Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Зачем нам страдать?

Общество
Как сложно претерпевать горести, даже если это мелкие неурядицы в работе или в семье. Хочется скорее избавиться от неприятностей. Кроме слов утешения человек нередко слышит от священников такую фразу: «Христианин должен воспринимать собственные скорби как соучастие в страданиях Христовых».

Что означают эти слова? Преподобный Максим Исповедник поясняет их таким образом: Адам в результате грехопадения оказался в ситуации «жизни наоборот». Бог так сотворил человека, что тот сначала должен потрудиться, а потом получить как результат труда некое благо, наслаждение, блаженство. Вследствие грехопадения человек перевернул этот порядок с ног на голову: вместо того, чтобы возделывать рай и постепенно достигать совершенства, он вкусил запретный плод, желая сразу же научиться различать добро и зло (см. Быт. 3:5–6). В результате вся его жизнь исказилась: человек зачинается в момент наслаждения родителей, а умирает в муках.

Самим людям выбраться из такого круговорота не под силу. Иисус Христос, Сын Божий, приходит на землю, чтобы спасти человека от греха и восстановить правильный строй жизни. Господь рождается бесстрастно от Пречистой Девы, претерпевает различные искушения, умирает в муках на кресте. Этот труд, не имевший в качестве предшественника наслаждение, дает результат — воскресение, к которому причастен не только Сам Спаситель, но и приобщены все мы, люди. Теперь каждый человек в таинстве Крещения может умереть для греховной жизни, в которую был рожден через наслаждение, и бесстрастно возродиться от купели для новой, вечной жизни (см. Фил. 3:11; Рим. 6:4).

Стойкое перенесение всех трудных обстоятельств (болезни, трудности с жильем и пропитанием, сложности в семье и, наконец, сама смерть) — это и есть тот труд, которому не предшествовало наслаждение. Спаситель терпел искушения, поругания, насмешки, отвечая на них только делами милосердия и молитвой, и мы стараемся подражать Его примеру. Следствием этого труда станет воскресение и вечная жизнь с Богом. Вот в каком смысле христианин — соучастник страданий Господа.

Но Крещение не делает автоматически человека праведником. Для любого изменения необходим подвиг. В таинстве Крещения Бог дарует верующему благодать Святого Духа, которая помогает бороться со страстями, отсекать греховные помыслы и побуждения. Христианин призван изо дня в день побеждать воюющий против него грех, перебарывать страстные желания и привычки.

Бог обращается к Каину с такими словами: «Грех… влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Человек привык идти легким путем — путем удовольствия, наслаждения, и он должен очень сильно себя сдерживать, чтобы не поддаться искушению. Грех притягивает и будет манить постоянно, ведь люди заражены им, потому совершить беззаконие бывает легче, чем победить соблазн. Потому архимандрит Тихон (Агриков) и говорил, что, если человек, стремясь спасти свою душу, с болью сердца преодолевает дурные привычки, оплакивает грехи, это можно назвать добровольным мученичеством за Христа. «Знайте, что Господь примет все, наградит и за самую малость», — утешал он верующих в дни гонений.

Зачем нам страдать? Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Понуждать себя двигаться вперед необходимо постоянно, а помогут в этом пост, молитва, чтение Евангелия и духовной литературы, в особенности святоотеческих книг. Главное, стремиться исполнять прочитанное, в этом особенно важна помощь опытного духовного наставника, который помог бы верующему избежать крайностей.

Скорби — это тоже средство для духовного возрастания, и к нам обращен апостольский призыв стремиться переносить их безропотно, с радостью и за все благодарить Бога (1 Фесс. 5:16–18).

Но ведь Иисус Христос перед крестными страданиями молился до кровавого пота! Где же тут радость? Дело в том, что в евангельском понимании радость — это не обязательно улыбка на лице и приподнятое настроение. Радость христианина — это «плод духа» (Гал. 5:22). Она умиротворяющая, тихая и связана с осознанием, что все люди находятся под покровом Господа и Его защитой. Ни один волос не упадет с головы человека без ведома Бога (Лк. 21:18, Мф. 10:30), тем более неслучайно нам посланы различные трудные обстоятельства жизни. Они даются нам, чтобы содействовать нашему духовному возмужанию. Принимая все горестное именно с таким отношением, мы учимся доверять Богу и становимся ближе к Нему.

Высшую степень утешения в скорбях могут ощутить святые люди. Например, мученик Евстратий Севастийский, претерпевший за веру бичевание, жар огня и многие мучения, сказал, что страдания эти в радость рабам Божиим. Он ощущал что-то непостижимое для нас, потому что чувствовал благодать, которая поддерживала его в испытаниях.

Но не менее мучительными могут быть страдания душевные, которые человек испытывает, когда борется с греховными привычками. На этой неделе в четверг Православная церковь совершает особое великопостное богослужение, во время которого полностью читается канон преподобного Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Святая подвижница явила христианам пример истинного покаяния, которое заключается не только в исповедании грехов, но и в изменении жизни (ср. Мф. 3:8).

Как открыла сама святая преподобному Зосиме, семнадцать лет она жила в пустыне, борясь с лютыми зверями — своими помыслами. Они были страшнее и голода, и холода, и жажды. То Марии вспоминалась прежняя страстная жизнь, то представлялась разнообразная пища, к которой она привыкла, то разгорался в сердце огонь блудной страсти. Святая оплакивала грехи, «бия себя в грудь» и умоляя Пресвятую Богородицу отогнать мучительные мысли. Иногда настолько тяжело было переносить их, что Мария падала на землю и лежала день и ночь, молясь Матери Божией, пока искушение не проходило. «Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина», — говорила святая.

Подражая образу покаяния преподобной Марии Египетской, и мы в своих скорбях будем учиться доверять Богу, чтобы познать не только радость соучастия Иисусу Христу на Фаворе, где Господь показал Свою Божественную славу, но и на Голгофе, где Он претерпевал муки и смерть ради нашего спасения. Об этом говорит стихотворение архиепископа Иоанна Шаховского:

…Среди людей, средь глада и меча / Должны пройти мы жизнью верной, / Не опустив усталого плеча, / Неся свой крест любви безмерной…

И только после, в наш последний час, / Когда сойдет благоволенье, / Мы вдруг увидим, что… любили нас. / И вдруг услышим ангельское пенье.

Мы можем принимать участие в страданиях Спасителя, когда мужественно несем внутренний духовный крест и в скорбных обстоятельствах продолжаем поступать по евангельским заповедям. Если ради Господа мы умрем для греха, то, по словам апостола, «веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:8–9).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.