чт 17 октября 09:16
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Песня про «зайцев»

Песня про «зайцев»

[b]«Граждане, приготовьте билеты»! Эта фраза разбудила меня уже почти на подъезде к Москве. По вагону гордо шествовали две полноватые тетки в возрасте «за пятьдесят», в темно-синей форме контролеров. Время от времени они застывали, черкая шариковой ручкой на квадратиках белой бумаги пометки. Я лениво поднялся, взял сумку и спокойно пошел вперед, в сторону первого вагона. По моим подсчетам, тетки не должны были догнать меня до самого вокзала. Так оно и оказалось. Теперь – только перескочить турникет. И можно констатировать: сегодня я снова сэкономил 50 рублей.[/b] Убытки Московской железной дороги ежедневно составляют несколько сотен тысяч рублей. Причина подобной «недостачи» – многочисленные «зайцы» в пригородных поездах. Борьбе с ними контролеры и турникеты практически не помогают. В принципе, беспомощность (читай «бесполезность») и тех, и других вполне понятна. Во-первых, никто не собирается обносить забором все полотно железной дороги, а, следовательно, возможность пройти на перрон без билета всегда остается. Чаще всего на вокзалах в конце перрона стоят калитки, которые, по идее, должны быть закрыты, однако, на практике, у них даже отсутствуют замки. Некоторые особо ловкие граждане предпочитают до конца перрона не идти, а перелезают через хвостовую (или головную – кому как больше нравится) автосцепку электрички, стоящей на ближайшем к платформам поездов дальнего следования пути. Иногда, если особенно сильно повезет, в этом поезде-«спасителе» оказываются открытыми двери, которые «по техническим причинам» не закрываются вообще. [b]Для кого «дурникеты»?[/b] Турникетами оборудовано только большинство вокзалов. На Курском, например, автором этих строк они не обнаружены, хотя вокзал я излазил вдоль и поперек. Есть турникеты и на некоторых крупных станциях, но их – не более 10 процентов от общего количества остановок на каждом направлении. Да и то «отурникетчены» в большинстве своем либо станции, находящиеся в городской черте самой столицы, либо – в пределах крупных населенных пунктов вроде, скажем, Мытищ. А вот на Октябрьском направлении МЖД турникеты мною замечены только на Петровско-Разумовской. Что касается остальных платформ, то здесь вообще действует принцип «заходи, кто хочет», не помогает даже выставляемый время от времени перронный контроль. Один мой знакомый шутки ради однажды предложил заменить первую букву в слове «турникет» на «д», чтобы лучше отразить назначение этого устройства. «Дурникеты существуют только для тех, кто не умеет их обходить», – говорит он. И, в сущности, прав. Да что там обходить! Достаточно посетить Киевский вокзал в вечерний час пик, и за минуту для того, чтобы пересчитать всех, кто просто перемахивает через стальные дужки турникетов, вам не хватит пальцев и на руках, и на ногах! Самое «страшное», что грозит таким акробатам, это ленивое «Эй, не ломай турникеты» вослед. Хотя, оговорюсь сразу, примерно 60 процентов из более чем 1,5 миллиона пассажиров в сутки садится или выходит на остановочных пунктах, оборудованных турникетами. О том, сколько именно граждан попадают на перрон или выходят с него, совершая акробатические трюки прямо на виду у контролера, статистика умалчивает. Впрочем, понять граждан я лично могу. Попробуйте закоченевшими на морозе пальцами засунуть в приемное устройство турникета клочок тонюсенькой бумажки, да еще так, чтобы этот дурацкий «дурникет» считал штрих-код с первого раза. Не пробовали? А я вот пробовал. Непонятно, что именно мешает руководству МЖД заменить эти неудобные и так легко мнущиеся билеты магнитными картами, на манер метрополитеновской. К слову, за границей по таким карточкам – кстати, втрое меньшим, чем те, что действуют в московской подземке, – можно пройти и в метро, и на платформу электропоезда. Быстро и удобно. Пока же, особенно если опаздываешь на работу или, наоборот, на электричку, приходится прыгать. А иначе какой же ты «заяц»? Одним словом, пройти даже на так называемый защищенный перрон при желании не так уж и трудно. [b]Уйти от контроля[/b] Сесть в электричку без билета – это еще на самом деле половинная удача. Теперь главное – добраться до конечной остановки непойманным. По составу пригородных поездов обычно курсируют три разновидности людей в форме – машинисты, сотрудники милиции и контролеры. Первые, по сути своей, – существа безобидные, вторые проявят к вам интерес только в самых исключительных случаях, а вот третьи – это главная опасность для безбилетных пассажиров. После нескольких месяцев ежедневного бесплатного пользования услугами МЖД мне удалось выяснить несколько закономерностей (сразу оговорюсь, что все нижеследующее основано на моих личных наблюдениях, и никто не может гарантировать, что вы не столкнетесь или уже не сталкивались с обратной ситуацией). Итак… Контролеры никогда не проверяют поезда в часы пик (правда, замечу, и зайти в них в это время возможно далеко не всегда). Контролеры не встречаются в поездах, следующих по маршруту протяженностью менее 50 км. Контролеры видят сны до 6.00 и после 20.00, чем многие и пользуются. Однако если у вас нет ни билетов, ни денег и вы заметили человека в темно-синей форме с нагрудным жетоном «ревизор», не паникуйте. Есть испытанный способ: уходить от него по составу, а на крупной станции бежать по перрону вдоль вагона в сторону, противоположную направлению движения бригады, пока поезд стоит, а бригада идет внутри. Только главное – не сбить с ног «товарищей по несчастью». Тем более что прецеденты уже были. Но может случиться и так, что контроль войдет в обе двери вагона одновременно и начнет «прочесывать» вагон с двух сторон. Правда, опять же по моему опыту, самое ужасное, что грозит нищему студенту, – угроза высадить на ближайшей станции. Может быть, и высадят. Но в этом случае нужно просто немного запастись терпением: утром и вечером электрички следуют с интервалом в три-пять минут. [b]Кто ты, «заяц»?[/b] Тот, кто хоть раз бывал в Европе, подтвердит мои слова: во многих странах весьма дороги продукты питания, однако удивительно дешевы билеты на пригородные поезда. Например, от Мадрида до Эль-Эскуриала (51 км) можно доехать за 2,5 евро, в то время как двухлитровая бутылка кока-колы стоит всего на 50 евроцентов дешевле. Поскольку МПС, являясь монопольным перевозчиком, устанавливает баснословно высокие тарифы (6 рублей за каждые полные или неполные 10 км пути), не вызывает удивления количество желающих проехать на халяву. Для некоторых это только очередной повод получить энное количество дополнительного адреналина в кровь. Ну а остальные пытаются оправдывать то, что, по сути, они просто кого-то обкрадывают. Из тех, кому «за 30», многие приводят такой аргумент: «Государство нас столько обманывало и обкрадывало, что теперь мы получили моральное право так же поступать с ним». При этом порой ставятся немыслимые рекорды. Известны случаи путешествия «зайцем» из Первопрестольной в город на Неве и обратно. Такая операция занимает не больше двух суток в один конец. И, естественно, ни копейки за дорогу. Говорят, можно доехать с тремя пересадками – в Твери, Бологом и Окуловке. Лично я этот маршрут не проверял, Личный «рекорд» – 170 км. Хотя есть и настоящие асы, умудряющиеся ездить «зайцем» (!) на электричках (!) в Крым (!). Если грамотно выбрать время, контроля можно не опасаться. Так что можно констатировать: ситуация с безбилетным проездом вряд ли изменится до тех пор, пока руководство МЖД не защитит свои станции от «безбилетного» проникновения. Или же пока реальные доходы населения не повысятся. Ведь не от хорошей же жизни треть пассажиров электричек трясется как осиновый лист. Или, чтобы сохранить антураж, как зайчик под кустом.

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше