Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Педаль удовольствия

Общество
В советское время церковная жизнь была закрытой. В Церкви не могло быть социальных работников, волонтеров, сестер милосердия, воскресных школ и еще многого, что стало привычным в наши дни. Сегодня Церковь активна во всех сферах жизни, где востребовано духовное окормление и религиозное воспитание. В то же время нельзя не отметить, что в верующих нет былого прилежания в молитве, таинствах, посещении храмов и монастырей.

Охлаждение в духовном подвиге, хотя бы по сравнению с 80-ми годами прошлого века, характерно для мирян и монашествующих, пастырей и их паствы. Если это общее явление, значит, у него должны быть объективные причины. Так, во многом оно обусловлено внешними факторами жизни: современные люди живут иначе.

Священномученик Киприан Карфагенский еще в III веке благодарил Господа за начавшиеся гонения, поскольку в них Церковь отворачивается от мирских забот и обращается к Богу и начинает, прежде всего, заботиться о стоянии христиан в Истине, об их духовной жизни. Когда ощущается пресс гонений, когда за веру человека может в любой момент постичь то или иное наказание, он начинает проводить жизнь в духовных упражнениях, больше заботиться о вечном, нежели о временном. Все житейское, вещественное утрачивает ценность в его глазах, он боится потерять Бога, а не земные блага. Ведь не сегодня-завтра его могут вырвать из привычной обстановки и отправить в тюрьму, в ссылку, в психиатрическую больницу, а то и вообще расстрелять. Говоря о гонениях в начале ХХ века, у большевиков был один язык — револьвер.

Когда же нет стесненных обстоятельств, человек внутренне расслабляется. На протяжении всей истории человечества сохраняется эта тенденция. Как только материальная жизнь человека благоустраивается, он увлекается заботой о земном, хочет сохранить его и преумножить, что было вчера, сегодня этого ему уже мало. В погоне за материальным благом человек оставляет молитву, подвиг, живое устремление к Богу, ищет послаблений даже в том, что раньше выполнял спокойно.

Обращаясь к Священному Писанию Ветхого Завета, можно вспомнить историю еврейского народа в Египте. Пока там жилось сытно и вольготно, евреи не обращались к Богу. Когда же начались притеснения со стороны властей, они вспомнили о Господе и горячо воззвали к Нему.

Также и в нашей стране в советское время вплоть до начала 90-х годов, когда политические преследования за веру уже прекратились, но материальное положение людей и уровень комфорта еще оставались неудовлетворительными, человек активно стремился к самореализации вне житейской сферы, к жизни по духу Евангелия. Прошло время, про гонения забыли, материальное состояние у большей части населения стало стабильным, и уже наш современник прежде всего стремится иметь постоянное улучшение качества жизни.

Педаль удовольствия Сейчас, когда доступна масса земных удовольствий, в человеке весьма сложно пробудить интерес к духовному утешению / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Многие скажут, что это нормально. Согласиться с этим мнением можно лишь с оговоркой: это нормально для падшего состояния человека, когда он отделился от Бога и пытается без Него устроить свое благополучие. Сейчас, когда доступна масса земных удовольствий, в человеке весьма сложно пробудить интерес к духовному утешению.

Возможно, помогут только экстраординарные обстоятельства, через которые Господь выводит человека из безразличного, самодостаточного состояния. Приведу пример. Один миллионер заказал для своих сотрудников экскурсию по древнему русскому городу и положил экскурсоводу, человеку далеко не богатому, очень заманчивую оплату. Но было поставлено одно условие: никаких упоминаний о церквях, о православии, о священниках, оставивших след в истории города, только светская история в занимательных рассказах.

Экскурсовод неожиданно для себя оказался в ситуации альтернативного выбора: раз покривить душой и согласиться на эти условия, чтобы получить обещанную плату, или отказаться от проведения подобной экскурсии, понимая, что на его место тут же найдутся другие желающие. Как поступить: быть верным Истине или получить блага? Некогда дьявол и Христа призывал поклониться ему всего один раз и за то обещал «все царства мира и славу их» (Мф. 4, 8).

Подобные выборы встают перед каждым из нас постоянно. Все люди от рождения наследуют поврежденную грехом природу праотца Адама, который предпочел наслаждение вещественным миром сохранению единства с Богом. С тех пор искать земного комфорта свойственно человеку. Но в Крещении мы принимаем очищенную от греха природу Богочеловека Христа и свободу следовать Его заповедям, т. е. искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).

Пока длится наша жизнь, выбор между Небесным Царством и земным комфортом вновь и вновь будет возникать на нашем пути. Нас всегда будет преследовать соблазн принять решение, за которым последует очередная порция земных радостей. Нажимать ли на «педаль удовольствия» или устоять и не совершать поступки, которые противоречат совести и вере, удаляют нас от Христа — каждый из нас решает сам. И каждый сам отвечает за свое решение перед Богом.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.