Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Главное здание университета украшает флаг столицы

Общество
Главное здание университета украшает флаг столицы
Леонид Печатников: Дети хотят поступать в Высшую школу экономики, МГУ, РГГУ, МГИМО. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Есть такая песня: «Ведь не зря на простор смотрит с Ленинских гор наш дворец — величавая крепость науки». Высотка МГУ им. Ломоносова — это, собственно, и есть единственный настоящий московский университет — видна всей Москве. Ей в новом году как раз исполняется 60 лет .

Императорский московский университет, а после — Московский государственный — это десятки факультетов и институтов всех направлений, другого столь же разнообразного учебного заведения в Москве нет.

Несколько факультетов в самом центре Москвы — это два здания на Моховой, окнами к Кремлю. Там учатся журналисты, психологи, востоковеды. Основная территория — на Воробьевых горах — это гигантский кампус вдоль проспектов Вернадского с севера на юг и Ломоносовского — с запада на восток. В центре — Главное здание, та самая высотка; в ней размещаются географический, геологический, механико-математический факультеты, а также ректорат, самые лучшие общежития, квартиры преподавателей, ДК МГУ и еще много всего. По бокам от него — такие же «сталинские» химфак и физфак, дальше в сторону Мосфильмовской улицы — факультеты биологический, почвоведения, а ближе к проспекту Вернадского — гуманитарные в трех корпусах. Плюс новое здание фундаментальной библиотеки недалеко от метро «Университет». Плюс там же новый гуманитарный корпус.

Плюс обсерватория недалеко от кромки Воробьевых гор.

Но, конечно, кампус кампусом — а главное в МГУ не территория и даже не шпиль. А дух старой школы. При всех сегодняшних сложностях, при всех ограничениях, которые накладывает статус «первого вуза страны», при всей бюрократичности — именно сюда стоит идти, если вы хотите продолжить российскую научную традицию. И сказать о себе с гордостью: «Я московский студент!»

Строгановка: дважды рожденная колыбель российского дизайна

Это единственный, кажется, в нашей стране вуз, который был воссоздан после двух десятилетий забвения, причем с упоминанием мецената-основателя; и это в советские-то годы! Случилось «второе рождение» Московского художественно-промышленного училища (оно же Строгановское) в 1945 году...

А все потому, что даже в Стране Советов дизайн никто не отменял. Да и художники, сколь бы они ни были концептуальны, нуждались и нуждаются в базе и школе, причем высокого уровня. И лучшего способа их готовить, чем тот, что был изобретен в первой половине XIX века графом Сергеем Строгановым, так и не придумали.

А организовал граф Строганов в 1825 году «Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Здесь не учили чистому искусству, как в Петербургской академии художеств, но пытались возвести имеющиеся оформительские и промышленные традиции до степени искусства с одной стороны и технологии — с другой. Этого требовала эпоха: штучное производство уступало место промышленному, вместо медленного вдохновения и передачи мастерства от отца к сыну требовался промышленный дизайн — хотя тогда и слова-то такого не знали.

А дело знали: ученикам в возрасте от 10 до 16 лет массово ставили руку в смысле рисунка, по всем академическим правилам. При этом принимали в училище даже крестьян, а обучение и питание для большинства были бесплатными. Всего в изначальной Строгановке училось до 360 человек, и обучались они рисованию машин (черчению), рисованию животных и растений. Чуть позже появляется отделение набивного рисунка и скульптурной лепки. А в 1843 году школа становится государственной, каковой и остается по сей день. Укрупняется во все продолжение XIX века и получает награды — как раз за дизайнерские достижения. На международных выставках (начиная с «Экспо-1867» в Париже, а потом в Вене, в Филадельфии и так далее) школа берет первые призы.

Пик славы того, прежнего Строгановского училища, — начало ХХ века, русский модерн. Среди преподавателей школы — гиганты Лев Кекушев, Федор Шехтель, Михаил Врубель, Константин Коровин.

Слава не померкла и в новую эпоху: Строгановка теперь называется свежо — Всесоюзные художественные мастерские, то есть знаменитый ВХУТЕМАС. Где к авангардным трендам добавили мощнейшую базу «ремесла — подножия искусства».

Но вольницу — а вольница неминуема везде, где есть творчество, — расформировали в 1930-м, причем творческого потенциала Строгановки хватило сразу на несколько отличных вузов — МАРХИ, Полиграфический, Художественный (ныне им. Сурикова), Текстильный (ныне Дизайна и технологий).

А в 1945 году, как уже было сказано, старый «бренд» был восстановлен, для училища было построено отличное здание на Волоколамском шоссе, и с тех пор Строгановка только расширялась.

Давно исчезли из массового обихода артели народных промыслов, под которые создавалась, а затем возрождалась эта школа. Но дизайн занимает в жизни место гигантское. Под стать высоченному портику нынешнего Художественно-промышленного университета, так и носящего имя графа Строганова.

РГГУ: здесь водятся волшебники

На Никольской улице всегда гнездилась российская книжность — с того самого момента, как в окрестностях завелся Печатный двор Ивана Федорова, а было это уже полтысячелетия назад.

Позже здесь была Славяно-греко-латинская академия, в которую поступил пришедший из Архангельска с возами рыбы Михайло Ломоносов.

Потом Синодальное училище, где жили и торговали многочисленные букинисты.

Сейчас тут, конечно, больше гламурные магазины.

Но и оплот знания сохраняется — РГГУ, бывший Историко-архивный институт. Точнее, ИАИ остался в составе РГГУ на правах старейшего факультета, а в новом — и главном — здании на Миусской площади, бывшем Университете Шанявского, расположилось множество других факультетов и научных центров.

В 1990-е — это был пик славы РГГУ — здесь обитала самая актуальная, самая свежая гуманитарная наука, напрямую сообщавшаяся с европейскими университетами. Потом некоторым другим вузам удалось подтянуться к уровню РГГУ и даже в чем-то перегнать, но именно этот университет был первым современным гуманитарным вузом новой России. Сюда и сейчас стоит идти за гуманитарным знанием и школой. От ВШЭ РГГУ отличает своего рода «человечность», идущая, разумеется, от богатой историко-архивной школы. А от МГУ — отсутствие неизбежной для главного вуза страны бюрократизации. В общем, оптимальный баланс для интеллигентного студента.

Настоящий студент консерватории любит пошутить над великими композиторами

В любую многоснежную зиму у студентов Московской консерватории есть любимое развлечение: заваленный снегом памятник Петру Ильичу Чайковскому, в честь которого она названа, чистят и формуют так, что получается — великий композитор играет на баяне. В этом вся Конса, как называют ее причастные: о музыке здесь знают все, но настоящий консерваторец никогда не будет относиться к ней слишком серьезно.

А все потому, что начиналась консерватория как музыкальные классы московского отделения Императорского музыкального общества. Не казенное, а добровольное учреждение, где с самого начала — профессора, среди которых были и основатель консерватории Николай Рубинштейн, и Чайковский, и Венявский, проводили свои классы вовсе на квартире Рубинштейна, то есть сугубо неформально. Потом было, конечно, и высочайшее соизволение, но все равно до революции финансирование консерватории шло по линии Музыкального общества, то есть не напрямую от государства, а через пожертвования. Главным образом — от концертов, которыми общество и зарабатывало на жизнь. Зарабатывало так, что вначале смогли выкупить усадьбу на Большой Никитской, ранее принадлежавшую знаменитому князю Михаилу Воронцову, губернатору Новороссии и начальнику, а затем врагу Пушкина. А потом — и перестроить ее по проекту архитектора Загорского в то здание, которое мы знаем сейчас. Потом консерватория приросла еще зданием Синодального певческого училища, но это было уже в советский период.

Сейчас на Никитской учатся как исполнители, так и композиторы, и еще музыковеды самых разных профилей. От теоретиков музыкального фольклора (ежегодные экспедиции проводятся без перерыва вот уже столетие) и поп-культуры до экспертов в авангардной академической композиции. А «фасад», открытый для любого — это три зала, Большой, Малый и Рахманиновский; это, кстати, и церковь Малого Вознесения напротив через Никитскую, где певчие — почти сплошь консерваторцы. Это концерты музыки любых жанров.

И Чайковский с баяном в снегу как символ консерваторского юмора. Правда, если 150 лет назад в консерваторию принимали «с нуля», то сейчас, прежде чем приходить сюда, нужно закончить музыкальное училище.

Вышка — ровесница обновленной страны

 

Высшей школе экономики — столько же лет, сколько и постсоветской России: чуть больше двадцати. И история похожа: вначале были профессора-экономисты в МГУ и некоторых других вузах, которые хотели и могли организовать в СССР «нормальное» западное экономическое высшее образование. На базе существовавших тогда институтов и университетов этого сделать не удалось, поэтому Вышку организовали с нуля. Это было начало девяностых, поэтому «повивальными бабками» выступили тогдашние экономисты во власти — Егор Гайдар, Лев Абалкин и сам основатель ВШЭ Евгений Ясин.

 

А помогли гранты Европейского экономического союза.

 

Позже, с 1995 года, когда Вышка оперилась, пришло и госфинансирование.

 

В течение десятилетия этот междисциплинарный вуз — почти университет, но все же экономико-гуманитарный — собирал под свое крыло самые «продвинутые» кадры из гуманитарной науки, от филологов до социологов. Чем привлекали? Прежде всего — свободой от бюрократизма, присущего «старым» университетам, и духом технократии.

 

Принцип Вышки — делать свое дело и не заботиться политическими вопросами. Поэтому ко второй половине 2000-х ВШЭ стала лидером по современным гуманитарным исследованиям.

 

В президентство Дмитрия Медведева Вышка стала неофициальным интеллектуальным центром, консультирующим Кремль.

 

В этом качестве вуз, прошедший в прошлые годы огонь и воду, оказался перед самым суровым испытанием — «медными трубами», грозящими потерей авторитета и репутации. Так, именно ВШЭ принято обвинять в реформах образования и здравоохранения.

 

Но такова судьба любых технократов — их не любят, как только дело доходит до жестких реформ.

Физтех, где учат и делать ракеты, и изобретать айфон

МФТИ, хотя и называется Московским физико-техническим институтом, базируется, как известно, в Долгопрудном.

Впрочем, сейчас многие москвичи живут куда дальше от МКАД. Но раньше, во времена советские, на физтех шли сразу по двум причинам.

Первая — это наука. Физтех создавался «под ядерную бомбу», для подготовки лучших в мире физиков, чтобы ковать победу в Третьей мировой. И потому на физтехе всегда разрешалось говорить и думать чуть больше, чем в «обычных» вузах. На МГУ и даже МИФИ обитатели общаг Долгопрудного смотрели и смотрят несколько свысока — и до некоторой степени это обосновано.

Вторая причина — студенческая вольница. От капустников (только на физтехе студенческого фольклора было в таком избытке, одних песен «традчасти» несколько сотен) до самиздата. Вслед за легендарным Львом Ландау (подпись которого в зачетке «коллекционировали» — и сдавали ему экзамен даже те, кому это было не положено по факультету и учебному плану) там всегда ценили независимость мнений.

Наверное, поэтому, помимо фундаментальных и прикладных физиков, с физтеха происходит множество предпринимателей. Особенно сильная волна бизнесменов родом из МФТИ была в 90-х годах — почти весь российский телеком возглавили именно физтехи. Да и сейчас среди тех, кто рискует делать российский хай-тек, доля тех, чья alma mater — Долгопрудный, необычайно высока.

Кроме всего прочего, это редкий для Москвы случай вуза, в котором даже жителям столицы предоставляется общежитие. А это — для тех, кто не служил в армии, — настоящая инициация, то есть начало взрослой жизни. В результате физтех выпускает не только супер-профессионалов мирового уровня в точных науках, но и по-настоящему взрослых, сложившихся людей. Которые вполне готовы покорять жизнь как она есть.

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.