Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Европейские театры продолжают ставить наш балет»: хореограф Алла Сигалова — о русской классике, воспитании и детях

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Европейские театры продолжают ставить наш балет»: хореограф Алла Сигалова — о русской классике, воспитании и детях
Фото: РИА Новости

Многосерийный фильм «Балет» вышел в прокат на видеосервисе Wink в конце мая и уже вошел в топ лучших российских сериалов 2023 года. Главную роль — хореографа Руты Майерс — исполнила Алла Сигалова. И это не единственная работа артистки за последнее время: в апреле она поставила спектакль «Каренина. Процесс» в Театре Наций.

— Алла Михайловна, почему вы выбрали роман «Анна Каренина»?

— Потому что этот роман Льва Толстого абсолютно уникален: каждый раз, перечитывая его, я нахожу новые ответы для себя — в поступках героев и в выводах, которые они делают.

— Вы сделали центром спектакля бракоразводный процесс Карениных. Почему?

— Это краеугольный камень в сей ис тории, который и становится триггером для развития сюжетных линий.

— И в этом процессе у вас роль прокурора, вы обвиняете Анну. А каково ваше личное отношение к ее поступкам?

— С позиции своего возраста я рассуждаю так: не бывает правильных и неправильных поступков. Но не знаю, что бы я сделала на ее месте в свои 28 лет.

— А какой выход вы видите из ее ситуации? Был ли у нее шанс сохранить рассудок и остаться живой?

— Рассудок сохранить ей было невозможно, потому что главный морок, который с ней случился, — это любовь. В моей творческой биографии есть только два литературных произведения, которые рассказывают о крайней степени этого состояния, — в Театре Табакова еще при жизни Олега Павловича мы поставили спектакль «Леди Макбет Мценского уезда», и теперь — «Анна Каренина».

— В роли Анны вы изначально видели актрису Софию Эрнст. Почему?

— Во-первых, потому что она — хорошая артистка и умная женщина, которая понимает, что проживает ее героиня не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Еще очень важна фактура. Соня — женщина невероятной красоты. У нее очень русские черты, но при этом она инфернальна, как Аэлита (марсианка, героиня одноименного фантастического романа Алексея Толстого. — «ВМ»). Может быть, внешне она кому-то кажется девушкой с обложки, но на самом деле гламур — это не про нее. Она моя ученица, и я отлично знаю, что в работе она себя не щадит.

— Зрители знают вас в том числе благодаря популярному телешоу «Танцы со звездами», в котором вы были членом жюри. Судья на конкурсах вы жесткий и категоричный, а режиссер вы тоже авторитарный?

— Режиссер всегда авторитарен, вопрос только в том, какие средства он применяет. Можно руководить, оскорбляя и унижая, что для меня категорически неприемлемо. Я ненавижу такую форму общения режиссеров с артистами! Я отношусь к актерам, как к детям, которым нужна моя помощь. И всегда даю возможность попробовать проявить себя.

«Европейские театры продолжают ставить наш балет»: хореограф Алла Сигалова — о русской классике, воспитании и детях Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

— У вас очень жесткий график — ранний подъем, весь день репетиции. Но у вас ведь двое детей. Не сложно ли было совмещать роль мамы и режиссера?

— Очень сложно, особенно когда росла старшая дочь Анна. Я тогда работала в нескольких театрах одновременно и часто брала ее с собой. Когда родился младший сын, Михаил, я уже поняла, что так неправильно. Все вечера я проводила дома с семьей. Достаточно большой отрезок времени я совсем никуда не ходила, не видела спектаклей. На какое-то время я выпала из жизни, но это нормально.

— Какой у вас взгляд на детство? Нужно ли давать детям свободу?

— Детей надо направлять. Если им позволить делать все, что они хотят, они налопаются шоколада, а потом их придется везти в больницу! Им нужен надсмотр, родители должны быть рядом. Воспитание никто не отменял, это важнейшая часть структурирования нашего будущего.

— Вы говорили, что самое главное воспитание — книги. Вы следили за тем, что читают дети?

— Да. Я точно знаю, что есть необходимая литература, которую должен прочесть человек, считающий себя образованным и причастным к определенным культурным традициям. В первую очередь это русская классика. Раз мы живем на этой части суши, мы обязаны досконально знать культуру. Как можно не читать Толстого, Чехова, Лескова, Паустовского? Но и зарубежная литература тоже важна! Мы же все росли на сказках Андерсена, например.

— Вы много работали за рубежом. Сейчас все контакты прервались или проекты продолжаются?

— Есть очень разные случаи, но у меня до сих пор много предложений. Сейчас в театре Ла Фениче в Генуе шли репетиции оперы, над которой работают мои ассистенты. Я занимаюсь постановкой спектакля «Каренина. Процесс», поэтому не смогла приехать лично на премьеру в Италии. Я пока с запретами не сталкивалась.

Конечно, отмена русской культуры — не надуманное явление. Но вместе с тем только что в Баварской опере с огромным успехом поставлена «Война и мир», Ла Скала открывает сезон «Борисом Годуновым», где поют наши выдающиеся певцы, и так далее.

— То есть пока политика не превалирует?

— Нельзя обобщать. Вот два главных театра Европы обращаются к русской музыке. Везде продолжает идти балет «Лебединое озеро». Весь мир на Новый год показывал «Щелкунчика».

— В одном из интервью вы сказали, что люди — самое важное в жизни. Оглядываясь назад, кто стал знаковым лично для вас?

— Мои педагоги. Одна из них — Мария Осиповна Кнебель, которая пригласила меня преподавать танец у себя на курсе, и уже 40 лет я продолжаю преподавать в ГИТИСе. Она была ученицей Станиславского, и я горжусь тем, что от него меня отделяет всего одно рукопожатие!

«Европейские театры продолжают ставить наш балет»: хореограф Алла Сигалова — о русской классике, воспитании и детях Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

ДОСЬЕ

Алла Сигалова — хореограф, актриса, театральный режиссер и преподаватель. Родилась 28 февраля 1959 года в Волгограде. Преподает в ГИТИСе и Школестудии МХАТ. Ее спектакли идут на сценах ведущих московских театров: в МХТ имени Чехова, Театре Олега Табакова, Театре Наций. Была членом жюри в телевизионных проектах «Танцы со звездами», «Танцуют все!» и «Dance революция».

СЮЖЕТ

В прошлом советская прима-балерина, а ныне хореограф с мировым именем Рута Майерс возвращается в страну спустя почти 40 лет, чтобы поставить на сцене главного балетного театра страны спектакль. Рута вынуждена заново выстраивать отношения с друзьями и врагами, за прошедшее время ставшими ключевыми людьми в русском балете. Она оказывается в эпицентре страстей и интриг, очень далеких от мира искусства.

— Вы уже 40 лет преподаете в ГИТИСе. Чему важно научить артистов?

— Нужно научить человека понимать, что он личность, и взращивать, развивать индивидуальные качества в нем. Но по статистике, из курса выходят три человека, которые становятся сильными в профессии.

— Как в вашей жизни произошел поворот от хореографии к драматическому театру?

— Я не переходила резко, а совмещала — получив травму, я должна была понять, куда идти дальше. Я окончила Вагановское хореографическое училище, а потом — режиссерский факультет ГИТИСа. Соединение хореографии и драматического театра — моя профессия. На фото справа: Алла Сигалова с сыном Михаилом

— После съемок в телешоу «Танцы со звездами» вы стали строже относиться к актерам?

— Артисты обязаны хорошо двигаться! Им не нужна хореографическая подготовка, но их тело — инструмент, применение которого оправдано актерским действием.

В работе режиссера меня волнуют не танцы, а насколько хорошо актер владеет телом. Ведь на самом деле на сцене есть только два инструмента — движение и голос.

— Почему вы решили написать книгу «Счастье мое!»? Сейчас уже работаете над второй?

— Мне необходимо было рассказать о людях, которые были рядом, есть рядом и которым я благодарна. Так произошло, что вокруг меня выдающиеся люди. И когда ты общаешься, то не думаешь, что это какой-то особенный человек. Но начинаешь размышлять и понимаешь, что эти люди значат в истории театра, музыки, хореографии или живописи. Мне захотелось поделиться своим открытием!

— В спектакле «Каренина. Процесс» все герои одеты в черное. Почему выбрали этот цвет?

— Это самый аристократический цвет. Это цвет благородства, величественный и торжественный.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.