Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

«Вождь назвал меня братом»: Гойко Митич — о дружбе с индейцами, образе Чингачгука и своем зверином покровителе

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Интервью с Гойко Митичем: роли индейцев, образ Чингачгука
Фото: Пресс-служба фестиваля «Евразия-Кинофест»

Известный сербский актер, постановщик трюков и режиссер Гойко Митич посетил Сочи в рамках второго международного фестиваля «Евразия-Кинофест». Он был приглашен в качестве члена жюри, оценивающего полнометражные киноленты. В заключительный день фестиваля, который совпал с 85-м днем рождения актера, он удостоился почетной награды за значительный вклад в кинематограф.

Накануне корреспондент «Вечерней Москвы» пообщалась с артистом. Беседа проходила на трех языках: немецком с помощью переводчика, русском, который Гойко хорошо понимает, и частично на сербохорватском, его родном языке.

— Гойко, поделитесь вашими впечатлениями о Сочи и фестивале «Евразия-Кинофест», его перспективах и, возможно, трудностях.

— Сочи — замечательный, красивый город. Прекрасно, что фестиваль «Евразия-Кинофест» нашел здесь свой дом. Зрители всегда заполняли Летний театр во время показов. Однако, возможно, стоит рассмотреть другой кинозал для конкурсной программы — в Летнем театре слишком светло, невозможно добиться полного затемнения, солнечный свет искажает изображение. Недостаточная темнота в зале негативно сказывается на качестве просмотра.

— Вы отлично владеете немецким языком. Не забыли свой родной сербохорватский?

— Нет, я его помню. Немецкий я изучал в школе как один из двух иностранных языков. У меня был выбор между английским, немецким и французским, и я выбрал немецкий. Я свободно говорю по-немецки, так как работал в ГДР и сейчас живу в Берлине. Мой русский язык немного хуже из-за недостатка практики. Хотя я все понимаю, мне бывает сложно точно выражать свои мысли по-русски во время интервью. А сербохорватский — это мой родной язык, он не забывается. Мне бы, конечно, хотелось поговорить с вами по-сербски, на языке, который практически не требует перевода. Но для большей точности лучше использовать немецкий.

— Вы сейчас посещаете бывшую Югославию, ныне Республику Сербию?

— Разумеется. Я там родился, и мой брат до сих пор там живет. Там похоронена моя мать. Я приезжаю туда каждый год. Нельзя забывать свои корни.

— Как часто вы бываете в Москве? Какие у вас связи с Россией?

— До пандемии я приезжал довольно часто, примерно два раза в год. Сейчас реже. Но недавно мне удалось побывать в Благовещенске на фестивале «Амурская осень», который проводит его худрук, талантливый и энергичный Сергей Новожилов. Мои связи с Россией в основном связаны с кинематографом — я общаюсь с продюсерами, режиссерами и актерами.

— В 2019 году вы сыграли в российском фильме «Балканский рубеж». Что вас привлекло в этом проекте, почему вы решили принять в нем участие?

— Я согласился, потому что это была история о Сербии. Это фильм о трагедии, произошедшей в нашей стране, и о помощи, которую Россия оказала нашему народу в борьбе против агрессии со стороны Америки. Но сначала я оказался в Крыму на творческой встрече. Там ко мне обратился московский продюсер Вадим Быркин и предложил роль в этом фильме. Я сразу спросил, о чем фильм. «Балканский рубеж» — это недавняя война. Я сразу согласился, не зная ничего ни о роли, ни о сценарии.

— Вам понравился фильм?

— Да, он правдиво отражает произошедшие события. Тема, безусловно, сложная, фильм не из легких. Но он рассказывает о времени, когда бомбили Югославию. В то время я жил в Берлине и каждый вечер звонил маме, чтобы узнать, как у нее дела. Она отвечала сдержанно.

Напомню, что я родился в 1940 году, во время Второй мировой войны. Моя мама тогда пережила все ее ужасы. И теперь ей пришлось заново переживать взрывы и бомбы. Она говорила, что с ней все хорошо, но однажды вечером упала с кровати от взрыва. Больше она не вставала, не хотела есть. На следующий день ее не стало.

Страшно вспоминать, что я не смог попрощаться с ней. Дороги были разрушены. Можно было добраться только вплавь, через Дунай. Я не смог попрощаться. Только через полгода я смог посетить ее могилу. Мне до сих пор тяжело это вспоминать. Мать — самое важное для каждого.

— Получается, что она пострадала из-за действий НАТО?

— Да, практически. Как мне «благодарить» НАТО за это? Почему нас бомбили? Ответа нет. Они показательно бомбили Югославию — это был первый опыт. Они тренировались, чтобы уничтожить Россию, разрушить Союз. Но у них не получилось.

— Гойко, многие наши зрители видят в вас воплощение индейца. Как образ Чингачгука и его соплеменников вошел в вашу жизнь? Какое значение индейская тема имела для вас?

Интервью с Гойко Митичем: роли индейцев, образ Чингачгука Фото: «Чингачгук — Большой Змей», 1967 год

— Еще в школьные годы я смотрел американские вестерны, где индейцы изображались исключительно как отрицательные персонажи. В детстве я, основываясь на этих фильмах, не хотел быть индейцем. Но с возрастом пришло понимание исторической реальности и трагической судьбы этих народов.

Мой путь в кино начался с работы каскадером в британском фильме «Ланселот и королева». Позже я участвовал в массовке в экранизациях романов Карла Мая о Виннету. Но настоящее погружение в мир индейцев произошло в 1966 году на съемках фильма Йозефа Маха «Сыновья Большой Медведицы», основанного на трилогии Лизелотты Вельскопф-Генрих. Она была серьезным ученым-этнологом, глубоко изучившим культуру и жизнь индейцев.

Ее произведения отличались достоверностью, а персонажи — исторической точностью. Мы одними из первых рассказали зрителям правду об индейцах. Мне было важно показать реальную жизнь этих народов, подвергшихся жестокому обращению и согнанных в резервации, где они и сегодня сохраняют свою культуру.

Интервью с Гойко Митичем: роли индейцев, образ Чингачгука Фото: «Виннету — сын Инчу-Чуна (II). Трубка мира», 1964 год

В этих фильмах я сыграл роль вождя. Затем был «Чингачгук — Большой Змей» по мотивам романа Купера «Зверобой». Последовали фильмы «Текумзе», «Апачи», «Ульзана», «Вождь Белое Перо». Все эти картины были сняты на киностудии DEFA в ГДР.

— Правда ли, что коренные американцы признали вас одним из своих?

— Да, это правда. Я всегда мечтал о том, чтобы мои работы увидели сами индейцы. Мне было очень важно узнать их мнение о нашей интерпретации их культуры. Один студент из ГДР помог осуществить эту мечту. Он проходил стажировку в Microsoft и решил удивить своих американских друзей, показав им фильмы об индейцах, снятые в ГДР. Он перевел их на английский язык и организовал показ для вождей старшего поколения в резервации. После просмотра они выразили желание встретиться со мной.

Когда я прилетел в Сиэтл, меня ждали индейцы в традиционных костюмах с перьями и барабанами. Вождь подошел ко мне, обнял и назвал братом. Это было невероятно трогательно. Я привез им подарки, которые мне передали из Театра под открытым небом, где я тогда выступал. Во время просмотра фильмов индейцы показывали мне большие пальцы вверх, выражая свое одобрение. Эта поездка оставила неизгладимое впечатление.

— Расскажите о волке, вашем зверином покровителе.

— Вождь, который меня встречал, пригласил меня к себе в гости и предложил провести специальную церемонию. Он угостил меня табаком, который они используют как жевательную резинку, и сказал, что мне необходимо увидеть своего двойника в мире животных, если я еще не знаю его. У каждого индейца, помимо имени, есть имя животного-покровителя. Он попросил меня закрыть глаза и сосредоточиться. Образ должен был появиться сам собой. Он заверил меня, что это обязательно произойдет и я получу имя. Я закрыл глаза и сразу же увидел морду волка. Вождь тут же объявил: «Ты Мангул — волк». Так я получил свое второе имя.

— Чувствуете ли вы себя волком в жизни?

— Не знаю, но я ощущаю его присутствие. Я живу счастливой жизнью и чувствую себя сильным. Волк считается одним из самых сильных животных, наряду с орлом.

— Наверное, у вас много амулетов с изображением волка?

— Мне не нужно их покупать, мне их дарят в огромном количестве. Я тоже привез индейцам подарки, в том числе трубку из Германии и теплые пончо, защищающие от ветра и дождя.

— Гойко, вы уже долгое время живете в Германии. Заметили ли вы, что жизнь там стала труднее для людей?

— Безусловно. Это бросается в глаза. Цены растут на все, особенно на продукты питания! Электроэнергия, топливо, газ — все дорожает. Раньше мы отапливались российским газом по доступной цене. Сейчас цены выросли в разы. Получается, что Германия сама себя наказала санкциями.

— Чувствуете ли вы какое-то неудобство из-за вашей симпатии к России?

— Нет, потому что не все немцы разделяют эту позицию. Многие думают так же, как и я. Большинство людей относятся к русским вполне нормально. Но правительство оказывает на них давление, переписывает историю, искажая факты. Доходит до абсурда — утверждают, что Россия напала на Германию в 1941 году! Молодое поколение совершенно не знает историю, не изучает ее. А историю необходимо знать и помнить.

— Как вы относитесь к обвинениям в том, что вы являетесь «агентом Путина»?

— Такие обвинения звучали и раньше, еще в 90-е годы. Однажды меня пригласили в Таллинн, в немецкий культурный центр. И одна журналистка, задавая вопросы, заявила, что мои фильмы, снятые в ГДР, являются пропагандой, что я — агент Путина. Это просто смешно. Какая пропаганда? Это же исторические факты. Я спросил у нее, что было бы, если бы в Прибалтику пришли индейцы и поселили эстонцев в резервации?

Где искать правду? К сожалению, СМИ часто искажают информацию, каждый пытается преподнести ее в свою пользу. Очень много лжи и фейков. Но я надеюсь, что БРИКС сможет повлиять на ситуацию и внести свой вклад в установление справедливости. И мир снова станет нормальным. Фестиваль «Евразия-Кинофест» вносит в это свой небольшой вклад.

— А вы хотели бы еще сниматься в кино?

— Если честно, я уже достаточно снимался. Но, если бы мне предложили серьезную, интересную роль, затрагивающую важную тему, я, конечно, не отказался бы.

— Комедия, драма, триллер?

— Неважно.

— Завтра у вас день рождения. Что бы вы пожелали себе в 85 лет?

— Сейчас каждый день для меня — день рождения. Потому что один день идет за год.

— Как вам удается так молодо выглядеть? Вас заколдовал индеец или волк?

— Нет, я совершенно обычный человек. Я правильно питаюсь, занимаюсь спортом, соблюдаю режим. Избегаю шумных мест и ночных заведений. Веду здоровый образ жизни, не употребляю алкоголь и не курю.

— А как вы поддерживаете свою атлетическую фигуру?

— Это гены. Кроме того, я всегда активно занимался спортом. И сейчас каждое утро плаваю в реке под Берлином, а здесь, в Сочи, — в море. Вода, конечно, холодная, но мы и зимой купаемся в реке. А если вода замерзает, то делаем прорубь и плаваем каждое утро. И я никогда не болею.

— Какой подарок хотели бы получить от Бога?

— Он уже подарил мне жизнь и здоровье. Что еще нужно? Надо служить Богу, чтобы он помогал нам.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.