Что делать с шумными соседями?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Ученые обнаружили на Марсе «оазисы»

Ученые обнаружили на Марсе «оазисы»
Комета в 2014 году может врезаться в Марс и оставить кратер в 500 км. / Фото: sxc.hu

Неоднородное распределение грунтовых вод на Марсе зафиксировано установленным на марсоходе Curiosity (НАСА) российским прибором ДАН, сообщили в Институте космических исследований (ИКИ) РАН.

По словам источника, теперь участникам эксперимента ДАН предстоит выяснить причину увлажнения отдельных участков поверхности Красной планеты, которые, «при определенной доле фантазии, можно назвать «оазисами» среди марсианской пустыни», отметил источник.

Как отмечает сотрудник ИКИ, с момента посадки марсохода в августе 2012 года прибор уже выполнил несколько сотен измерений поверхности Марса методом нейтронного зондирования. Полученные данные позволили изучить распределение грунтовой воды по глубине. В результате оказалась, что оно неоднородно. Массовая доля воды в верхнем слое грунта, как правило, отличается от количества воды на глубине более 10-20 см, сообщает Интерфакс.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Санин, старший научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН, кандидат физико-математических наук:

- Информация  о том, что распределение грунтовой воды по глубине на Марсе оказалось неоднородным, интересна тем, что мы получили данные, которые отличаются от прежних, полученных нами же с помощью разработанного в нашей лаборатории  российского прибора HEND, работающего на борту искусственного спутника Марса Mars-Odyssey (NASA). Данный прибор работает на орбите красной планеты уже более десяти лет и результаты, полученные с его помощью достаточно понятны и хорошо изучены.  В чем суть найденных отличий?

Прибор HEND сканирует поверхность планеты полем зрения  радиусом 300 километров и на глубину до 1 метра. По этим данным мы давно установили, что вода на Марсе практически во всех районах располагается в двух слоях грунта. Причем, верхний слой более сухой, а нижний увлажнен сильнее. Второй разработанный нами прибор DAN, работающий на поверхности планеты в комплексе  научной нагрузки марсохода  Curiosity (NASA), сканирует поверхность планеты в радиусе 2-3 метров и на глубину 60-80 сантиметров. Так вот, его данные говорят нам о том, что в отдельных местах, через которые проходил путь марсохода, верхний  грунта более увлажнен, чем нижний. В других местах наблюдается точно такое же распределение воды по глубине, как видно с орбиты – верхний слой суше нижнего. Скорее всего такое отличие результатов двух приборов может быть объяснено различием размеров исследуемых областей (примерно 300 километров с орбиты против 2 метров в случае марсохода). То есть, для орбитальных измерений мы имеем дело с простым усреднением свойств грунта по обширной территории. Однако те места, в которых были проведены измерения прибором DAN, и которые показали что верхний слой грунта более влажный по сравнению с нижним, очень интересны с геологической точки зрения. В настоящее время не очень понятен механизм, распределяющий и сохраняющий влагу в грунте по глубине таким образом. Это пока предварительные результаты, и сейчас мы работает над решением этой загадки.

Кстати, воды на Марсе много. Это было показано комплексом научных приборов орбитального аппарата Mars-Odyssey, куда входит наш прибор HEND. В основном вода сосредоточена на полюсах в виде льда полярных шапок и в обширных районах вечной мерзлоты в околополярных районах. Там её может быть от 40 до 60 процентов от массы грунта. Однако, в месте, где сейчас работает марсоход Curiosity, воды значительно меньше, поскольку оно расположено в экваториальном районе планеты.