Пять вопросов русского Крыма
Туристического потока из России в Крыму ожидают и на него надеются. Сейчас на полуострове трудно найти кого-то, кто отрицательно относится к воссоединению Крыма с исторической Родиной. «Мы ждали этого больше двадцати лет», — говорят все собеседники и заверяют в любви к России.
Но есть вопросы, которые раз за разом повторяются в беседах с крымчанами.
Корреспондент «Вечерки» выделил пять основных.
■ Что будет с банковской системой, денежным обращением и курсами валют?
ПРОБЛЕМА: Не работает большинство отделений банков, не принимаются к оплате кредитные карты, гривну выведут из обращения.
РЕШЕНИЕ: На переходный период действуют рекомендованные курсы гривны к рублю, которые изменяются раз в несколько дней. Банковская система будет, по словам крымских властей, восстановлена к концу весны — тогда вернутся и карточные расчеты.
— Банковская проблема — это приоритет, — рассказал «Вечерке» первый вице-премьер республики Рустам Темиргалиев. — Каждый день открываются новые офисы банков, в частности РНКБ (Российский национальный коммерческий банк) разворачивает свою сеть. Процесс идет медленно, но поступательно. По нашим расчетам на полную мощность банковская система сможет заработать к концу апреля.
■ Восстановят ли нормальное сообщение с Украиной?
ПРОБЛЕМА: Помимо введенных недавно строгостей на контрольно-пропускных пунктах (не пропускают россиян мужского пола от 19 до 60 лет) возможны проблемы из-за законодательства об «оккупации». Крымчане, навещающие своих родственников на Украине, боятся быть арестованными и обвиненными в «пособничестве оккупантам».
РЕШЕНИЕ: на ближайший год поездок на Украину большинство крымчан не планирует, а в дальнейшем надеются, что «все устаканится».
— Существенных остановок на границе с Украиной в районе Перекопа мы не наблюдаем, — подчеркнул министр транспорта РФ Максим Соколов.
— В стратегическом плане украинский закон об оккупированных территориях никак не отразится на жизни полуострова, — заявил глава Крыма Сергей Аксенов. Напомним, парламент Украины принял более мягкий, чем планировалось изначально, вариант закона об оккупированных терри-ториях. Главное отличие от первой версии: работа в Крыму не будет рассматриваться на Украине как «пособничество оккупантам».
■ Как организуют снабжение полуострова — от воды и электроэнергии до новых автомобилей, бензина и продуктов? ПРОБЛЕМА: Сейчас в магазинах Крыма продаются товары, поставленные еще по украинским контрактам.
Почти все сетевые компании, включая сотовых операторов, также «прикреплены» к украинским сетям.
Сошла на нет доставка на полуостров пресной воды по Северо-Крымскому каналу.
РЕШЕНИЕ: в течение нескольких месяцев торговые и логистические сети переориентируются на российские головные компании. С украинскими головными компаниями у крымчан было не больше самостоятельности.
— Мы не ожидаем дефицита продуктов в Крыму, если Украина перестанет поставлять на полуостров товары, — говорит премьер Крыма Сергей Аксенов. — Все, что происходит, — это действия украинских властей, которые искусственно создают дефицит на определенных направлениях и мешают торговым сетям здесь работать по законам РФ.
Что касается Северо-Крымского канала, то его бесперебойная работа пока под вопросом. Но в любом случае Крым без воды не останется.
По словам Аксенова, уже есть резервные планы. Речь идет о расконсервации ряда артезианских скважин.
С сельхозпроизводителями, которые лишились возможности получать воду из Северо-Крымского канала, сейчас ведутся переговоры.
— Федеральный бюджет готов компенсировать возможные убытки для сельхозпроизводителей, — уверяет глава республики.
■ Что будет с туристическим сезоном?
ПРОБЛЕМА: Большинство «дешевого» турпотока в Крыму составляли жители Украины — прежде всего, восточных регионов страны.
РЕШЕНИЕ: Помимо уже упомянутого единого билета, который сделает дорогу в Крым более доступной для жителей, продолжают действовать и традиционные маршруты. На данный момент железнодорожное сообщение с Крымом через украинскую территорию действует в полном объеме, подтвердил министр транспорта Максим Соколов.
— Будет модернизирован второй аэропорт Крыма — севастопольский Бельбек, — сообщил министр. — Он сможет принимать крупные авиалайнеры.
Сейчас действующий симферопольский аэропорт может принимать до 1 млн туристов за сезон.
■ Придут ли в Крым российские инвестиции?
ПРОБЛЕМА: два десятилетия крымчане страдали от недостаточности вложений в экономику полуострова.
РЕШЕНИЕ: резко расширившийся рынок сбыта для крымских товаров и множество предложений от российских инвесторов — уже реальность. Сейчас крымский бизнес может выбирать подходящих инвесторов.
Рассматривается возможность создать здесь особую уникальную экономическую зону.
— Подробно проанализировав и изучив мотивацию и практику мировых компаний, которые регистрируются в офшорах, мы пришли к выводу, что возможно установить подобного рода льготный режим в Крыму, — заявил директор департамента особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов Минэкономразвития Андрей Соколов.
КСТАТИ
Первой среди российских монархов Крым посетила Екатерина II, а первый пример полноценного отдыха в Крыму дал Александр II: императорская семья и лично Александр II стали активными и подчеркнуто демонстративными сторонниками летнего отдыха на побережье Крыма.
С 1860-х годов Крым становится приоритетным местом императорского летнего отдыха, для чего создается соответствующая инфраструктура.
МНЕНИЕ
Айда к родному морю? Пока не поздно.
Мы давно не спешим отдыхать на родине. Отчего — не секрет.
Цены на наших курортах ох как не радуют… Билеты дороги, да и отели просят больше европейских.
Отелей, кстати, мы боимся. Живы в памяти рожденных в СССР не знавшие ремонта пансионаты, отсутствие горячей воды, сомнительного вида и вкуса еда, необходимость в шесть утра бежать на пляж занять места ближе к воде. Хочется возвращаться? Судьба одного пляжа месяц назад решилась — Крым наш.
И сервис там неплох — туристов встречают достойные отели на берегу, экскурсионные бюро и симпатичные рестораны… Что ждет полуостров? «Порты скалистого Юга, девчонки и богема Ялты, архитектурное буйство Симфи, тучные стада восточных пастбищ и грандиозные пшеничные поля Запада», о которых писал в своем «Острове Крым» Аксенов? Статус главного национального курорта? Время покажет.
Но стоит успеть в Крым, пока политический шторм не принес туда испытание медными трубами.
Появятся толпы, вырастет спрос, подскочат цены, и, глядишь, родная Ялта превратится в пижонскую Марбелью.
Так что спешим наслаждаться татарскими яствами, моционами по набережной и осколками старины, пока цены выдерживают конкуренцию.
Пока что Ялта и Барселона — на одном уровне. Ждать, что через пару сезонов будет дешевле, не стоит: не хуже ведь Крым, в самом-то деле?