сб 19 октября 02:33
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

День памяти святителя Петра. Что мы знаем о первом митрополите и покровителе Москвы

День памяти святителя Петра. Что мы знаем о первом митрополите и покровителе Москвы

Перед иконой святителя Петра молятся о многом, в том числе о здоровье

Игорь Иванко / АГН «Москва»

Каждый год 6 сентября отмечается День памяти святителя Петра — первого митрополита и покровителя Москвы. Уникальная личность, значение которой лишь возрастает в условиях нынешней политической реальности, Петр все же до сих пор для многих загадка. Ничего удивительного, ведь дела это давние… Но это не значит, что не нужно о них помнить… 

Петр родился в XIII веке на Волыни. Феодор и Евпраксия, его родители, были благочестивы, и еще до рождения ребенка Господь приснился Евпраксии и рассказал ей о предызбранности сына. Когда мальчик появился на свет, родители уже были уверены, что он будет служить Богу. И правда, в семь лет он отправился учиться, а в 12 уже был принят в монастырь, причем все послушания были ему в радость, а Священное Писание и иконопись он был готов изучать каждую свободную минуту.

Игумен монастыря оценил добродетели Петра, и вскоре инок стал иеромонахом. Наставник благословил его на собственный путь: он ушел из монастыря и в тихом и удаленном месте, на берегу реки Ратс, основал свою обитель. Вскоре о нем пошла слава — люди узнавали о подвигах благочестия, совершаемых Петром. К нему потянулись послушники, и для иноков был выстроен храм во время Спаса и монастырь, получивший название Новодворского. Петр — скромный, кроткий человек — стал игуменом.

По воспоминаниям всех, кто сталкивался с Петром, он никогда не пускал в сердце свое гнев, даже если иноки и были в чем-то виноваты…

Прибывший в монастырь митрополит Максим был приятно удивлен общению с Петром. А дар, полученный им от Петра на память, он берег до последних минут своей жизни — это был уникальный образ Успения Пресвятой Богородицы. Святитель Максим молился перед ним о благодати для земли Русской и ее спасении.

Когда в 1308 году святитель преставился, в митрополиты был посвящен Петр. Жить ему предстояло в Киеве. Время было неспокойным, город подвергался постоянным угрозам, и Петр принял решение перебраться во Владимир на Клязьме.

В неспокойное время выпало Петру управлять Русской митрополией. Кроме монголо-татарского ига, страну раздирали внутренние противоречия и войны. Петр прилагал огромные усилия для того, чтобы примирить князей, а народ вернуть в лоно нравственности и духовности. Он ратовал за сохранение христианского благочестия и прекрасно понимал, что только единство сделает страну сильной. В 1312 году Петр решился на беспрецедентный шаг — отринув все опасения, он отправился в рискованную поездку в Орду. Поразительно, но его приняли там с большими почестями, и Петр вернулся домой с грамотой от хана Узбека, которая охраняла отныне права духовенства на Руси. Кроме того, что были подтверждены все прежние права духовенства, было принято и принципиальное решение — отныне все церковные люди по всем делам, включая уголовные, были подчинены суду митрополита.

Через три года Петр впервые приехал в Москву. На холме над Неглинкой он основал монастырь в честь апостолов Петра и Павла. Позже его переименуют в его честь — и монастырь станет Высоко-Петровским. Стоит, наверное, напомнить, какие празднества были тут в год 700-летия основания монастыря.

…Но все это было позже, а пока…

А пока слава Петра росла год от года. Духовенство уважало его и за силу веры, и за последовательность всех действий, простые люди — за человечность при всей строгости… А в 1325 году случилось событие без преувеличения эпохальное. Великий князь Иван Калита обратился к святителю Петру с просьбой о переносе митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. И Петр, поняв значимость этого шага, на просьбу отреагировал согласием. Более того, год спустя он посоветовал заложить в Московском Кремле храм, что и было сделано — построение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы Петр благословил лично. (Ну а поскольку решение о переносе кафедры митрополита из Киева в Москву было принято именно Петром, его и называют первым Московским митрополитом и считают покровителем Москвы).

Он будто предчувствовал что-то, желая, чтобы это решение — о строительстве собора — было принято… 21 декабря (по старому стилю, 3 января 1327 года — по новому) 1326 года святитель, митрополит Московский и всея Руси Петр скончался. Каменный гроб святитель готовил для себя при жизни сам. В нем он и был похоронен в Успенском соборе.

При жизни Петра его называли чудотворцем, ибо по молитвам святителя и правда происходили всякого рода чудеса и исцеления. Но и после его смерти они случались — по молениям на его гробе. Поэтому после смерти святитель не просто не был забыт, напротив, слава его лишь начала расти. Ну а поскольку мощь Московского княжества начала нарастать, то и слава Петра становилась все более масштабной. Через три года после смерти Петр был причислен к лику святых. И даже целование креста на верность князю Московскому происходило возле гроба Петра. Он и после смерти участвовал в делах государственных — возле его последнего пристанища новгородцы ставили своих архиепископов только у гроба Петра, что прежде делалось лишь возле Святой Софии, тут же нарекались и избирались Первосвятители Московские. Петр незримо присутствовал даже при составлении крупных государственных договоров — во всяком случае, и эти серьезные бумаги составлялись и подписывались «при Петре».

…В XV веке (1472 год) Успенский собор начали перестраивать. Это потребовало серьезной работы, гроб святителя открыли. Обретенные мощи его оказались нетленными. Спустя семь лет, в 1479 году, совершилось второе перенесение мощей Святителя. И поэтому 18 октября и 6 сентября (по новом стилю) обозначены в церковном календаре как дни праздничные — в эти дни святителя поминают с особым почетом, уважением и признательностью.

Москва Петра помнит. Очаровательная улица Петровка получила свое имя по имени Петра — ведь она вела и ведет к Высоко-Петровскому монастырю.

В День святителя Петра, как правило, утром в Высоко-Петровском монастыре проходит богослужение, затем совершается крестный ход вокруг монастыря, причем монастырь обязательно обносят реликвией — монастырской святыней, иконой святителя Петра. На православных праздничных мероприятиях угощения выставляются старинные — пряники да баранки, пьют чай из самоваров. А под вечер летит над красавицей Петровкой, дивно переливаясь, колокольный звон в честь великого подвижника православия.

Петровская икона Божией матери — еще одна реликвия, имеющая непосредственное отношение к Петру. Она считается чудотворной, причем это первая московская чудотворная икона. Согласно житию Петра, он написал ее еще на Волыни и преподнес митрополиту Максиму, который и перенес на кафедру Киевских митрополитов. После смерти Максима не обошлось без споров за место первосвятителя. Галицкий князь Юрий ратовал за Петра и отправил в Константинополь его, а Михаил Тверской добивался места для игумена Геронтия. Тот отправился в Константинополь, взяв с собой этот образ.

Путь в Константинополь был неблизок, и во время морской части пути Геронтию приснился сон, в котором привиделась ему эта икона Богородицы, от которой исходил глас: Богородица провозгласила, что на престол первосвятительский взойдет тот, кто ее написал, Ратский игумен Петр, и он будет охранять и спасать людей, за которых пролил кровь Христос. Патриарх Константинопольский Афанасий действительно назначил на это место Петра, отдал ему икону, которая была у Геронтия, и Петр сначала перенес ее во Владимир, а затем она оказалась в Успенском соборе Московского Кремля. С этой иконой, кстати, призывали на царствие и Бориса Годунова, и Михаила Федоровича. На рубеже XIX–XX века икона исчезла из кремлевского собора, и в нем осталась лишь икона-пядница небольшого размера, время написания которой определяется как конец XIV — начало XV века. Есть теория, что именно она и является древним почитаемым образом. Самое весомое доказательство этому — сделанный с нее список, над которым работал в 1614 году Назарий Савин: он повторял все до микроскопических деталей, включая «надписание» — Петровская.

Тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу:

Я́же пре́жде безпло́дная земле́,/ ны́не весели́ся:/ се бо Христо́с свети́льника в тебе́ показа́,/ я́ве сия́юща в ми́ре,/ и исцелева́юща неду́ги и боле́зни на́ша./ Сего́ ра́ди лику́й и весели́ся со дерзнове́нием:// святи́тель бо есть Вы́шняго сия́ соде́ловаяй.

Перевод: Прежде бесплодная земля, ныне веселись: ибо вот, Христос светильник в тебе показал, ярко сияющий в мире и исцеляющий недуги и болезни наши. Потому ликуй и веселись со дерзновенем: ибо святитель Всевышнего все это совершающий. 

Из проповеди Патриарха Кирилла в День памяти святителя Московского Петра, всея России Чудотворца:

Мы знаем, что во времена, последовавшие после кончины святителя Петра, произошло много событий. Разделилась в первую очередь под действием внешних сил Русь, стали слабеть и церковные связи. Но тем не менее жизненный подвиг и сама личность святителя Петра, так же как и его преемника святителя Алексия, многим помогала сознавать и исповедовать свою причастность к единой исторической Руси, к единой и неделимой Русской православной церкви.

И сегодня, когда мы снова проходим через испытание верности святителю Петру, верности идеалам Святой Руси, верности духовному единству народов, живущих ныне на пространствах исторической Руси, мы снова и снова обращаемся к святителю Петру, прося его помощи, его заступления, его предстательства пред Господом о всей земле Русской, о Церкви нашей, несущей то же самое служение, которое несла она и в годы правления святителя Петра, направленное на духовное собирание и сохранение в единстве всех Русских земель от севера до юга, от запада до востока. Это служение не имеет никакого отношения к тем политическим конструкциям, которые одними признаются, а другими отвергаются. Все это некий исторический шум, который приходит и уходит, а Церковь является хранителем духовного бытия народов, живущих на просторах Святой Руси.

Поэтому всякий раз, когда в День памяти святителя Петра мы собираемся в этом соборе, нужно мысленным взором простираться в прошлое, черпать из него уроки, осознавать, что есть первопричина, исторический базис совместного духовного бытия тех народов, которые сегодня окормляются Русской православной церковью, и как зеницу ока блюсти то единство, которому служил и которое заповедал нам святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси.

О чем молятся митрополиту Московскому:

Перед иконой святителя Петра молятся о многом, в том числе о здоровье, отмечая, что из всех просьб именно в плане здоровья святитель оказывает особенную помощь.

Кроме того, его просят: 

О том, чтобы избавил святой от неурядиц и недугов,  
Чтобы помог и вразумил в тяжелых жизненных ситуациях,  
Помог с непростым выбором решения,  
Избавил от неурядиц.

Читайте также: Протоиерей Всеволод Чаплин объяснил, кому и как нужно подавать милостыню

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?