах города, чаще всего — около вокзалов. Крупнейшая стоянка в Москве в XVIII веке располагалась на Каланчевской площади

Самые дорогие — «лихачи», имевшие, в отличие от «ванек», хороших лошадей и экипажи на рессорах с резиновыми шинами («дутиками») на колесах. Их можно было сравнить с современным такси бизнес-класса. Клиенты у «лихачей» обычно были соответствующие — посетители ресторанов, театров и гостиниц, готовые платить за комфорт до трех рублей, в то время как «ванька» брал за проезд всего 30–70 копеек с пассажира. Гужевой транспорт в Москве зачастую был одноконным, но встречались двойки и тройки. Зимой коляски заменялись на сани, в них пассажиров укрывали пледами или медвежьей шкурой.

Форма извозчиков устанавливалась распоряжениями Городской управы. Они были одеты в длинный суконный кафтан на сборках сзади, подпоясанный матерчатым поясом. Голову кучеров украшал невысокий цилиндр с загнутыми полями и пряжкой спереди. Впрочем, кафтаном и цилиндром обязательная форма и ограничивалась, другие детали костюма могли быть произвольными. Чем извозчики охотно пользовались для того, чтобы привлечь внимание клиента. Так, «лихачи» любили франтить, отделывая свои зимние кафтаны дорогим куньим или соболиным мехом, а шапки признавали только бобровые.

А некоторые рекламировали свои услуги с помощью звонких колокольчиков, украшавших экипаж спереди. От лихого окрика водителей таких экипажей: «Эх, голуби!» — и пошло в народ понятие «голубчики». Для всех извозчиков городскими властями были прописаны специальные правила, за нарушение которых применялись штрафные санкции. Так, каждый кучер должен был иметь свой номерной знак и находиться на соответствующем месте. Ранее номерной знак носили на спине, возле ворота, и только позднее стали его прибивать к облучку и задку экипажа. Также для извозчиков существовали возрастные ограничения: управлять экипажем могли только мужчины от 18 до 65 лет. Стоянка экипажей в то время, как и сейчас, разрешалась только в определенных местах. К примеру, вдоль тротуаров ставить конки можно было только в один ряд. Запрещалось оставлять на улицах экипаж без присмотра — извозчик постоянно должен был быть на облучке.

Были и правила движения по городским улицам. Извозчикам предписывалось держаться правой стороны улиц, ездить умеренной рысью — до 12 километров в час. А с наступлением сумерек следовало зажигать у экипажей специальные фонари. Просуществовали извозчики вплоть до середины 1930-х годов, а затем их вытеснили механические и электрические виды городского транспорта: такси, трамваи и автобусы.

"КАК ПОЕХАЛА МОСКВА"

ст.м. «Парк культуры» Зубовский бульвар, 2

Музей Москвы

18 апреля — 31 мая  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.