- Выключить коронавирус

В Бахчисарае археологи обнаружили массовое захоронение

Сергей Собянин объяснил, почему в Москве не ввели жесткий пропускной режим

Центробанк объяснил порядок оплаты кредитов до конца месяца

Стало известно состояние главврача больницы в Коммунарке

Михаил Мишустин утвердил правила поведения при режиме ЧС

Как будут отмечать Пасху в 2020 году

Названы профессии, ставшие востребованными из-за коронавируса

Что нужно успеть сделать москвичам до 1 мая

Почему Лукашенко отрицает угрозу коронавируса

«США и Саудовская Аравия испуганы»: экономист о ситуации на рынке нефти

Как коронавирус повлиял на цены на недвижимость в Москве

Как безопасно передвигаться по Москве в условиях коронавируса

«Все идет по сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

Медработник объяснила, как сделать антисептик из подручных средств

«Природа преобразилась»: как коронавирус повлиял на экологию нашей планеты

Вассерман назвал сроки действия режима самоизоляции в России

В Бахчисарае археологи обнаружили массовое захоронение

ФОТО: https://pixabay.com/ru

Не так давно столичные археологи объявили о странной находке, обнаруженной ими в Крыму. В районе Бахчисарая в ходе раскопок они наткнулись на массовое захоронение. Две траншеи были буквально забиты костями обезглавленных людей. В общей сложности там нашел покой 61 человек — все мужчины, причем куда делись их головы, неизвестно (возможно, были насажены на колья для устрашения?), а значит, определить этническую принадлежность похороненных оказалось невозможно.

— Археологи и антропологи выяснили что могли, — рассказывает Харис Мустафин, заведующий Лабораторией исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики МФТИ. — Определили, что захоронения были одновременными. В одной траншее — останки крепких мужчин, у которых если и были прижизненные травмы, то хорошо залеченные, а в другой, наоборот, люди с неправильно срощенными переломами, плохо питавшиеся. Видимо, элита и простолюдины. У многих было ранение в спину — вероятно, доставали во время погони копьем или стрелой. Все были хорошими наездниками, всех обезглавили при жизни. Сначала решили, что захоронение XI–XIII веков, времен татаро-монгольского захвата, но позднее радиоуглеродный метод сместил дату до XIV–XV веков. Но что это был за народ, откуда, что за массовая трагедия — неизвестно.

— В подобных случаях анализ ДНК является единственной зацепкой хоть для какой-то идентификации, ведь ни кусочка материальной культуры (не считая двух наконечников стрел) в траншеях не нашли. Поэтому несколько образцов привезли на анализ в МФТИ.

— В архивных документах упоминалось про сгинувшее куда-то польское посольство, — говорит Мустафин. — Но анализ ДНК показал, что эти люди не были славянами.

Скорее выходцами из Передней Азии (Закавказья) и юга Европы (Греции). На сегодняшний день мы исследовали отцовскую линию этих людей, когда закончим материнскую, картина станет более полной. И тогда, возможно, по письменным источникам историки смогут определить, что это было за событие.

Для полноты картины, конечно, нужно исследовать ДНК всех захороненных:

— Может статься, что люди из первой и второй траншей вообще никак не были друг с другом связаны, — говорит Дарья Богачук, начальник Бахчисарайского отряда Института археологии РАН. — Но для того чтобы окончательно «выжать» из этой находки все возможные зацепки и хоть как-то прояснить вопрос, необходим анализ всех останков. Сейчас мы ищем возможность получения гранта на проведение подобного исследования и, возможно, в ближайшее время сможем наконец сказать, кто были эти люди и что же с ними произошло на самом деле.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Первая древняя ДНК была выделена в 1984 году из музейного экспоната — вымершей полулошади-полузебры квагги, а уже в следующем году — из египетской мумии человека возрастом около 2,4 тысячи лет. С автором последней работы, шведским генетиком Сванте Паабо, связаны также исследования генома неандертальца и открытие нового типа предков современного человека — денисовца.

Коронавирус

Русские идут с подмогой

Камран Гасанов

Хотите — платите! США и саудиты капитулировали в нефтяной войне

Ирина Алкснис

Российской власти повезло с оппозицией

Игорь Воеводин

Жить в эпоху перемен

Алиса Янина

О чем не сказал Владимир Путин

Ольга Кузьмина

Любить пересмешника

Юрий Козлов

Юрий Нагибин — писатель света и тени

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Усыновленные

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

Здоровый образ жизни: квест на выживание

Персональный курс. Медицина будущего должна лечить не болезнь, а человека

Генно-модифицированные продукты: страшный миф или научный прорыв?