Будущее, когда «Вечерку» будут издавать на электронной бумаге
Экземпляр хранится в римском музее, и у него, как и у любой прочитанной газеты, печальная судьба. Люди ходят мимо, лишь изредка скользя взглядом по пояснительной табличке.
Во времена Древнего Рима носителем информации была дощечка, которую выставляли в людных местах, затем — папирус, сегодня бумага. Чтобы узнать, какое будущее ждет газетное дело, мы дозвонились до факультета журналистики Калифорнийского университета Berceley и пообщались с одним из его преподавателей, профессором Марком Даннером.
— Здравствуйте, профессор! Я из московской газеты, журналист. Не про свободу слова, нет, просто хотел спросить — какое будущее ждет бумажные газеты?
— Парень, ты даже не представляешь — ты с этим вопросом попал в точку! Мы сейчас это и обсуждали! Народ кричит, что будущее за планшетами. А я не хочу быть таким категоричным, мне кажется, что будут другие, более стабильные носители. Ведь у планшета может кончиться батарейка.
И нынешние гаджеты тяжелее бумажных ежедневников! Есть свои минусы. А главное для меня — бумажную прессу можно заляпать кофе, скомкать, исчеркать карандашом, забыть на скамейке. С планшетом такого не сделаешь.
— А мы в России на газетах чистим воблу, такую сушеную рыбу...
— Вот о чем я и говорю! А студенты говорят, что я old school, и носы воротят. Вообще, здесь, в калифорнийском Пало-Альто, изобрели электронную многоразовую бумагу. Может быть, когда-нибудь она приживется. Посмотрим.
А вот что говорит о развитии газетного дела декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова: — Римские и китайские газеты дадзебау возникли примерно в одно время. По многим чертам они схожи с современной периодикой — изложение текущих событий, указов правителей. Но, на мой взгляд, газетой стал тот печатный продукт, который появился массовым тиражом в результате процессов индустриализации.
Пресса в России заняла уникальную нишу. Она не была ориентирована на оперативную доставку новостей. Гораздо важнее идеологическая работа, просветительская.
И здесь мы видим парадоксальным образом смешение идеологизированного и просветительского контента.
И все-таки, как бы ни развивалась журналистика в мире, функции у нее схожие: информирование читателей. И не важно, на каком носителе.