Железное кольцо
[i]Московское правительство и руководство ОАО «Российские железные дороги» готовы сделать стратегический шаг в развитии городского транспорта – запустить Малое железнодорожное кольцо (МЖК) для перевозки пассажиров. По этому поводу «ВМ» обратилась за разъяснениями к первому заместителю мэра столицы, руководителю Комплекса городского хозяйства Петру АКСЕНОВУ.[/i][b]– Петр Николаевич, а что даст городу и москвичам еще одно наземное транспортное кольцо, на этот раз – рельсовое?[/b]– Оно должно принести большую пользу городу. Наш мэр недавно сравнил МЖК по значению с Кольцевой линией метро. Теоретически все понятно: городу нужны поперечные связи, необходимо соединить главные радиальные магистрали. А практически… Легко ли сегодня доехать общественным транспортом от площади Гагарина до Кутузовского проспекта? Автомобилем же этот путь можно преодолеть за считанные минуты. Третье кольцо и МЖК в западной и южной частях города идут параллельно, поэтому мэр предлагал совместить их, устроить пересадочные узлы с одного вида транспорта на другой. Одним словом, правительство города давно примеривалось к внутригородской железной дороге.[b]– Почему же тогда решение проблемы тормозилось?[/b]– Городские планы не всегда находят поддержку на федеральном уровне. Противников много даже у очень полезных дел. Вспомните историю строительства МКАД. Сколько было критики! Зачем это нужно? Зачем столько пешеходных мостов? Столько затрат!.. Потом меряли: насколько сантиметров якобы уменьшено асфальтовое покрытие. Это делалось не для объективного выявления объема затрат, а совсем по другим мотивам. Я уверен, если бы нам удалось сделать все, что мы сегодня завершаем и сдаем, лет на 5–10 раньше, то и заторов на улицах не было бы. Сейчас ситуация для решения проблемы пассажирских перевозок по МЖК улучшилась…[b]– И чем это вызвано? Не похоже, чтобы в бюджете нашлись свободные деньги на такие масштабные работы…[/b]– Улучшились взаимоотношения с руководством РЖД. Наши партнеры творчески смотрят на вещи, реально видят шаги, дающие экономическую выгоду. Они приняли предложение мэра столицы о финансировании строительства на паритетных началах – 50 на 50…[b]– Земля рядом с МЖК – золотая. Вероятно, инвесторы не заставят себя ждать?[/b]– Желающие поучаствовать в проекте уже есть. В обеих долях должны быть инвестиционные составляющие. А как только начнутся работы, сразу появятся предложения о торговых центрах, совмещенных с вокзалами, о другом обустройстве…[b]– Железнодорожные мосты на Москве-реке передвинули и сделали пешеходными, кольцо не электрифицировано… Это серьезные препятствия для реализации идеи?[/b]– Для РЖД строительство путепроводов – не проблема. Железные дороги сегодня успешно делают все, что им выгодно. Возьмите участок от Киевского вокзала до Внукова, где за короткие сроки проложили 6 километров электрифицированного пути и модернизировали платформу. Сейчас так же активно реконструируют участок от Савеловского вокзала до Лобни. Экономические факторы они прекрасно рассчитывают. А что получилось с пуском скоростного поезда до Мытищ? Билеты на него дороже, но у людей есть альтернатива, и они предпочитают скорость и комфорт. Начальник Московской дороги Старостенко сказал, что не ожидал такого темпа погашения затрат на этом направлении. И РЖД, как я знаю, уже разрабатывают подобное пригородное сообщение для других крупных городов России.[b]– А вопрос с тягой на нашей городской кругосветке? Ведь дорога пока не электрифицирована?[/b]– Пока можно пустить состав на дизельной тяге на каком-то отдельном участке. Это реально сделать уже в будущем году. В одном месте перевозят пассажиров, а в другом электрифицируют путь…[b]– И какой же участок запустят первым?[/b]– Это сейчас изучается и обсуждается. Если от Пресни до Лихоборов, то здесь дорога в какой-то степени уже модернизирована, заложены пересадочные узлы. Может относительно быстро заработать участок от музея-заповедника «Коломенское» через Канатчиково, площадь Гагарина и Лужники до Пресни. Но в центре внимания самые главные пассажиропотоки: кольцо намечают связать с аэропортами «Внуково» и «Шереметьево». Решение о последовательности работ будет принято на совместном заседании правительства города и РЖД.[b]– Это «колечко» позволит разгрузить и Сокольническую линию метро во время больших футбольных игр в Лужниках…[/b]– Подъезды к стадиону очень важны в дни крупных соревнований, особенно если будут Олимпийские игры. Но проектировщики ведут глобальные расчеты. Их вывод: постепенно кольцевая линия будет перевозить до 900 тысяч пассажиров ежедневно. Закладывается интервал движения в 4–5 минут… – Почти как в метро… – Не вижу принципиальной разницы между МЖК и линией легкого метро в Бутове. Там дорога идет по эстакаде, здесь – по насыпи, по тоннелям. Наземное кольцо обойдется приблизительно втрое дешевле, чем классическое метро такой же протяженности.[b]– И во что же обойдется строительство? Называют сумму в миллиард евро. Это солидно![/b]– Назвать сумму затрат сейчас можно только очень приблизительно. Мы, например, пока не знаем, какими будут пересадочные узлы. Одно дело – мостики и переходы, а другое – вокзал вроде Мытищинского...[b]– А что уже проработано?[/b]– НИиПИ Генплана подготовило схему с предполагаемыми станциями. На кольцевой трассе в 54 километра будет 30 станций, 10 из которых соединят переходами со станциями метро, а еще несколько – с платформами железных дорог. Переходы (это уже точно) будут на станции «Кутузовская», «Ленинский проспект», «Черкизовская», «Ботанический сад» – там, где наиболее интенсивные пассажиропотоки. А на «Войковской» пересадка будет сразу и на метро и на Октябрьскую железную дорогу. А электротягу просчитывают железнодорожные институты. Это часть работы партнеров.[b]– Когда 100 лет назад Московскую окружную «железку» построили, то по ней хотели возить пассажиров, а через полгода перешли на грузовые перевозки. А как сегодня с грузами?[/b]– Потребность в них заметно уменьшилась из-за закрытия, перепрофилирования или вывода из города промышленных производств. Но железнодорожники предполагают для большей эффективности работы кольца перевозить грузы в ночные часы.