Театр художника. Сцена любит людей увлеченных и преданных
О том, как работают сценографы и что нужно, чтобы стать театральным художником, нам рассказала Александра Ловянникова, сценограф и начинающий режиссер.
Фотошоп вместо этюдника
Воображение рисовало мастерскую с этюдниками, красками, макетами… Но оказалось, что мои представления о художниках застряли в позапрошлом веке: с ватманом в зрительном зале никто не сидит, предпочитая кистям и краскам макбук с фотошопом. Зато художник вполне может отправиться в «Ашан» за стаканами или искать по друзьям старый диван. Впрочем, в свое время Александра работу художника тоже представляла по-другому:
— Я не училась в художественной школе. Рисовала дома, для себя. А в девятом классе почти случайно оказалась на выставке друга. И загорелась. Решила готовиться поступать в Художественное училище 1905 года. Пошла на подкурсы, все выходные просиживала за заданиями, и в итоге после 11-го класса поступила на театрально-декорационный факультет. Хотелось, конечно, на дизайн, но там требовалось больше баллов. Не набранные баллы оказались судьбоносными: на третьем курсе девушка попала в «Мастерскую Петра Фоменко» и влюбилась в театр. Когда выяснилось, что режиссер «Мастерской» Евгений Каменькович и художник Дмитрий Крымов набирают совместный курс для режиссеров и художников в ГИТИСе, Александра даже не сомневалась.
— Несколько выпускников нашего училища поступили в ГИТИС, и мы относились к ним, как к небожителям. Вообще-то я готовилась поступать в другой вуз, но поняла, что очень хочу оказаться на этом курсе. Тем более что Дмитрий Крымов — человек, который занимается театром художника. Помню, как принесла ему свои работы в первый раз. Ужасные— это я сейчас понимаю. Но в итоге Крымов на курс меня взял. Думаю, сделал это из желания поработать «на сопротивление» с девочкой с академическим образованием. Сейчас могу сказать: всему, что я умею в театре, научил меня Крымов, хотя во время учебы у нас с мастером отношения были не всегда гладкими.
Театр художника для самых маленьких
Дипломным проектом стала работа по пьесе Еленой Исаевой «Про мою маму и про меня». Сейчас на счету Александры Ловянниковой – постановки в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Прокопьевске, спецприз «Золотой Маски», который получила лаборатория «Молодые режиссеры – детям» в РАМТе (там Александра была художником на спектакле Александра Хухлина «Волшебное кольцо»), спецприз фестиваля Фекстура «Взгляд сегодня» , который получила команда, работавшая над спектаклем «Язычники» по Анне Яблонской (режиссер Вера Попова, художники Михаил Кукушкин и Александра Ловянникова) и работа над спектаклями для детей сразу в двух качествах: художника и режиссера.
Увлечение театром для детей появилось после работы над спектаклем «Сказки из маминой сумки» с режиссером Марфой Горвиц в «Театре вкуса». Потом был ее собственный спектакль «Зубастая история» про любовь человека и буфета. Сейчас Александра активно сотрудничает с театром «Домик Фанни Белл» в Саду Баумана, в котором идут спектакли, которые она делала как режиссер и художник.
-Во всем мире есть направление театра для детей от 1,5 до 3,5 лет, - рассказывает Александра. – Это простые истории, бесконфликтные и понятные без слов. Например, мой последний детский спектакль, «Я делаю мир» рассчитан на 15 детей с родителями и рассказывает, как сделать целый мир из бумаги с городами, горами, овцами, людьми. Спектакль из двух частей, и вторая – мастер-класс, на котором дети учатся делать простейшие вещи из бумаги, которые они смогут повторить дома. Детский театр – удивительная история. Потому что сразу видна реакция зрителя. Ребенок не будет как взрослый из вежливости что-то смотреть. Он просто встанет и уйдет.
СПРАВКА
Сценографы изучают историю театрально-декорационного искусства, историю театра, основы композиции, рисунок и живопись. Знакомятся с материаловедением, пластической анатомией. Осваивают спецдисциплины: театральные здания и сооружения, грим, технологию оформления спектакля, устройство и оборудование сцены. Востребованы в театрах, кинотеатрах, цирках и т. д.