Любовь – это наука стать счастливой
Автор таких ярких лент, как «Небо. Самолет. Девушка» и «Путешествие с домашними животными», Вера Сторожева завершила работу над новой картиной «9 дней и одно утро».
Это история о том, как на свою малую родину, в провинциальный российский город приезжает бывшая детдомовская воспитанница Анна (Анна Щербинина). Ей повезло: много лет назад ее удочерила супружеская пара из Франции, и Анна сделала карьеру фотомодели. На празднике в детском доме Аня знакомится местной банщицей, тоже бывшей детдомовкой Любой (Ольга Попова). Ей не так повезло, как Анне, которую ждут много сюрпризов. Девять дней, проведенных на родине, перевернут ее жизнь…
- Мне хотелось поразмышлять о том, что такое судьба, насколько она зависит от внешних обстоятельств и от самой личности, - говорит Вера Сторожева. - О том, что такое счастье, как оно связано или не связано с видимым благополучием, откуда берется гармония в человеке и почему ее так трудно достичь. А идея фильма появилась от двух актрис, двух колоритных фактур, двух молодых женщин – Анны Щербининой и Ольги Поповой. Они совершенно разные, но мне увиделось в них неуловимое сходство.
Сторожева говорит, что ей хотелось неоднозначной истории, где нет правых и виноватых, нет «лучшей или худшей» участи:
- Важно было полностью поломать стереотипы восприятия: что вот, мол, родина там, где сытно и красиво. На самом деле, нет полностью правых и нет абсолютно счастливых. Ни там, ни тут. Окончательно фильм сложился уже на монтажном столе, появилась четкая форма: несколько дней, которые провела в родном провинциальном городе наша Анна, сложились в небольшие главы с прощальной сценой в финале. И сразу отпали прежние названия, и родилось новое – «9 дней и одно утро». В нем не только бытовой, но и некий символический смысл, который станет понятным, когда зрители посмотрят фильм.
- Идея фильма принадлежит Вере Сторожевой, - добавляет автор сценария Анна Козлова. - Мы работали над сериалом «Развод» и однажды за чашкой кофе она предложила мне написать сценарий полного метра. О чем? – спросила я. О женщине, которую в детстве удочерили, а потом она возвращается в город, где родилась и там узнает, что она не сирота, у нее есть родной человек. Мне это сразу понравилось. Вера предложила своего рода каркас истории, а я постаралась наполнить его жизнью.
Мне трудно сказать, о чем этот фильм, он обо всем, - продолжает Козлова. - Когда я вымышляла Анну и Любу, я много думала о том, что это вообще такое – так называемая «простая жизнь», стартовавшая крайне плохо, с детского дома. И я вдруг поняла, что любовь – это своего рода наука, это то, чему должны научить. В семье. Мама и папа, родственники, братья и сестры. И когда у тебя нет опыта любви, когда ты не знаешь, как это делать, ты обречен на чудовищное, непоправимое несчастье. Навсегда. Наверное, кино про это. Про двух женщин, которых никто никогда не любил. С детства. И в своей взрослой жизни они пытаются любить, они хотят делать то, что они вообще не знают, как делается.
У одной это получается, а у второй – нет. Отсутствие любви для женщины – это, наверное, вообще своеобразная форма уродства. И, видимо, поэтому и Анна, и Люба ощущают себя в каком-то смысле «уродами», неполноценными. Самое печальное, что такие они и есть. Но у Любы находится мужество жить, стараться, задавать вопросы, на которые невозможно получить ответов, а у Анны – нет. Она пустая, она не человек в известном смысле, а просто тело в брендовой одежде. И ей руководит один лишь всепоглощающий страх, потому что любые отношения, особенно внезапные, неожиданные, означают для нее опасность. Втягивание в путешествие на ту территорию, где у нее нет, и не может быть ориентиров. И мне ее жаль больше, чем Любу. Потому что по-настоящему несчастна, но держится за свое несчастье обеими руками, зубами – ведь это единственное, в чем она может быть уверена до конца.
В картине мы также увидим Светлану Тома, Сергея Пускепалиса в роли мэра города и его сына Глеба, который сыграл сына мэра.