Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Учитель президента

Общество
Книга «Неугасимая звезда» вот-вот выйдет в свет. Это сборник воспоминаний об историке, политологе, экономисте-международнике, профессоре, нашей современнице и москвичке Наталье Бажановой.

Она безвременно ушла этим летом в зените своей научной карьеры и славы. О неординарной женщине, личности и исследователе будут говорить выдающиеся российские и зарубежные ученые, Чрезвычайные и Полномочные Послы, известные общественные деятели и коллеги. Редко так бывает, как редко встречается талант. Поэтому и такой отклик. Какой она была, эта незаурядная женщина?

ДИПЛОМАТ В ТЕЛЬНЯШКЕ

Ее смех он не забудет никогда. Заразительный, от всего сердца, как будто теплые лучи пробили серое акварельное небо. В 1964 году тогда еще Наталья Корсакова, будущий главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, учитель, о котором корейцы будут говорить с восхищением, была обворожительной девчонкой с оленьими глазами, как у Одри Хепберн.

Счастье переполняло — она поступила в МИМО (в те времена шутили — «МИМО заграницы», нынешний МГИМО). Хотя всю юность почитала Ньютона, Эйнштейна, Менделеева и мечтала поступить в МИФИ, родители и соседи отговорили. Оставила и легким ветерком впорхнула в аудиторию МИМО, на факультет международных экономических отношений со специализацией по странам Восточной Азии. Без блата, собственным умом.

— Веселая, радушная, любящая людей — такой на всю жизнь и осталась. Куда бы ни приезжали в последнее время, ее встречали так, как встречают жен президентов, — смеется ее самый близкий человек, муж и ректор Дипломатической академии при МИД Евгений Бажанов.

На столе в его кабинете фотографии любимой жены — черно-белые, будто открытки легенд мирового кино, цветные — из многочисленных путешествий.

Вот она в тельняшке, как в первый день учебы. МИМОшные модницы в мохеровых кофточках только посмеивались, а Наташе было все равно: папа — капитан дальнего плавания, и дочке не зазорно ходить в тельняшке.

АРХИВНЫЕ ТАЙНЫ

Когда произносишь «женщина-ученый» перед глазами появляются какие-то пробирки, кадры из фильма «Весна» с Любовью Орловой. В дипломатии все по-другому. Евгений Петрович объясняет: «Историческая наука — это не химия и не физика, новый закон не откроешь. Смысл ее — собрать правдивое представление о том, что было до нас, на основе фактов».

Наталья Евгеньевна часами сидела в архивах — переписывала сведения из одной секретной тетради в другую. Взялась за неизведанное, закрытое направление — экономика Северной Кореи. Это и сейчас самая закрытая страна, а в 70-х и подавно.

— Северная Корея была и остается суперзакрытой страной. Они ничего не публикуют, а если публикуют, то оказывается, что это полное вранье, — говорит Евгений Петрович. — Тогда они скрывали, что держались в основном за счет Советского Союза. Народ маленький, очень гордый — говорят, что им никто ничем не помогал.

Считают, особенно студенты, интеллигенция, что они все сами. Корейская нация — самая великая на всем земном шаре, самая древняя в мире. В Корее считают, что их алфавит, самый лучший и совершенный, изобретен в XV веке, лучше всяких иероглифов. Да и сами иероглифы изобрели не китайцы, а корейцы. Вообще корейцы все сделали. Все племена, которые до Алтая живут и завоевывали Китай, — это корейцы. Так утверждают некоторые из них.

Наталья Евгеньевна до последнего удивлялась и возмущалась, как просто сегодня пишутся диссертации: скачал из интернета, поменял предложения местами — и как минимум корочка кандидата наук в кармане, а то и доктора. Ходи и щеки надувай от гордости. Только надолго ли? В 90-х годах на основе диссертации она написала книгу, которую перевели в Южной Корее, а затем в Китае и Японии. Наталью стали приглашать с лекциями в разные страны.

МЕЧТА ПРЕЗИДЕНТА

У южнокорейского диссидента Ким Дэ Чжуна были две мечты — стать президентом страны и защитить диссертацию. Если, конечно, выживет. Охотились за ним в то время южнокорейские власти, как за птицей счастья. Перья бы уберечь. Но получилось у него в обратном порядке — сначала диссертация, а потом только президентство. Исполнить и ту и другую мечту помогла русская женщина.

— Мы познакомились с ним в 70-х, когда работали в консульстве в Сан-Франциско. Ким Дэ Чжун скрывался от сеульских властей, которые хотели его убрать. В конце концов им удалось его заманить в Японию и выкрасть. Перевозили на корабле, пытались убить — Ким Дэ Чжун еле выжил. Потом был приговорен к смертной казни, но его спасли американцы.

С демократизацией Южной Кореи отношение властей к известному диссиденту стало более осторожным. Можно было не бояться и заняться наукой. Диссертация «Корея. Драмы и надежды демократии», которую Ким Дэ Чжун защитил под руководством Натальи Бажановой, стала не просто маленькой сбывшейся мечтой — именно эта диссертация легла в основу программы для президентского поста. В 1997 году бывший диссидент стал президентом Южной Кореи.

— Когда Ким Дэ Чжун занял пост президента, мы с женой превратились в знаменитостей в Южной Корее, — вспоминает Евгений Петрович. — В их культуре учитель — это вообще очень высокое звание. Бизнесмен — это жулье, а профессор — почетно. Мы с женой — учителя Ким Дэ Чжуна, и все корейцы возле нас разве что не плясали. Военный атташе приглашает в гости. Подзывает и шепчет: «Поговори с Ким Дэ Чжуном, чтобы меня генералом сделали». Посол уезжает, устраивает ланч, тоже просит: «Поговорите с Ким Дэ Чжуном, чтобы он дал мне хорошую должность». И это продолжалось все пять лет, пока Ким Дэ Чжун был у власти.

ВОЙНА - ЖЕНСКОЕ ДЕЛО

Ее привлекало неизведанное. За суперзакрытой экономикой Северной Кореи захотелось раскрыть другую тайну — Корейской войны (1950–1953), «самой загадочной войны XX столетия».

На счастье, при Ельцине архивы на время рассекретили.

— Мы знали, что Север напал на Юг, а не наоборот.__ Через три дня Север уже взял Сеул. Были детали, которые вас, может быть, и не удивят, а нас поразили, — рассказывает Евгений Петрович. — Например, требовал войны Ким Ир Сен. Кто такой Ким Ир Сен? Он был капитаном Советской армии. Все делали наши войска — они освободили Корею, а дальше Сталину принесли несколько личных дел, и он выбрал в качестве руководителя северной части Кореи молодого импозантного Ким Ир Сена.

Потом выясняется, что этот Ким Ир Сен, который только начал вставать на ноги, просит нашего посла и других дипломатов разрешить атаковать Юг. Сталин был категорически против — ему было не до Кореи. А потом резко изменил мнение и согласился помочь. И все ученые до сих пор спорят, почему Сталин вдруг дал добро.

— Во-первых, в Китае победила коммунистическая революция, в успех которой Сталин не верил. И он убедился, что можно побеждать американцев в Азии, они будут это проглатывать.

Во-вторых, у нас появилась атомная бомба — Сталин перестал бояться американцев. И еще один фактор — у китайцев развязались руки. Они свою войну закончили и северо-корейцам помогут.

Мао Цзэдун говорил северокорейским лидерам: «Мы — черные, и вы — черные, если начнется война, американцы не поймут, кто с ними воюет». В итоге началась война. Потом уже Сталин вошел во вкус и не хотел вой ну заканчивать. Американцы имели колоссальное преимущество в воздухе, бомбили все подряд — города, железные дороги. Корейцы страдали, стали хныкать. Ким Ир Сен приезжал в Москву, просил разрешить закончить войну.

Сталин говорил: «Вы делаете большое дело, вы сковываете силы американского империализма, пока вы их сковываете, они нигде не посмеют рот открыть. Американцы не умеют воевать. Они умеют спекулировать чулками, джинсами и жвачкой.

Англичане умеют воевать, но они американцам не помогут, и другие не помогут. Поэтому продолжайте терпеть». И корейцы терпели, и китайцы поддакивали Сталину, но как только Сталин умер, тут же наше руководство приняло решение немедленно войну закончить. Когда представитель СССР приехал в Корею и сообщил о новом решении, корейцы плакали от счастья.

O TEMPORA, О MORES!

Корея, закрытая, противоречивая, навсегда осталась в ее сердце. Десять лет Наталья Бажанова вела колонку в южнокорейских и тайваньской газетах, рассказывая обо всем — о внешней политике России, российских женщинах...

— 1992 год. Ким Дэ Чжун приехал в Россию, — Евгений Петрович рассказывает одну из историй «их нравов». — Мы встречаемся с послом в «Шереметьеве».

Посол говорит: «Вы заходите в зал для V.I.P., а жена должна остаться в коридоре». — «Почему? Он у нее пишет диссертацию!» — «Нет, женщина не должна присутствовать».

Приезжаем в гостиницу, входим в номер и садимся. Помощник Ким Дэ Чжуна подходит и говорит: «Жена должна выйти». Я в бешенстве хватаю Наташу за руку, выбегаем из гостиницы и садимся в троллейбус. Вдруг смотрим — за нами бегут человек 20. Останавливают троллейбус, выламывают дверь и требуют вернуться: «Президент расстроился. Почему вы ушли?» Вернулись, но объяснили, что у нас надо вести себя по-другому.

Из этих историй потом складывалась книга «Корейская мозаика», которую до сих пор не хотят переводить на корейский язык. Трогательные и забавные случаи: как из вежливости корейцы обязательно снимают в доме гостя обувь, оставляя туфли в лифте. Или едят арбузы, сплевывая на ковер.

— Звонок из Сеула: «Мне нужны архивы по Корейской войне». — «Ты знаешь, который сейчас час? Пять утра!» — «Ой, извини. Я думал три ночи!» То есть в три ночи позвонить — это нормально, а в пять — простите, — Евгений Петрович не перестает удивляться. — При этом у них масса позитивных качеств. Развито взяточничество на высоком уровне, но в обычной жизни воровства нет вообще. Зайдешь в магазин золота — у нас будут стоять вооруженные охранники, а там никого нет. Продавца не сразу найдешь — где он? Спит, ест. Бывали случаи, когда человек забывал в метро саквояж — триста тысяч долларов, — так саквояж и ездил три дня в метро.

ТЕЛЕФОНИСТКА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

— Когда мы переехали в Сан-Франциско, Наташа работала телефонисткой, — удивляет Евгений Петрович. Некоторые коллеги толком не знали английского и как огня боялись подходить к телефону. — Шесть этажей, а телефон один, внизу. Звонок.

Наташа просит дипломата спуститься, а он не решается. И тогда ей приходилось вести переговоры от имени коллег. Это, конечно, было постыдно.

Куда бы она ни приходила, ей везде были рады — на приеме в посольстве или на Дорогомиловском рынке, где Наталья Евгеньевна сдружилась со всеми торговками.

— Один раз приходим на рынок, а ей говорят: «Девушку Любу арестовали!» — «Кто?» — «Да вот приходили и отвели в отделение». Наташа пошла в отделение и через полчаса гордо вывела эту девушку. Причем Наташа стала другом начальника отделения милиции. Иногда он нам звонил домой, поздравлял с днем рождения.

В последнее время Наталью Евгеньевну одолевали болезни. Но медсестры до сих пор помнят, как лежа в реанимации, она рассказывала о разных странах и обычаях, о своей семье, давала советы.

— Я не верю в мистику, но… — Евгений Петрович берет телефон супруги. Хозяйки уже нет, а эсэмэски до сих пор приходят. — Моя жена обожала сериал «Великолепный век». В этом фильме заболел главный герой — Сулейман Великолепный.

Беспокоили суставы — та же самая болезнь, что и у моей жены. Сулейман мучается, из серии в серию ему хуже.

Наташа все говорила: «Когда же это кончится, чем?» Сериал идет, уже новая актриса играет главную роль, а Сулейман все болеет. После похорон Наташи я прихожу в свой кабинет. На столе лежит газета, и на обложке огромными буквами написано: «Конец «Великолепного века». Говорится, что сегодня будет последняя серия, где Сулейман погибает.

Ушла она. Ушел ее великолепный век.

ДОСЬЕ

Наталья Бажанова — автор 22 монографий, переведенных на десятки языков мира, научных работ и статей в периодических изданиях. Среди них: «Позолоченное гетто», «Экономика КНДР», «Самая загадочная война XX столетия», «Америка: вчера и сегодня», «Мудрость Востока и Запада», «Китайская мозаика», «Франция: и Квазимодо, и Коко Шанель», «Это грустно-веселая Италия». Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН. В разные годы была пресс-атташе посольства СССР в КНР и Генконсульства в Сан-Франциско. Среди учеников Бажановой — ректор МГИМО Анатолий Торкунов, посол России в КНДР в 1993– 1996 годах Валерий Денисов, посол России в Турции Андрей Карлов и многие другие.

РЕВОЛЮЦИОНЕР, ТРИБУН, ДИПЛОМАТ

Несмотря на споры, первой женщиной-дипломатом в истории считается Александра Коллонтай. Она родилась в дворянской семье, получила прекрасное образование: знала несколько языков, в том числе норвежский и финский. Именно она предложила ввести закон о расторжении брака, об уравнивании в правах детей, рожденных в браке, и незаконнорожденных. С 1923 года Коллонтай состояла на дипслужбе, работала советским полпредом и торгпредом в Норвегии, в 1930–1945 годах была посланником и послом в Швеции. В 1944 году она была посредником в переговорах о выходе Финляндии из войны. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

ГВОЗДИ НА СУВЕНИРЫ

В Америку Бажановы отправились с огромным списком пожеланий от друзей и родных. «Парик, белье, драгоценности... Во-от такие списки, — Евгений Петрович разводит руки. — Не объяснишь, что это не копейки стоит, у Рокфеллера бы денег не хватило. Не привезешь — обидятся. Все оттуда везли — и гвозди, и пакеты целлофановые. Целый контейнер. С другой стороны, люди, которые были в Америке, становились королями. Им проходу не давали».

ПРИЗНАНИЕ НОБЕЛЕВЦА

В 2003 году на встрече с ведущими корееведами мира в городе Пусане президент Республики Корея и лауреат Нобелевской премии мира Ким Дэ Чжун так сказал о Наталье Бажановой: «Среди нас присутствует доктор Наталья Бажанова — лучший в мире специалист по Северной Корее. Она разбирается в северокорейской ситуации лучше меня. Доктор Бажанова отличилась не только в изучении Кореи, мы знаем ее также как крупного специалиста по Азии в целом».

ЦИФРА

92,6 балла по ЕГЭ составил проходной балл в МГИМО в этом году. Это самый высокий показатель в стране.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.