Супермозг: заменит ли искусственный интеллект людей
Фото: Пресс-служба АО «ВДНХ»

Супермозг: заменит ли искусственный интеллект людей

Наука

Изменения финансового сектора под воздействием технологий происходят как внутри него самого — например, на финансовом рынке, так при взаимодействии с другими секторами экономики и сферами жизни. Изменения вызваны применением таких технологий, как анализ больших данных, облачные вычисления, искусственный интеллект, биометрические технологии (сенсорики), промышленный интернет, интернет вещей, технологии распределенных баз данных (блокчейн), технологии виртуальной и дополненной реальностей, машинное обучение.

Эти технологии связаны с использованием банковских сервисов, дистанционных платежей, планированием, кредитованием и финансированием, торговлей и инвестициями, страхованием, обеспечением безопасности, операциями между участниками финансового рынка и клиентами.

Под искусственным интеллектом (ИИ) понимают технологии, которые позволяют компьютерам подражать работе человеческого мозга через способности к восприятию, пониманию, действию, обучению и самообучению. Другими словами, максимально точно повторять мыслительный процесс человека для общения с людьми на естественном для них языке, без специальных интерфейсов и программ. Это достигается за счет использования технологии самообучения без заранее прописанных готовых ответов и моделей поведения машины.

Важная задача ИИ заключается в способности к действию на основе полученных в результате самообучения выводов. Поэтому нельзя назвать искусственным интеллектом никакое технологическое решение, которое не имеет способности к самостоятельным действиям.

Главная цель применения технологий ИИ в финансах — наиболее точно смоделировать работу человека — профессионального финансиста и воспроизводить его способности к обучению и исправлению ошибок. Это позволяет ИИ самостоятельно обучаться и действовать на основании предыдущего опыта, уменьшая ошибки с каждым последующим действием. ИИ последовательно обрабатывает входные данные, например информацию о банковских операциях клиента, и в зависимости от результатов, полученных от обработки предыдущего набора данных, изменяет порядок работы всей системы анализа и принятия финансового решения.

ИИ применяю в финансовом анализе и прогнозировании, в принятии финансовых и инвестиционных решений, в традиционных банковских операциях и во многих других направлениях.

ИИ представлен в финансовом секторе в виде полностью автоматических или роботизированных советников, виртуальных ассистентов или чат-ботов. Все большую популярность приобретает консультирование через программных веб-ассистентов, которые осуществляют виртуальную помощь и поддержку потребителей на основе имеющейся или новой предоставляемой клиентом информации. Роботы-помощники оказывают помощь потребителям при финансовом планировании, а также значительно облегчают взаимодействие банков со своими клиентами. Чат-боты выполняют функции консультанта, например информируют клиентов о курсе валюты и позволяют обменивать ее.

Технологии ИИ используются для создания новых более эффективных способов доступа и упрощения процессов торговли и инвестиции. Искусственный интеллект используется для подбора подходящих инвестиционных продуктов и вероятностного расчета будущей инвестиционной доходности. Например, торговые и инвестиционные платформы облегчают доступ на рынки непрофессиональным клиентам, платформы роботов-помощников предлагают услуги по формированию портфелей и управлению инвестициями. Они также могут использовать алгоритмы для рекомендации определенной инвестиционной стратегии с учетом профиля инвестора или его терпимости к риску.

На сегодняшний день технологии ИИ успешно реализуют на практике в банках, где нейросеть самостоятельно формирует кредитные предложения исходя из данных клиента. С помощью алгоритмов машинного обучения возможно оценивать вероятность банкротства клиентов и прогнозировать спрос на продукты и услуги финансовой организации.

При управлении активами и пассивами банка искусственный интеллект моделирует структуру баланса с учетом множества факторов и принимает оптимальные решения при финансовом планировании.

В России технологии ИИ внедрены во все подразделения Сбербанка. Решения о выдаче кредитов в Сбербанке будет принимать ИИ к концу 2020 года. В настоящее время на основании решений, принимаемых ИИ, в Сбербанке выдается 100% кредитных карт, более 90% потребительских кредитов и свыше 50% ипотечных кредитов, поскольку это более сложный банковский продукт.

Другой яркий пример — Ситибанк. Для него приоритетным направлением использования ИИ является взаимодействие с клиентами. В прошлом году банк начал процесс запуска новой аналитической платформы, которая собирает и обрабатывает данные клиентов в режиме реального времени. С ее помощью Ситибанк может создавать актуальные и своевременные персонализированные предложения.

Российские банки чаще всего используют решения на основе ИИ при оценке кредитного риска и в смежных сферах. Наибольшего финансового эффекта от технологий ИИ банки ждут в таких сферах, как выявление мошеннических транзакций, взыскание задолженности и кредитный скоринг. Менее перспективными являются автоматизация кол-центров за счет чат-ботов, применение ИИ в маркетинге и удаленной идентификации клиентов.

С применением технологий ИИ знакомы также пользователи сервисов Google, Яндекса, Сбербанк-онлайн и другие, получающие предложения, касающиеся их интересов и потребностей. Компании создают системы сбора и анализа информации по каждому клиенту, отслеживают покупки товаров, посещаемые сайты и другие сведения об их предпочтениях. С ростом цифровизации появляются все новые виды киберпреступности и новые технологии предоставляют возможности повышения безопасности электронных финансовых услуг. ИИ защищает пользователей и обеспечивает кибербезопасность, не допускает утечек личных данных клиента, снижает влияние человеческого фактора. Аналитика данных может использоваться для обнаружения нетипичного поведения клиента и выявления потенциального мошенничества. Многие финансовые компании инвестируют в машинное обучение, ИИ и анализ данных, поскольку эти технологии помогают улучшить моделирование кредитных рисков, увеличить продажи, а также повысить удобство работы для пользователей благодаря персонализации. Многие разработки в области ИИ направлены на распознавание потенциальных рисков и минимизацию их последствий. Обрабатывая большие массивы данных, ИИ может идентифицировать схемы, применяемые злоумышленниками, обнаружить признаки мошенничества, что позволяет определять людей и компании с повышенными для банка рисками и соответствующим образом выстраивать дальнейшие отношения с ними.

Таким образом, основными причинами активного внедрения в финансовый сектор ИИ являются:

■безопасность;

■быстрая и надежная обработка большого объема данных;

■автоматизация процессов;

■понимание текущих рабочих процессов.

Организации, которые используют искусственный интеллект и другие перспективные технологии в своей деятельности, повышают свою конкурентоспособность. Вероятно, что в освоении технологии ИИ наступил переломный момент: результаты его применения превосходят ожидания — обеспечивает важные конкурентные преимущества, помогает повысить точность, скорость и надежность финансовых решений и операций.

Технологии ИИ играют важную роль, помогая предприятиям и обществу справляться с проблемами, вызванными карантинными ограничениями. Нехватка сотрудников и сбои в цепочках поставок привели к необходимости автоматизации многих производственных процессов. Компании видят в автоматизации при помощи искусственного интеллекта способ минимизации негативных последствий пандемии.

В обозримом будущем искусственный интеллект не заменит полностью людей, но, без всяких сомнений, станет их важным помощником и повысит эффективность работы человека. Для финансовых структур технологии искусственного интеллекта уже превращаются в обязательное требование, поскольку они улучшают финансовые и репутационные показатели.

Технологическая волна искусственного интеллекта способствует персонализации услуг для клиента, делает более эффективным управление рисками, влияет на удешевление стоимости существующих и новых финансовых продуктов, на надежность, безопасность и быстродействие финансовых операций.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Денис Михайлов руководитель ГБУ «Мосфинагентство» Департамента финансов города Москвы:

— С каждым годом искусственный интеллект все глубже проникает в нашу повседневную жизнь, хотя порой это и незаметно. Человечество никогда не останавливалось в своем развитии, но в последнее десятилетие рост информационных технологий бурно ускоряется. Искусственный интеллект в финансовой сфере уже является важным фактором конкурентоспособности, а в ближайшем будущем, по всем прогнозам, будет вносить определяющий вклад в дальнейшее развитие этого сектора.

Искусственный интеллект, как и любая прорывная технология, имеет две стороны медали. Сокращение издержек в финансовом секторе благодаря замене людей приведет к потере работы теми, кто сейчас выполняет рутинные задачи, если они не переучатся на новые профессии. С другой стороны, высвобожденное время люди смогут потратить на решение творческих и стратегических задач — тех, которые вряд ли будут под силу искусственному интеллекту.

Можно с уверенностью утверждать, что искусственный интеллект не вытеснит всех живых специалистов из финансовой сферы. Алгоритмы будут заниматься рутинными задачами, а за человеком останется планирование, контроль и общение с клиентами — точнее, с теми из них, которые не доверяют чат-ботам.

СБЫЛОСЬ

Благодаря использованию технологий искусственного интеллекта человечество обладает тем, что еще недавно казалось лишь смелыми фантазиями — беспилотные автомобили и поезда, устройства, предугадывающие наши желания, и многое другое.

Читайте также: Главная роль в фильме впервые досталась роботу

Google newsGoogle newsGoogle news