Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Искусство интеллекта. Киноиндустрия уходит в массы благодаря нейросетям

Технологии
Искусство интеллекта. Киноиндустрия уходит в массы благодаря нейросетям
Начальник отдела оргобеспечения филиала НИКФИ Дмитрий Сухов (слева) и заместитель директора филиала НИКФИ Сергей Подлесный (справа) во время экскурсии демонстрируют один из раритетных кинопроекторов / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

19 февраля крупнейшие российские компании подписали соглашение о создании альянса по развитию искусственного интеллекта. В отрасль планируется вложить в 1,5 млрд долларов. Первые плоды искусственного интеллекта еще в середине прошлого века можно было увидеть на ВДНХ в павильоне «Космос». Корреспондент «Вечерней Москвы» узнала, как ученые филиала «Научно-исследовательского кинофотоинститута» совершенствуют наследие советских инженеров с помощью нейросети.

Музей советской кинотехники хранит массу раритетов. Встречаются и те, что в свое время произвели фурор в мире кино. Корреспондент «ВМ» узнал, какой техникой снимали фильмы в прошлом и какие технологии используются в кинопроизводстве сегодня.

Говорящая голова

Первым среди многочисленных экспонатов музея в глаза бросается кинопроектор — ГОЗ, один из первых, разработанный на ленинградском государственном оптическом заводе в 20-е годы прошлого века. Инженеры создали максимально упрощенную, облегченную конструкцию кинопроектора, чтобы перевозить его в чемодане.

— А это механическое пианино. С его помощью музыкальный аккомпанемент к немым фильмам стал более доступным и не перестал зависеть от уровня подготовки тапера, — рассказывает начальник отдела организационного обеспечения филиала Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) Дмитрий Сухов.

И теперь, спустя почти 100 лет, при нажатии нескольких рычажков пианино начинает издавать вполне приятные звуки. Музыкальная пауза прерывается вместе с моим восклицанием: «А это что за чудо»? Чуть правее в темноте мерцают сразу одиннадцать глазниц отечественных кинокамер «Конвас», скрепленных в плотное кольцо.

— Это круговая кинопанорама, изготовленная и выставленная на ВДНХ по личному указанию Н. С. Хрущева в 1960-х годах, первые удачные попытки создать виртуальную реальность. В специальном павильоне зрители смотрели кино буквально вокруг себя и слышали объемный звук, — не без гордости рассказывает Сухов.

Оказывается, сложнее всего было синхронизировать движение одиннадцати кинопленок, кадр в кадр. Но филиал кинофотоинститута с этим справился.

И в следующем ряду выставочного зала показывается раритетная диковина — кинокамера-маска. Ее готовили специально для съемок киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Дмитрий объясняет, что в кинокамеру вставляли сразу несколько пленок (одна переворачивалась, другая проявлялась по негативному процессу), еще и через несколько линз одновременно снимали для достижения эффекта объема. Когда же Бондарчук камерой не воспользовался, она пополнила «сокровищницу» института.

— У нас ее переделали в стереокамеру. Кадры стереопары размещались на двух 70-миллиметровых пленках. На выставке в Осаке в 1970 году один из основателей компании «Аймекс» Грэм Фергюсон очень заинтересовался успехами СССР в области стереокино. Не все знают, но с тестовых роликов о Москве, произведенных в НИКФИ, началась система «Аймакс» в 3D (изначально широкоформатная кинематографическая система), — утверждает Дмитрий.

В этот самый момент с легким стрекотом запускается один из кинопроекторов, а в его луче оживает голова-маска. На ней проявляется лицо кинозвезды советских послевоенных лет. «Вы видите и слышите меня, хотя меня с вами нет уже многие десятки лет», — произносит кинопроекция актера Николая Крючкова.

— Это аттракцион «Кинопортрет», — спешит успокоить меня ученый. — Такой же когда-то украшал павильон «Космос» при его открытии на ВДНХ. Там маску поместили в скафандр космонавта, — вспоминает Дмитрий. — Как только посетитель выставки подходил к скафандру, его забрало открывалось, включался кинопроектор и легендарный Юрий Гагарин произносил свою предстартовую речь.

Специальной кинозаписи лица Гагарина не нашлось. Поэтому решили снять племянника Юрия Алексеевича, очень похожего на него. Был, правда, один нюанс, племянник-боксер умудрился потерять все передние зубы. Срочно за счет «Мосфильма» восстанавливали его белоснежную улыбку. На сделанную кинозапись наложили фонограмму с голосом Юрия Гагарина.

— Зрителей аттракцион шокировал. Но вряд ли тогда кто-то осознавал, что мы уже делали первые шаги в разработке искусственного интеллекта, — объясняет Дмитрий Сухов.

Поиск по одному фрагменту

Руководитель лаборатории перспективных алгоритмов обработки аудиовизуальной информации Сергей Подлесный переносит меня из прошлого в настоящее киноиндустрии. Его лаборатория по сравнению с музеем выглядит скромно, стандартные офисные столы, компьютеры. Наверное, внутренний компьютерный мир таит самые непредсказуемые лабиринты…

— Пять лет назад мы начали с самого простого, — рассказывает ученый. — Разработали систему поиска в архивах. — Ее уникальность заключается в том, что она ищет не по целому изображению, а способна найти ролик по частям лица, отдельным ландшафтным линиям, до полного совпадения.

С этим проектом Подлесный выступил на научной конференции в Лондоне в 2016 году, в Роспатенте зарегистрировал изобретение. Технологии нашли применение в Госфильмофонде, который хранит и редкие кадры, и фотографии, и плакаты, и сценарии. К счастью, описание такого богатства уже во многом перенесено на электронные источники. Но разобраться с ним непросто. Например, как найти в считаные минуты именно то видео, которое нужно?

— Обученная нейронная сеть стала выполнять поиск за считаные секунды. У нас собственная лицензионная система по поиску в архиве. С помощью нее киностудия или телестудия гарантированно защитит себя от утечки информации. Ведь разработанной нами системе не нужно выходить во всемирную паутину, — рассказывает Сергей Подлесный.

Искусство интеллекта. Киноиндустрия уходит в массы благодаря нейросетям На таких мультипликационных столах снимали любимые всеми рисованные советские мультфильмы / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Ученый на моих глазах делает запрос на кинохронику встречи генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева с премьер-министром Кубы Фиделем Кастро. Синий экран расцвечивают несколько видеозаписей Брежнева и Кастро. Сергей Юрьевич не скрывает, что их собственные разработки велись параллельно с известными широкому потребителю американским поисковиком.

— Однако, обращаясь к заокеанскому поисковику, вы, как владелец, рискуете. Попав в интернет, авторские права и права киностудии попросту окажутся под угрозой, — поясняет Подлесный.

Для разработки крупного проекта видеомоделирования виртуального пространства Министерство культуры оказало НИКФИ материальную поддержку. Киноинженеры закупили мультимедийные кинокамеры размером чуть больше спичечного коробка.

— Если этими крохами «напичкать» пространство, например живописную горную тропу, можно добиться полного ощущения присутствия на ней, — ученый демонстрирует маленькую серую коробочку. — Эти камеры можно применять и при съемке батальных сцен, фокус в том, что режиссер увидит всю сцену сразу. По сути, это цифровой аналог кинопанорамы, сооруженной в 1960-е на ВДНХ.

Однако усеивать камерами-коробочками всю площадку виртуальной прогулки, по признанию Сергея, необязательно.

— С помощью искусственного интеллекта недостающие фрагменты видео можно дорисовывать так, чтобы вся необходимая картина, существующая в реальности, сложилась. И освещение, и резкость, и цветокоррекцию тоже можно будет выбирать. Система даже позволяет создать эффект полета, — рассказывает Подлесный.

Нейросеть за монтажом

Настоящий творческий процесс с участием искусственного интеллекта начинается, когда Сергей Юрьевич открывает программу видео-монтажа. В обучающую базу нейронной сети вошла выборка, сделанная на основе 66 тысяч съемочных планов эталонных киношедевров. Прежде чем запустить монтаж, Подлесный всего лишь задает несколько параметров: каноничность, эстетика, хронометраж, технические особенности, художественная индивидуальность… Исходник, который обрабатывает нейросеть, — любительская съемка головокружительных горнолыжных спусков, сделанная с экшен-камеры. Общий хронометраж его доходит до часа. Секунды бегут и... Исходя из заданных параметров, искусственный интеллект выбирает наиболее подходящие кадры, выстраивает их в хронологический порядок.

— Любуйтесь! — предлагает изобретатель. На экране отображается динамичный ролик, подходящий для рекламы горнолыжного курорта.

За этот проект лабораторию Подлесного отметили на прошлогодней Международной конференции по естественным вычислениям, нечетким системам и получению знаний в Китае. Сегодня перед коллективом ученых НИКФИ встала еще одна грандиозная задача.

— Мы готовы аккумулировать видео, отснятое болельщиками во время прошедшего в России мундиаля. Искусственный интеллект смонтирует самое «массовое» кино. Сбор видео объявим в ближайшие месяцы, — анонсирует новый проект заместитель директора НИКФИ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Кучеренко, директор Филиала «Научно-исследовательский кинофотоинститут» АО «ТПО киностудия им. М. Горького»:

— Несколько лет назад в Голливуде провозгласили — 2020 год станет годом искусственного интеллекта в кино. Уже ясно, что работа над сериалами требует значительной оптимизации. Наши наработки ускорят сериальное производство, над теми же черновыми версиями монтажа и некоторыми отдельными сценами. Реально с помощью искусственного интеллекта монтировать батальные сцены или иные массовые, зрелищные эпизоды, когда применяется мультикамерная съемка большим количеством камер. В перспективе мы планируем внедрение элементов наших технологий в проекты Киностудии имени М. Горького, частью которой НИКФИ сегодня является. Такое сотрудничество уже давно практикуется некоторыми западными киностудиями, например «Диснеем».

Читайте также: Столичные школьники научатся программировать квадрокоптер и составлять фоторобот

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.