Не пускают в эфир: есть ли у нас хорошие песни о Родине
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Госдуме предложили на школьных уроках музыки петь современные патриотические песни: SHAMANа, Газманова, группы «Любэ» и других. Но есть ли у нас хорошие песни о Родине?
«Темная ночь, только пули свистят по степи...» Помните? Эта песня, написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году, стала суперхитом и одновременно каноном. Ее спели все: от Кобзона, Магомаева и Хворостовского до Басты, Кипелова и полдюжины будущих иноагентов. А еще был «Синий платочек», «Вставай, страна огромная», «Катюша», «Бьется в тесной печурке огонь…» и с десяток других, от которых у нормального человека слезы на глаза наворачиваются непроизвольно. Сейчас, увы, наша страна вновь воюет. А значит, нужны новые патриотические песни. И вот в Госдуме прошел круглый стол на тему «Песни о Родине в системе воспитания подрастающего поколения».
Не пускают в эфир
Участники круглого стола предложили включить в школьную программу по музыке современные патриотические песни.
— На уроках могут начать изучать и петь композиции SHAMANa, Олега Газманова, группы «Любэ» и других, — сказал депутат Госдумы Сергей Колунов.
— Чтобы инициатива имела успех, нужно, чтобы эта музыка звучала — по телевидению, из гаджетов, которыми пользуется молодежь, — заявил певец SHAMAN, он же Ярослав Дронов. — Патриотические песни — не только военные, это и песни о культуре, природе, любви.
Олег Газманов между тем раскритиковал руководство российских радиостанций и телеканалов, которые замалчивают песни об СВО и бойцах.
— Где у нас «Все для фронта, все для победы»? Где «Вставай, страна огромная»? Представьте себе, если бы в годы Великой Отечественной такие великие песни были бы заглушены — ну и что было бы? — заявил артист. По его словам, пробиться на радио и в телевизионный эфир с патриотической тематикой сегодня сложно даже известным артистам.
— Я приношу песни, а мне говорят: давайте не так жестко, давайте не будем акцентировать, — рассказал он. — А как по-другому, когда мы упустили уже целое поколение?
Кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев пояснил:
— Ждать, что на всех радиостанциях вдруг начнут звучать патриотические песни, наивно. Во-первых, сейчас почти все они частные и коммерческие, то есть живут за счет рекламы. А рекламодатель предпочитает контент нейтральный или развлекательный — под него товар или услуги лучше продаются. Во-вторых, во времена Великой Отечественной настроение в обществе было совершенно иным. Враг захватил огромную часть страны, стоял под Москвой и Сталинградом. У нас только в армии были свыше шести миллионов человек, а еще миллионы работали на оборонных заводах, в эвакуации, по 12 часов в сутки. Сейчас воюют, главным образом, контрактники, враг далеко, и СВО для большинства россиян — это пусть и тревожные, но все-таки новости по телевизору. Да, запрос на патриотизм есть — футболки с Путиным и «Орешником» разошлись моментально, но не надо этот запрос переоценивать. Ситуации «вставай, страна огромная!» в нашем обществе нет. Больше того, власть ее сознательно не формирует.
Z-культура
Олег Газманов выразил мнение, что российские дети должны слушать, в том числе и в школах, современные песни, написанные на фронте. Фронтовые поэты, подчеркнул он, пишут прекрасные стихи.
Филологи уже отметили: в России появился целый литературный феномен — Z-поэзия. Люди разных возрастов пишут стихотворения на тему СВО, порою талантливые. Вот, например, Анна Ревякина из Донецка:
Все хотят вернуться, даже те, которые сгинули, даже те, кого некому ждать.
Моя мама говорит, что сердца у нас теперь заминированные, как поля заминированные.
По мнению филолога, литературоведа и литературного критика Михаила Эдельштейна, ситуация в Z-поэзии как и в любой другой.
— Если мы возьмем 500 стихотворений, написанных на определенную тему, то практически всегда из них 450 будут совершенной графоманией, еще 40 — более или менее, и только о десяти можно говорить всерьез. То же самое, кстати, касается и песен, ведь пишутся они на стихи.
— На одну «Темную ночь» и «Катюшу» во время Великой Отечественной были десятки произведений, которые никто никогда не вспомнит. Но таков закон литературного процесса: чтобы были сливки, должно быть молоко, — справедливо заметил писатель Захар Прилепин.
Проблема в том, что сливок-то пока и нет. «Я русский» SHAMANа и «Темная ночь» — это произведения разного уровня. Или вот газмановский опус «Вперед, Россия!»:
Россия, Россия — в этом слове огонь и сила.
В этом слове победы пламя.
Поднимаем России знамя.
Сравним с Алексеем Сурковым:
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Вроде бы у обоих и рифмы банальные: пламя-знамя, слеза-глаза, а какие разные ощущения! Одну песню хочется петь, а другую поскорее выключить — слишком уж казенный патриотизм...
Чем богаты...
Захар Прилепин уверен, что высочайшие образцы фронтовой поэзии и лучшие патриотические песни появились не «сами по себе», на пустом месте. Они стали результатом долгой и целенаправленной работы государства.
— Фронтовые поэты Константин Симонов и Евгений Долматовский окончили Литературный институт еще до войны. Артиллерист Евгений Винокуров — тот самый, что написал стихи про Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой, в 1951 году окончил тот же Литинститут. А музыку к этой песне написал другой фронтовик — Андрей Эшпай, который после Победы отправился учиться на композитора и в 1953 году окончил Московскую консерваторию. А другой фронтовик, Ян Френкель, получивший тяжелое ранение в 1942 году и после войны написавший музыку к великой песне «Журавли», Киевскую консерваторию окончил еще в 1941 году.
Что получается? Практически все таланты, написавшие лучшие патриотические песни, во-первых, были фронтовиками. И их патриотизм был живым, настоящим, выстраданным. Когда Евгений Винокуров писал:
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой,
он очень хорошо понимал, о чем речь. Потому что за «Вислой сонной» мог лежать сам. Во-вторых, и композиторы, и поэты-песенники были не только таланты, но и профессионалы: и в Лит институте советских времен, и в консерваториях учили крепко. Нынешние создатели патриотических песен, понятно, не воевали, а их образование описал еще Пушкин: «Мы все учились понемногу...» Ну вот и результат.
— Товарищ Сталин, как к нему ни относись, понимал, что новому государству нужна своя мощная культура, и он эту культуру взращивал, — рассуждает Виталий Караев. — Хорошим поэтам вручали Сталинские премии, их даже продвигали на государственные должности.
Яркий пример — Михаил Исаковский. Родившись в деревне Глотовка Смоленской губернии, он стал депутатом Верховного Совета РСФСР. За стихи к таким песням, как «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «В лесу прифронтовом», «Летят перелетные птицы», он получил аж две Сталинские премии. Константин Симонов («Жди меня», «Песенка военных корреспондентов», «Идут эскадроны, идут батальоны, походные кухни дымят...») окончил Литинститут, Военно-политическую академию, где учили на политруков, был фронтовым корреспондентом, четыре года не вылезал с передовой, был депутатом Верховного Совета СССР, одних только Сталинских премий — шесть! А песни на его стихи поют до сих пор.
— Патриотические песни — часть поп-культуры. И тут весь вопрос, кто эту культуру формирует и контролирует, — рассуждает Виталий Караев. — С 1991-го культуру в России — и то лишь в последние годы — контролирует разве что Роскомнадзор. В основном по части отсутствия мата и пропаганды всяких нехороших вещей вроде наркотиков. С одной стороны, хорошо, что уже нет Главлита, который цензурировал в СССР все и вся, включая тексты песен. С другой стороны, литературное редактирование песен тоже исчезло. Их художественный уровень теперь может быть вообще любым. Поэтому качество, условно, патриотических песен примерно соответствует качеству всех остальных — с чего бы ему быть выше?
Автор популярной патриотической песни «Я русский» — Олег Шаумаров. Он писал Стасу Михайлову, Максиму Фадееву, Наргиз, Таисии Повалий, Николаю Баскову. Ну вот SHAMANу написал:
Я вдыхаю этот воздух.
Солнце в небе смотрит на меня.
Надо мной летает вольный ветер.
Он такой же, как и я.
С точки зрения поэзии это набор штампов. «Я вдыхаю этот воздух». А какой еще можно вдыхать? Не этот? Другой? «Вольный ветер» — всем штампам штамп: он летает из одного стихотворения в другое с момента создания русского языка. И вот эта бодяга — теперь наша «Темная ночь»... Патриотизм, который мы заслужили.
СПРАВКА
Патриотизм, согласно словарю Ожегова, это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Таким образом, патриотические песни способствуют сплочению вокруг идеи национального единства, верности и защиты Родины.
ТОП-10
Советские патриотические песни
- Березовый сок (Вениамин Баснер — Михаил Матусовский)
- Гляжу в озера синие (Леонид Афанасьев — Игорь Шаферан)
- С чего начинается Родина (Вениамин Баснер — Михаил Матусовский)
- Течет река Волга (Марк Фрадкин — Лев Ошанин)
- Песня о далекой Родине (Микаэл Таривердиев — Роберт Рождественский)
- Русское поле (Ян Френкель — Инна Гофф)
- Подмосковные вечера (Василий Соловьев-Седой — Алексей Фатьянов)
- Я люблю тебя, Россия (Давид Тухманов — Михаил Ножкин)
- Мой адрес — Советский Союз (Давид Тухманов — Владимир Харитонов)
- Как упоительны в России вечера (Александр Добронравов — Виктор Пеленягре)
КСТАТИ
Вопрос о включении современных патриотических песен в школьную программу уже передан в Министерство просвещения, списки песен составляются. Так что уроки музыки с песнями SHAMANа, Газманова, Пахмутовой и Матусовского могут начаться уже в следующем учебном году.
МНЕНИЕ
Уровень упал
Марина Кудимова, поэт, переводчик, публицист:
— Сейчас вообще почти нет хороших песен. В том числе патриотических. Дело в том, что не осталось поэтов-песенников. Илья Резник — последний, но сочинять на патриотическую тему он в силу разных причин не станет. Второй момент: в поп-культуру массово пришли самоучки.
Все, пожалуй, началось с «Битлз»: четыре парня из доков Ливерпуля, грузчики, решили записать несколько песенок. Их увидел гениальный продюсер, нашел студию, научил нормально петь и играть, создал имидж, вложил много денег — и получилась самая популярная в мире группа, с великолепными мелодиями и чудовищными в плане поэзии текстами. По сравнению с «Битлз» «Руки вверх» это Есенин. «Битлз» выстрелил, на нем удалось заработать миллионы, и продюсеры начали штамповать группы, как пуговицы.
Причем принцип зажигания звезд изменился: вкладываем меньше, учим хуже, используем недолго. Потом запускаем новый «проект» — такой бизнес. Вот в рамках такой парадигмы сейчас и живет поп-музыка во всем мире. Даже мелодии уже лет 20 как минимум пишет фактически искусственный интеллект — синтезатор и компьютер. А на синтезаторе «Подмосковные вечера» не создаются! Для них нужен Соловьев-Седой с его консерваторией. Но этот композитор давно умер, а производство песен поставлено на поток. И чем больше их количество, тем ниже качество — простая диалектика.
Третий момент: параллельно со снижением песенной культуры падал и уровень слушателей. Точнее, уровень их запроса. Если вы растете на современной поп-культуре, то вы уже не ждете новых «Подмосковных вечеров» и «В лесу прифронтовом». Вы их просто не воспримете, это слишком сложно для вас. И вы рушитесь в звенящую пустоту условного Стаса Михайлова. И тут, как ни странно, возникает феномен SMAMANа. У него, по большому счету, две песни. У обеих слабые тексты и музыка. Но сам певец умудрился каким-то неведомым образом сделать то, что не сделал никто. Он тронул в нашей национальной душе какие-то струны! Надеюсь, тронет еще — исполнитель он молодой.