Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Игра по-крупному: в Театре на Трубной премьера — спектакль «Свадьба Кречинского»

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Игра по-крупному: в Театре на Трубной премьера — спектакль «Свадьба Кречинского»
Фото: Пресс-служба мероприятия

В Театре на Трубной состоялась премьера спектакля «Свадьба Кречинского». Это достаточно неожиданный выбор и для худрука Дмитрия Астрахана (он же режиссер спектакля), и для самого театра с его богатыми «эрмитажными» интерьерами. Ведь пьеса написана аж 170 лет назад! Подробнее о театральной новинке — в материале «Вечерней Москвы».

Автор пьесы — не слишком известный философ, переводчик, драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Причем комедия создана драматургом в тюрьме (!), где он сидел по обвинению в убийстве своей французской подруги, приехавшей за ним в Россию. Обвинение, кстати, позже было снято, и автор был выпущен из заключения. Но сюжет и персонажей он явно почерпнул из этой среды.

Напомним интригу. Главный герой пьесы — некий Кречинский — картежник, ловелас и мот — ищет и находит себе богатую невесту. Это наивная Лидочка Муромская. Кречинскому удается обмануть ее, подменив дорогое украшение Лидочки подделкой. В последний момент все срывается, и Лидочка выручает жениха от тюрьмы, отдав ростовщику настоящее украшение.

Так по-своему пересказал драматург анекдот, который ходил в тогдашнем московском обществе о светском шулере. Тот получил у ростовщика большие деньги под залог фальшивого бриллианта. Этот случай и вошел в основу пьесы Сухово-Кобылина. Вообще писателем была создана целая трилогия («Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина»). Но Дмитрий Астрахан остановился именно на первой части, отразив свой взгляд на аферу Кречинского — вора, авантюриста, игрока. Почему же его заинтересовала эта старая история?

— Кречинский — это абсолютное зло, — считает Астрахан. — Но в чем его сущность? Он — гениальный манипулятор, мастер в игре с человеческими чувствами, способный искусно ими управлять. Он может влюбить в себя девушку и разыграть сцену любви так, что она будет восприниматься как искренняя, настоящая. Он влюбленный, трогательный, искренний, простой и близкий людям, он словно самый человечный из всех. С ним легко и непринужденно. Он кажется своим, его чувства представляются подлинными.

Таким лицемером и предстает перед нами антигерой, которого «вкусно» играет статный Андрей Карако. Что не очень просто. Напомню, что в этом театре нет кулис и занавеса — помост делит зал на две части, и артисты должны держать внимание с обеих сторон.

Достойный оппонент Кречинскому — помещик Муромский (яркий Александр Мохов), отец Лидочки (пластичная Татьяна Горбунова). Сначала он не верит Кречинскому и в его чувства к дочери, затем все же попадает под его смертельное обаяние и становится еще одной жертвой интриги. Оказывается, его легко купить обычной лестью. Например, Муромского умиляет лицемерная речь «жениха» о порочной Москве и о том, что надо жить в деревне.

— Мне кажется, что Астрахан идет по очень глубокому психологическому пути, и здесь нет места для фальши, — говорит Александр Мохов. — Я давно не получал от работы такого удовольствия. Мой герой плачет, и я плачу вместе с ним, это своего рода катарсис.

Игра по-крупному: в Театре на Трубной премьера — спектакль «Свадьба Кречинского» Фото: Пресс-служба мероприятия

И другие актерские работы тут вполне достойны. Так импозантно органична в роли тетушки Лиды Атуевой Елена Анисимова. Иван Мамонов весьма сочно достоверен в роли преданного слуги Федора. Причем у них интересные костюмы. Например, у Атуевой-Анисимовой совершенно восхитительно безвкусные платье и шляпка. У Лиды — нежнейшее облако розового шелка. Не менее выразительные наряды у главного героя — от фрака до домашнего халата. Что не удивительно — художник по костюмам здесь любимый у Астрахана прекрасный Андрей Климов. И еще: в спектакле много музыки, причем живой. Звучат песни на слова Вадима Пугача, музыка композитора Сергея Долгушина, постоянного соавтора Астрахана. Ансамбль с чудесными голосами как бы создает раму для всей грустной истории о «хорошей девушке Лиде», поверившей лгуну.

Но насколько актуально все это старомодное «шапито» сегодня? Поищем смыслы. На поверхности: падение нравов никогда не приводит к добру. Но это первый общий слой. Второй: главная идея тут — показать безнравственность, царившую в крепостническом еще обществе (на радость советским критикам). Третий — нельзя верить игрокам и лицемерам, в частности альфа-самцам, занятым только развлечениями. Так поймет спектакль обычный зритель. Но это мы и раньше знали. Не слишком ли дидактично? Прямолинейно? Возможно. Но фигура Кречинского сегодня показана с новой стороны.

По сути, Сухово-Кобылин, а вслед за ним Астрахан, дают нам мастер-класс по искусству манипуляции. Точнее, ее разоблачению. Оказывается, это явление процветало еще полтора века назад. И дело не в деградации общества, как поспешили бы заклеймить советские критики. А в личности, которая легко идет на сделки с совестью. Для которой карты, деньги и вино удовольствий — смысл жизни. И раскаяния никакого не будет, а лишь сожаление, что сделка сорвалась, и бешеная русская пляска в финале.

На этот раз манипуляция не прошла. Талант обаяния, напор харизмой обманщику не помогли. А в другой? Ведь такие лицемеры, служащие своему эго, заразны для окружающих... Причем в любом веке. Вопрос остается открытым: как вовремя зло разгадать?

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.