Эх, прокачу! Экипажи для поездок «с ветерком»
Наемный экипаж, состоявший из лакированной коляски и ухоженных лошадей, был намного комфортабельней простых деревенских саней и телег, поэтому услуги кучеров всегда пользовались большим спросом у горожан. Впрочем, экипажи делились на классы по степени комфорта.
— Cамый дешевый транспорт предлагали так называемые ваньки — крестьяне, приезжавшие в Москву на заработки, — рассказывает Николай Муратов, куратор выставки «Как поехала Москва». — Несколько дороже — «резвые».
Самые дорогие — «лихачи», имевшие, в отличие от «ванек», хороших лошадей и экипажи на рессорах с резиновыми шинами («дутиками») на колесах. Их можно было сравнить с современным такси бизнес-класса. Клиенты у «лихачей» обычно были соответствующие — посетители ресторанов, театров и гостиниц, готовые платить за комфорт до трех рублей, в то время как «ванька» брал за проезд всего 30–70 копеек с пассажира. Гужевой транспорт в Москве зачастую был одноконным, но встречались двойки и тройки. Зимой коляски заменялись на сани, в них пассажиров укрывали пледами или медвежьей шкурой.
Форма извозчиков устанавливалась распоряжениями Городской управы. Они были одеты в длинный суконный кафтан на сборках сзади, подпоясанный матерчатым поясом. Голову кучеров украшал невысокий цилиндр с загнутыми полями и пряжкой спереди. Впрочем, кафтаном и цилиндром обязательная форма и ограничивалась, другие детали костюма могли быть произвольными. Чем извозчики охотно пользовались для того, чтобы привлечь внимание клиента. Так, «лихачи» любили франтить, отделывая свои зимние кафтаны дорогим куньим или соболиным мехом, а шапки признавали только бобровые.
А некоторые рекламировали свои услуги с помощью звонких колокольчиков, украшавших экипаж спереди. От лихого окрика водителей таких экипажей: «Эх, голуби!» — и пошло в народ понятие «голубчики». Для всех извозчиков городскими властями были прописаны специальные правила, за нарушение которых применялись штрафные санкции. Так, каждый кучер должен был иметь свой номерной знак и находиться на соответствующем месте. Ранее номерной знак носили на спине, возле ворота, и только позднее стали его прибивать к облучку и задку экипажа. Также для извозчиков существовали возрастные ограничения: управлять экипажем могли только мужчины от 18 до 65 лет. Стоянка экипажей в то время, как и сейчас, разрешалась только в определенных местах. К примеру, вдоль тротуаров ставить конки можно было только в один ряд. Запрещалось оставлять на улицах экипаж без присмотра — извозчик постоянно должен был быть на облучке.
Были и правила движения по городским улицам. Извозчикам предписывалось держаться правой стороны улиц, ездить умеренной рысью — до 12 километров в час. А с наступлением сумерек следовало зажигать у экипажей специальные фонари. Просуществовали извозчики вплоть до середины 1930-х годов, а затем их вытеснили механические и электрические виды городского транспорта: такси, трамваи и автобусы.
"КАК ПОЕХАЛА МОСКВА"
ст.м. «Парк культуры» Зубовский бульвар, 2
Музей Москвы
18 апреля — 31 мая