Для вандалов хотят увеличить штрафы
В Госдуме в начале ноября 2013 года планируется рассмотреть поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают штраф от 10 000 до 50 000 рублей за осквернение надгробий, памятников и других мемориальных сооружений, а также за любые публичные действия, выражающие явное неуважение к увековечиванию памяти погибших при защите Отечества.
Идея внесения изменений в законодательный акт возникла после того, как два месяца назад в Сыктывкаре молодые люди осквернили памятник погибшим в Афганистане и других локальных войнах. Ужасных фактов становится все больше, а повинные в надругательствах над памятью остаются фактически безнаказанными – такова мотивировка парламентариев.
C увеличением количества фактов, повышается и уровень глумления.
«Я не знала, что Родина-мать – святыня»
В ноябре 2010 года трое подростков средь бела дня помочилась на могилу павших солдат в городе Славске Калининградской области. В братском захоронении покоятся 364 воина.
В январе 2011 года мировой судья Славского судебного участка оштрафовал редакцию районной газеты «Славские новости» за публикацию фамилий подростков, справивших малую нужду на мемориал героям Великой Отечественной войны. Редакция подверглась штрафу в сумме 5000 рублей, редактора оштрафовали на 500 рублей. «Для обнародования фамилий необходимо письменное согласие самих несовершеннолетних или их родителей, чего сделано не было», – прокомментировал решение судьи районный прокурор Алексей Понимаш.
Действия суда и прокуратуры вызвали гнев местных жителей – свои мнения об этом, они, не сдерживая эмоций, излили в Сети.
В апреле текущего года в городе Дзержинске Нижегородской области правоохранители задержали группу юных вандалов, действия которых запечатлела видеокамера. Подростки гасили сигаретные окурки о памятник погибшим воинам, пытались потушить пламя в мемориале, а также сушили на Вечном огне промокшую обувь. В завершение хулиганы выбросили в огонь несколько банок пива, предварительно вылив остатки алкоголя на монумент.
На место глумления оперативно прибыли полицейские. Школьники попытались сбежать, однако были задержаны. В полицейском участке выяснилось, что они находятся в состоянии сильного опьянения.
- Мы не знали че это за памятник, - позднее объяснил свой поступок один из подростков. – И про войну мы почти ничего не знаем. В школе че-то говорили, но мы не помним где и когда она была.
После выходки на мемориале школьников поставили на учет в полицейский отдел по делам несовершеннолетних.
9 мая этого года в Ставрополе несколько молодых людей устроили «эротическую» фотосессию возле мемориала героям Великой Отечественной войны.
Один из участников находился в халате, тапочках и шапке танкиста, другой держал резиновую секс-куклу, у которой в интимном месте находилась бутылка. В руках у молодых осквернителей были сигареты и бутылки с водкой.
Позже в соцсети «vkontakte» они разместили снимки, сделанные возле мемориала. Возмущенные ставропольцы опубликовали текст официального обращения в региональную прокуратуру, потребовав наказать хулиганов.
Одного из участников глумливой акции, студента 5-го курса Института информационных технологий и телекоммуникаций, отчислили из учебного заведения.
Инцидент, происшедший в начале этого месяца. Столичная фрик-певица Алена Пискун и ее друзья, после «гастролей» по ночным клубам Волгограда, устроили на Мамаевом кургане фотосессию, возмутившую не только жителей этого города, но и всех, посмотревших фото- и видеокадры, выложенные певицей в Сети.
На кадрах Пискун и ее приятели позируют на фоне кургана и скульптуры "Родина-мать" в недвусмысленных позах, сопровождая свои действия нецензурными шутками.
Возмущенные интернет-пользователи предложили отправить ее мыть общественные туалеты, если наказанием станет 15 суток за мелкое хулиганство.
Однако Пискун не считает себя виноватой, московским СМИ она заявила: «Ничего плохого не сделала. Меня в школе учили плохо, я не знала, что Родина-мать и Мамаев курган – это памятные святыни Великой Отечественной».
Как их наказывать?
- Что происходит в головах этих людей, если они так легко и бездумно позволяют себе осквернять народную память?! – недоумевает ветеран Великой Отечественной войны, полковник, участник парада 1941 года на Красной площади, председатель Совета ветеранов ВАО города Москвы Марк Иванихин. – Солдаты во время боев чувствовали себя так – словами не передать! Каждый из них мысленно прощался с жизнью, но, несмотря на это, бросался в атаку. Война – страшное и безжалостное действо, прошедших через нее можно смело назвать настоящими героями.
Да, в действиях детей и подростков повинны взрослые, не сумевшие должным образом воспитать их. Но все же я считаю, что ответственность за надругательство над памятью необходимо ужесточить. Штрафами вандалов остановить невозможно. Надо привлекать к уголовной ответственности.
Адвокат, известный участием в процессах, связанных с резонансными событиями, Игорь Трунов разделяет возмущение ветерана, однако считает, что ужесточением наказания проблему не решить.
- В настоящее время наиболее эффективным является материальное наказание. А из колоний люди выходят либо с искалеченной судьбой, либо закоренелыми преступниками, - считает юрист. – В результате наказания нам следует получать дееспособного гражданина, а не рецидивиста. Поэтому привлечение к административной ответственности должно быть приоритетным. Часть деяний, ныне обозначенных в законодательстве, как уголовные нужно перенести в административную плоскость.
- Штраф до 50 000 рублей за такие деяния достаточный?
- Достаточный. В огромном количестве регионов доход населения значительно ниже, чем у столичных жителей. Даже наказание в размере 10 000 рублей для них будет хорошими уроком.
Почему подростки не знают историю?
Заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева утверждает, что огромное количество школьников и молодых людей не воспринимают Великую Отечественную и Вторую мировую войны как значимые и трагические события, не позиционируют их со своей страной.
- Они не знают годы, в которые происходили войны, что-то слышали о Сталине и Гитлере, однако не осведомлены, кем они являлись и чем занимались. Не ведают, разумеется, и о количестве граждан страны, погибших в тот период, - продолжает парламентарий. – Для них эти события – чужие, происшедшие давно, абсолютно не интересные. Совершая глумления над памятниками, они не понимают, чему посвящены эти объекты, насколько значимы для страны. Это просто сооружения, на которые можно пописать и вылить спиртное.
Почему новые поколения не знают историю страны? Потому, что учителя преподают ее формально, не вызывая интереса. Проговаривают то, что положено и считают, что на этом их миссия завершена. Даже незначительный элемент патриотического воспитания отсутствует. Многие родители недоумевают по поводу позиции педагогов. Если раньше учителя, проникновенно рассказывая о тех страшных годах, плакали, то теперь они, равнодушно изложив информацию, ставят крестик: урок окончен.
Присутствует у проблемы и моральная сторона: подростки ведут образ жизни, при котором возможно плевать на все святое, что чтят другие люди. Они проявляют пренебрежение не только к окружающим, но и к себе: человек, ценящий себя как личность, никогда не совершит такие действия на могилах и памятниках.
- Что же делать?
- На мой взгляд, самым действенным наказанием стало бы порицание со стороны общества. Однако сейчас такое наказание не практикуется и не востребовано. Мы стали слишком глухими к происходящему вокруг, в том числе к памяти.
Считаю, наказывать вандалов следует трудом. Осквернили мемориал – чистите его и другие подобные объекты. Осознают: в дальнейшем недопустимо этого делать!
Также не мешало бы внести дополнения в закон «Об образовании», касающиеся воспитания учащихся. Школа станет их вторым домом, педагоги примутся воспринимать школьников как собственных детей.
«Школьникам помогут ролики»
А пока многие подростки одобряют действия ровесников-вандалов.
В марте текущего года, под размещенным на YouTube полуминутном ролике, снятом в уральском городе Краснотурьинске, на котором восемь тинэйджеров исполняют популярный танец Harlem Shake прямо на мемориальном комплексе, появилось множество одобрительных комментариев:
«Так я не понял, что они натворили? Станцевали на танке и все? Ничего не потушили типа вечного огня, с венками не фотографировались, в мемориальные доски не плевались. Что за формулировка «памятник был осквернен»?»
«Хватит гнать на них. Ни в чем они не виноваты. Потусили, потанцевали, памятник не оскверняли. Или у нас теперь танцы стали способом осквернения?»
«Пусть танцуют - вообще непонятно, нафига этих памятников понаставили в городах. Лучше бы деревья посадили и нормальные парки для подростков обустроили».
«Если бы я был ветераном, меня бы наоборот радовало, что людям весело, ибо я погиб ради этого, а не чтобы происходило лицемерное возложение венков администрацией города».
Известный психолог Наталья Варская полагает, что привить новым поколениям патриотизм возможно путем размещения в популярных соцсетях соответствующих роликов. Однако их содержанию не следует быть навязчивым, напротив, оно должно привлекать увлекательными сюжетами.
- К созданию видеороликов необходимо привлечь высокопрофессиональных специалистов, дабы результат получил широкий эффект, - продолжает Варская. – Что касается увеличения фактов вандализма, то связано это, прежде всего, с происходящей у подростков гормональной перестройкой. Они становятся практически неуправляемыми, способными на совершение самых безрассудных действий. Тело развивается значительно быстрее, чем мышление. Уровни сознания и духовности невысокие.
Табу для них в этот период не существуют, однако присутствует непреодолимое желание нарушать всяческие табу. Явление временное, правда, бывают случаи, при которых люди остаются такими практически всю жизнь и заканчивают свои годы в местах не столь отдаленных. Но большинство встает с головы на ноги и меняется до неузнаваемости.
Для минимизации случаев осквернения священных мест необходима, как уже сказала, масштабная, но не навязчивая, пропаганда. Мировоззрение подавляющего большинства юнцов кардинально изменятся, они научатся отличать плохое от хорошего.