Кирпичная «восьмерка» Мельникова
Послушать об истории создания, судьбах архитектурных шедевров и быте советских гениев периода 20-30 годов прошлого века можно в 19 часов на Рождественке, 11.
Лектор Анна Броновицкая расскажет москвичам о причудливых жилищах архитекторов-фантазеров. Пожалуй, самые знаменитые из них - «Теремок» Федора Шехтеля в Новопеределкине и Дом-мастерская Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке Москвы.
Гении потому и гении, что их сложно «втиснуть в рамки». Например, здание авторства Мельникова из вписанных друг в друга цилиндров причисляют то к авангардизму, то к конструктивизму, то к функционализму. Сам Константин Степанович отрицал отношение своей кирпичной восьмерки к существующим стилям, полагая, что создал стиль новый - свой.
Так или иначе, всемирно известный дом-мастерская, построенный в 1927-1929 годах, уникален. Начнем с того, что все сооружение - одноквартирный дом. И в нем все выверено под потребности одной семьи. На излете НЭПа, когда страна возвращалась к экономичности и непритязательности в быту, прославленному архитектору позволили построить это масштабное художественное творение, настолько его макет поразил властьимущих!
Впрочем, следует отметить, что как раз эргономичность и особая функциональность планировки внутреннего пространства - неимоверные! Официально стройке дали статус экспериментальной - испытание проекта круглого здания, который затем можно было бы применять в массовом строительстве.
Но хочется рассказать историю поиска формы дома хронологически, она тоже весьма увлекательна. Ведь первоначальный его проект представлял собой двухэтажную квадратную — по плану - постройку. В ней даже была запланирована большая русская печь, установленная под углом. Есть еще эскизы строения в виде усеченной пирамиды. В наклонные стены Мельников придумал изнутри врезать подвешенные антресольные помещения. Обнаружены чертежи также овального и яйцеобразного сооружений. Что ни идея - концентрация инженерной мысли!
Считается, что интерьерам и планировке Константин Степанович уделял внимания намного больше, нежели внешнему виду постройки. Как сказать. Если говорить о здании, которое существовало в 30-х годах минувшего столетия, оно выглядело так. Красные стены кирпичных цилиндров - ажурный каркас. Его кладку делали со сдвигом вдоль стены через один ряд и поперек стены через каждые два ряда. Описание замысловатое, просто посмотрите на фотографию, если не бывали в Кривоарбатском переулке и воочию не видели это чудо архитектуры. Получились равномерно расположенные проемы, напоминающие соты.
Специалисты говорят, их было от 100 до 200, оставили примерно 60. Что произошло с остальными? Они послужили "мусоросборниками" - их заложили строительными отходами, ведь с этой стройки не вывезли ни одной тачки мусора. Архитектор продумал даже такой аспект... Более того, такой ход оставлял возможность впоследствии высвободить заложенные проемы, замуровав используемые — этакая игра в «пятнашки» окнами.
Особыми в этом доме были даже перекрытия, выполнявшие несколько функций. Мельников повысил функциональность и экономичность еще одним хитрым приемом: в качестве холодильного шкафа в подходящие сезоны использовался один из стенных проемов. В перегородке между кухней и столовой помещался буфет. Об экономии материалов при «круглом» строительстве сам автор говорил: задача состоит в том, чтобы площадь пола была окружена минимальным периметром стен, цилиндр, в сравнении с параллелепипедом и кубом, значительно экономней.
Вокруг дома Мельникова постоянно идет «шум». Предотвратить его разрушение и сохранить шедевр на века — мечта любителей архитектуры и простых москвичей, гордящихся шедевром, запрятанном в арбатских переулках.