Проездной в историю
22 декабря корреспондент «Вечерки» вместе с коллекционером Евгением Гребеневым раскладывал пасьянс... билетами метрополитена.
Картонка для проезда в метро — такая привычная, что мы даже внимания на них толком не обращаем, хоть и пользуемся ежедневно.
— Сколько же лет назад это было, лет десять, не меньше? — удивился корреспондент, когда на столе одна за другой появлялись проездные смарт-карты с цветной рекламой на обороте. Оказывается, совсем недавно они были в обороте, но мы успели от них отвыкнуть.
Проездные билеты разных эпох — настоящие исторические документы. А Евгений Гребнев — билетный «архивист». Особняком, конечно, лежат пластиковые дешевые жетоны начала и середины 90-х — признак времени: денег тогда было мало и на всем экономили.
— Московский метрополитен сегодня лидер в применении новых технологий, а когда-то вместо «Тройки» и «Единого» были металлические многоразовые жетоны, существовавшие не один десяток лет. Мы ими давно не пользуемся, а вот в Екатеринбурге, например, до сих пор используются жетоны московского метро, — рассказывает Евгений Гребенев.
Проездные подобны памятным монетам — нет такой важной исторической даты или события, которое бы обошел вниманием метрополитен. Но некоторые билеты найти очень непросто.
— К сожалению, мы далеко не всегда знаем, когда какой проездной будет выпущен. Многие экспонаты коллекции приходилось подбирать буквально под ногами, — замечает Евгений Гребенев, — так что узнавать о новых сериях билетов приходится явочным порядком — по факту их появления в продаже. Это весьма осложняет жизнь коллекционеров.
Сегодня в коллекции Евгения свыше тысячи разных проездных, и не только из московского метро. Кстати, в плане оформления наше метро впереди планеты всей. Иностранные проездные утилитарны и неброски.