Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

11 уникальных метеоритов

11 уникальных метеоритов
2012 DA14 подходит к Земле. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Пожалуй, впервые в современной истории люди поверили в "небесные камни" после происшествия 16 ноября 1492 года во французском городке Энсисхейм. Туда прилетела и врезалась в почву глыба весом 126 килограммов. Многие своими глазами видели, что камень прилетел с заоблачной высоты. А потому император Максимилиан повелел приковать заоблачного странника цепями к стене городского храма, "дабы не смог улететь обратно в небо".

Однако неверие в каменных небесных пришельцев сохранялось в ученом мире еще долго. В Юго-Западной Франции, в Гасконии, 24 июля 1790 года жители наблюдали падение метеорита. Местные власти описали ЧП в документах и незамедлительно сообщили об этом во французскую Академию наук. Но ее специалисты призвали народ не поддаваться суевериям - из космоса ничего выпасть не может.
Космическое происхождение прилетающих с неба обломков официально признали в 1803 году после исследования небесного камнепада - метеоритного дождя во французском городке Эгле. Тогда «каменный дождь» усыпал землю осколками, недостатка в изучаемом материале не было.

Современные ученые считают, что метеориты – это фрагменты астероидов и комет. Метеориты называют по местности их обнаружения. Астрофизики из Канады назвали цифры: за год на поверхность Земли попадает метеоритный поток общим весом более 20 тонн. Вес отдельных метеоритов бывает от нескольких граммов до десятков тонн. Разрушительную силу имеет 1 из 100 тысяч метеоритов.
По данным экспертов, на сегодня наиболее часто метеориты падают в Антарктиде, там их примерно 700 тысяч.

"Вечерка" вспоминает 11 самых уникальных метеоритов, которые падали на Землю.

1. В Антарктиде находится и самый древний из известных метеоритов - AllanHills. По мнению ученых, его возраст - 4,6 миллиарда лет. Согласно нынешним представлениям о мироздании, он образовался до появления Солнца, возраст которого оценивается в 4,57 миллиарда лет. Древнего гостя из космоса обнаружили в 1984-м году.

2. Примерно на такой же возраст (по некоторым оценкам больше) претендует и Мурчисонский метеорит из Австралии, прилетевший в 1969 году. Его общий вес составляет 108 килограмм. Метеорит представляет огромную научную ценность, потому что что в нем обнаружили большое количество органических соединений - более 14 тысяч, в том числе не менее 70 аминокислот. Это может свидетельствовать о причастности камня к органической жизни.

3. Метеорит Альенде упал в 1969 году в Мексике, ему почти 4,5 миллиарда лет. Его значимость еще и в том, что он - крупнейший углистый метеорит, найденный на Земле. При падении примерно трехтонный Альенде распался на множество осколков, которые хранятся во многих музеях мира. Астрофизики обнаружили в его составе неизвестный ранее минерал пангит.

4. Туркменский метеорит Куня-Ургенч четвертый по возрасту, интересен еще тем, что попал в земной плен недавно - летом 1998 года. В месте падения на хлопковом поле самого большого, 820 кг, обломка метеорита образовалась пятиметровая воронка. Возраст Куня-Ургенч более 4-х млрд лет. Также он самый крупный среди каменных метеоритов, упавших на территорию СНГ.

5. Список самых крупных метеоритов сейчас возглавляет намибийский Гоба - великан в 66 тонн. Он упал на Землю примерно 80 тыс. лет назад, обнаружен фермером в 1920 году. Колоссальный кусок железа и сейчас лежит в Намибии, но полегчал на 6 тонн в результате научных исследований, эрозии и растаскивания вандалами.

6. Самым мощным (от 10 до 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте) признан Тунгусский метеорит, взрыв от которого сравнивают со взрывом водородной бомбы. Он был слышен за 800 км от эпицентра в Эвенкии. Взрывной волной повалило лес на площади 2 тыс. 100 кв. километров. После взрыва началась магнитная буря, которая длилась 5 часов. Происшествие случилось в 1908 году.

7. Россиян переполошил в 2002 году Витимский болид. Он упал в Иркутской области с признаками Тунгусского, только в ослабленном виде - "всего" 200 тонн тротилового эквивалента. Однако наблюдался он размером с Луну и долго освещал ночную тайгу, а после взрыва оказался повален полыхающий лес. Знаменит тем, что падение сопровождалось сильными звуковыми эффектами.

8. В 1749 году в Красноярском крае обнаружили внушительный метеорит, который назвали Палассово железо. Это был первый метеорит, найденный на территории Российской империи. Он и сейчас под номером один хранится в коллекции метеоритов в Российской академии наук. Его вес 687 килограммов.

9. Метеорит Гирин (Цзилинь) в 1976 году остался на Земле в виде осколков - мощнейшего метеоритного дождя в Китае. Это каменная глыба весила 4 тонны, а самый крупный осколок Гирина весит 1770 килограммов. Он хорошо известен туристам всего мира, так как выставлен в местном музее.

10. Не менее известен метеоритный дождь Сихоте-Алинь, что "пролился" в Приморском крае в 1947 году. Он упал в дневное время, так что очевидцев происшествия было очень много. Это самый зрелищный метеоритный дождь в новой истории человечества. Вес железного метеорита по разным оценкам составлял от 20 до 70 тонн, его самый тяжелый кусок весит 1745 килограмма.

11. Самые свежие воспоминания о подобных ЧП в России - Чебаркульский пришелец - метеорит, приземлившийся в Челябинской области. Предварительные сведения о нем крайне противоречивы. Например, цифры НАСА и российских ученых расходятся в разы, а то и на порядки. Но он уже прославился мощным общественным резонансом настолько, что челябинские предприниматели начали регистрировать торговые марки с упоминанием "своего" метеорита.