пт 20 сентября 21:53
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

В Бахчисарае археологи обнаружили массовое захоронение

Не так давно столичные археологи объявили о странной находке, обнаруженной ими в Крыму. В районе Бахчисарая в ходе раскопок они наткнулись на массовое захоронение. Две траншеи были буквально забиты костями обезглавленных людей. В общей сложности там нашел покой 61 человек — все мужчины, причем куда делись их головы, неизвестно (возможно, были насажены на колья для устрашения?), а значит, определить этническую принадлежность похороненных оказалось невозможно.

— Археологи и антропологи выяснили что могли, — рассказывает Харис Мустафин, заведующий Лабораторией исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики МФТИ. — Определили, что захоронения были одновременными. В одной траншее — останки крепких мужчин, у которых если и были прижизненные травмы, то хорошо залеченные, а в другой, наоборот, люди с неправильно срощенными переломами, плохо питавшиеся. Видимо, элита и простолюдины. У многих было ранение в спину — вероятно, доставали во время погони копьем или стрелой. Все были хорошими наездниками, всех обезглавили при жизни. Сначала решили, что захоронение XI–XIII веков, времен татаро-монгольского захвата, но позднее радиоуглеродный метод сместил дату до XIV–XV веков. Но что это был за народ, откуда, что за массовая трагедия — неизвестно.

— В подобных случаях анализ ДНК является единственной зацепкой хоть для какой-то идентификации, ведь ни кусочка материальной культуры (не считая двух наконечников стрел) в траншеях не нашли. Поэтому несколько образцов привезли на анализ в МФТИ.

— В архивных документах упоминалось про сгинувшее куда-то польское посольство, — говорит Мустафин. — Но анализ ДНК показал, что эти люди не были славянами.

Скорее выходцами из Передней Азии (Закавказья) и юга Европы (Греции). На сегодняшний день мы исследовали отцовскую линию этих людей, когда закончим материнскую, картина станет более полной. И тогда, возможно, по письменным источникам историки смогут определить, что это было за событие.

Для полноты картины, конечно, нужно исследовать ДНК всех захороненных:

— Может статься, что люди из первой и второй траншей вообще никак не были друг с другом связаны, — говорит Дарья Богачук, начальник Бахчисарайского отряда Института археологии РАН. — Но для того чтобы окончательно «выжать» из этой находки все возможные зацепки и хоть как-то прояснить вопрос, необходим анализ всех останков. Сейчас мы ищем возможность получения гранта на проведение подобного исследования и, возможно, в ближайшее время сможем наконец сказать, кто были эти люди и что же с ними произошло на самом деле.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Первая древняя ДНК была выделена в 1984 году из музейного экспоната — вымершей полулошади-полузебры квагги, а уже в следующем году — из египетской мумии человека возрастом около 2,4 тысячи лет. С автором последней работы, шведским генетиком Сванте Паабо, связаны также исследования генома неандертальца и открытие нового типа предков современного человека — денисовца.

Георгий Бовт

Газовая война между Россией и Украиной: кто «моргнет» первым?

Екатерина Рощина