Екатерина Князькина: Рисуя, мы создаем мир с чистого листа
- Что, Екатерина Юрьевна, ребята хотят узнать результаты?
- Нет, результаты будут известны нескоро. Это ребята так вдохновились, что не могут остановиться. Пришли домой, сели рисовать. Фотографируют живописную работу и шлют мне. Дети сейчас в принципе очень любят рисовать и хватаются за любую возможность это делать. Но здесь дополнительным стимулом послужило то, что заключительный тур проходил в Академии акварели Сергея Андрияки, а это настоящий храм искусств. Когда ребенок попадает в избыточную творческую среду, в нем не может не проснуться прекрасное.
- Какие задания были на этом туре?
- Девочкам понравилось «Я занимаюсь искусством»: они рисовали себя за мольбертами, за пианино, в танцевальном зале. Популярна была тема «Скачет конь — простору много».
- Сейчас дети с пеленок осваивают гаджеты, знакомятся с интернетом. Это отражается на тематике рисунков?
- К сожалению, да. Страдают прежде всего воображение и фантазия. Я вижу, что у современных детей недостаточно развито пространственное и образное мышление. Очень огорчает стереотипность мышления и неумение выражать свои эмоции.
Вот задание «В русской избе»: дети рисуют угол бревенчатого дома, печь — и все. Без подсказки не догадаются поставить туда лавку, стол, посадить старушку с прялкой. Уходит способность построить композицию, особенно многофигурную.
- И чем здесь можно помочь?
- Помочь можно с разных сторон. Приобщать детей к общечеловеческой культуре, к живописи, графике и скульптуре. Думаю, что многие помехи можно преодолеть занятием черчением, оно хорошо развивает пространственное мышление. На черчение сейчас большой запрос от родителей.
- Что я вижу! Это же «Трансформеры»?!
- Так это настоящее раздолье для проекционного черчения. И почему бы не рисовать то, что ребята любят? Сейчас и Федеральный государственный образовательный стандарт требует отталкиваться от запросов ребенка. А вы знаете, какая обширная сфера интересов у пятиклассников и шестиклассников. Один пятиклассник, например, хочет стать хирургом-генетиком: прочитал, что в 2030 году это будет самая востребованная профессия. И мы с ним делаем проект: макет его будущего рабочего места. Представляете, сколько ему надо перелопатить информации, сколько нового узнать? Главное — направить ученика в нужное русло. Пусть девочки рисуют мультяшных пони с крылышками, если им так хочется. Но надо обязательно включить этих лошадок в продуманную композицию, где будут фон, задний план. Чтобы пространство листа было заполнено.
- Почему это так важно? Потому что природа не терпит пустоты?
- Как замечательно сказала одна моя пятиклассница, рисовать — значит творить мир с нуля. Если ты не в состоянии заполнить лист, значит, ты не сможешь заполнить и свою жизнь, не сможешь мыслить масштабно и многовариативно.
- А сейчас поговаривают о том, что предмет «изобразительное искусство» надо вывести из обязательной программы в сферу дополнительного образования...
- Меня это пугает. Обучение рисованию нельзя оставлять на самотек. Это важная часть формирования личности. Человек, ориентированный преимущественно на визуальное восприятие, может, как правило, прогнозировать и свою жизнь, и деятельность более эффективно, простраивать их на большие промежутки времени. Ему зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что-то, поэтому он более эффективен, особенно если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Творчество — бесконечный источник энергии и жизненных сил, и подключение к нему возможно только через грамотного педагога.
СПРАВКА
- Екатерина Князькина родилась в Москве в 1965 году. Окончила Московский университет геодезии и картографии (1990) и Московский институт открытого образования по специальности «педагог изобразительного искусства, черчения и компьютерной графики» (1999). Работала в конструкторском бюро.
Преподает в школе с 1992 года. Почетный работник общего образования, ветеран труда, обладатель профессиональных наград. Член Творческого союза профессиональных художников.