Вези меня, «Эмка». Как столица пересела на автомобили с шашечками
Считается, что первое такси в Москве появилось в сентябре 1907 года, когда новостная газета «Голос Москвы» сообщила о появлении на улицах Первопрестольной автомобиля американской марки Oldsmobile с вывеской «Извозчик. Такса по соглашению».
А к 1910 году определились уже три вида коммерческих пассажирских автомобилей: такси — наемный автомобиль, проезд в котором оплачивался по показаниям счетчика-таксометра. Прокатный автомобиль, оплачивающийся по договоренности пассажира с водителем и моторный омнибус — многоместный автомобиль, прообраз автобуса и маршрутного такси.
До 1917 года многие московские предприниматели пробовали силы в таксомоторном бизнесе, создавали гаражи, в которых работало до нескольких десятков машин, чаще всего французских или немецких марок. А к 1920-м годам, с началом НЭПа, в столице появилось несколько гаражей прокатчиков — российских граждан и иностранцев.
Они использовали машины дорогих европейских марок. К концу 1924 года в столице работало примерно 150 прокатных машин. Успех подтолкнул советскую власть к созданию дешевого государственного такси.
— В начале 1925 года хозяйственная организация Москоммунхоз через контору «Автопромторг» начала покупать в кредит итальянские автомобили FIAT-502 и французские Renault-KZ для «муниципального» такси, — рассказывает куратор Музея Москвы Николай Муратов. — Конструкция FIAT вызвала у специалистов много претензий, и их закупки вскоре приостановили, а Renault на несколько лет стал основным московским такси. Это были левосторонние автомобили черного цвета с кузовом типа «ландо» и дисковыми колесами.
Сначала эти машины базировались в общих гаражах со служебными и персональными автомобилями, а позднее их вывели в отдельный гараж, впоследствии ставший Первым таксомоторным парком.
В 1936 году появилась новая горьковская легковая модель ГАЗ-М1, в которой закрытый кузов седан сделали базовым.
Эта машина, вошедшая в историю под народным прозвищем «Эмка», стала самым массовым в довоенном СССР легковым автомобилем, вторым такси конца 1930-х стал ЗИС-101. Объемы выпуска лимузинов были достаточно большие, и это позволило поставлять их в таксопарки крупными партиями. После Великой Отечественной войны самым распространенным такси стала «Победа», ее салон был шире, чем у «Эмки», вдобавок машина были оснащена отопителем и вместительным багажником. К началу 1952 года в Москве уже работало около трех тысяч такси в пяти парках. С конца 1957 года «Победы» в таксопарках начали массово заменять «Волгами», из них формировали новые колонны и целые парки. «Волга» выгодно отличалась от «Победы» более просторным салоном, увеличенной до 70 л. с. мощностью двигателя и возросшим ресурсом.
В 1960–1970 годы таксомоторное дело в Москве и других крупных городах СССР превратилось в настоящую индустрию. В столице действовал 21 таксопарк. В 1980-х общее число такси достигло 18–19 тысяч, а в памяти целого ряда поколений москвичей навсегда остались вечные «шашечки» с буквой «Т» и зеленый огонек. В наше время «Волги» и «Москвичи» ушли в прошлое: современное московское такси составляют в основном иномарки.
"КАК ПОЕХАЛА МОСКВА"
ст. м. «Парк культуры»
Зубовский бул., 2
Музей Москвы
18 апреля — 31 мая