История обучения ремеслам: почему нельзя сидеть на наковальне и ругать глиняные горшки
— Русская система обучения инженеров начала зарождаться именно в этих стенах, — говорит профессор Андрей Кузьмичев. — Здесь специализировались главным образом на обучении инженеров. Задача инженера подчас сложнее задачи ученого: ведь ученый изучает то, что уже есть в природе, а инженер создает то, чего еще нет.
В середине XIX века уроки у воспитанников распределялись так, чтобы теоретические предметы перемежались с искусством: черчением и рисованием.
Что касается традиций в обучении ремесленников, то до появления заводов мастера объединялись в небольшие коллективы-«кусты»: так возникло название «кустарное производство». В такие коллективы детей отдавали часто еще в семилетнем возрасте, и в статусе ученика воспитанник мог быть очень долго, около семи лет, прежде чем стать подмастерьем и, наконец, мастером.
— Традиция — гибкая и живая вещь, — поясняет Яков Внуков, руководитель центра живой истории «Настоящее прошлое». — Поэтому с переходом на заводы, где было большое разделение труда и в процесс работы вовлекалось множество людей, традиции не исчезли. Сохранялись и приметы. Так, например, до сих пор в кузнечном деле нельзя было садиться на наковальню — ведь ее считали сродни столу, с нее кузнец ел.
А как можно сесть на стол? У гончаров ни в коем случае нельзя было ругаться во время работы с глиной. Ведь глина считалась живой и могла впитать в себя брань и плохие эмоции, а изделие могло из-за этого лопнуть. Если говорить о наших русских традициях ремесла в общих чертах, то нас отличает творческая самостоятельность, поиск индивидуального подхода. В восточных культурах такого нет: там практикуют полное подражанию мастеру, вплоть до дыхания и настроения.