Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Уроки парижской трагедии

Сюжет: 

Стрельба в редакции журнала Charlie Hebdo в Париже
Общество
Уроки парижской трагедии
Фото: «Вечерняя Москва»
Расстрел исламистами сотрудников сатирического журнала «Шарли Эбдо» и оказавшихся там полицейских взорвал спокойную новогоднюю информационную атмосферу комментариями о свободе слова и ее пределах (должны ли они быть и какие), мультикультурализме и толерантности (мол, вот до чего довела ваша толерантность), религиозной терпимости и нетерпимости и т.д.

О нежелании франкоарабов и афрофранцузов интегрироваться в светское общество (собственно, так происходит не только во Франции). О том, что террористы не должны диктовать обществу свои стандарты и свое понимание, что можно и что нельзя писать в прессе. О том, что прессе, в свою очередь, не надо «тыкать палкой в муравейник», настаивая порой не самыми деликатными средствами на свободе слова только ради свободы слова.

Большинство комментаторов явно или подспудно ищут какой-то рациональный выход, некий «окончательный ответ». Который, найди его, тотчас направит по тому пути, когда сложится все как надо. В разоренном Ираке, в пакистанской провинции Пешавар или в Афганистане, когда оттуда уйдут наконец силы западной анти-талибанской коалиции. Но только не улицах Парижа, не во время нью-йоркского марафона и не в лондонской подземке. Кстати, взрывы в московском метро в Европе в свое время воспринимались вовсе не как проявление общей для христианской цивилизации угрозы, а как «не наша война», - мол, это все происходит где-то в далекой и «не нашей стране Путина».

Мне кажется, на многие вопросы, порождаемые этой трагедией – очередной и, увы, не последней – нет готовых и однозначных ответов. Можно ли было избежать убийства 12 человек, если бы карикатуры на Мухаммеда не рисовали, причем именно затем, чтобы назло показать: а вот мы имеем право и непременно будем так делать? Конкретно этих журналистов – да, но исламисты нашли бы другой повод «оскорбиться и возмутиться» - до чьей-нибудь еще смерти. Является ли свобода рисовать карикатуры, которые представители другой культуры считают оскорбительными, непременным условием существования свободы слова, каковой французы добивались со времен своей великой революции? Наверное, да, но что-то останавливает от твердого, без сомнений, утвердительного ответа.

Просмотрев эти и другие довольно грубые и «неполиткорректные» карикатуры, я почему-то вспомнил, как во времена университетской молодости повышенная активность в общественной работе (скажем, в комитете ВЛКСМ) порождала снисходительность к таким «активистам» по части успеваемости. Они могли быть троечниками, им ставили оценки «не по всей строгости». Так и тут: достаточно начать рисовать карикатуры на «острую тему» - и тебе как бы прощается бесталанность по части выразительных средств и профессионализма. Получается «партийное искусство», как мы знаем по советскому опыту, может быть дурным с художественной точки зрения, но тронуть его за это не могли.

Западный мир, особенно европейский, сравнительно недавно в историческом плане столкнулся с проблемой сосуществования разных культур в одном обществе. В Америке до недавнего времени (да и сейчас во многом тоже) вполне исправно работал «плавильный котел», перемалывавший разные нации в одну - американскую. В Европе от политической культуры общения с инородцами эпохи колониализма и неоколониализма попытались перескочить к мультикультурализму. Во многом замешанному на комплексе вины перед ранее «угнетенными народами». Теперь, когда политики типа лидера французского Национального фронта Марин Ле Пен говорят (прямо в духе «сталинских методов), что лучшее средство лечения провалов толерантности и мультикультурализма – это депортация, европейские интеллектуалы, конечно, по-прежнему морщат нос. Но других средств, кроме «мы сплотимся перед лицом исламизма» на многотысячной демонстрации - не предлагают. Исламисты же плевать хотели на ваши демонстрации. В ответ отрежут под камеру голову очередному западному заложнику. Снова ведь нет готовых и универсальных ответов.

Еще удивительно, что почему-то никто не вспомнил историю «Пусси Райот». Приговор им – «двушечку» - в свое время многие критиковали за излишнюю жестокость. Однако мотивация тех, кто его выносил, была примерно, как я понимаю, такая: если спустить эти пляски в храме сейчас, то пойдут плясать по всей стране, допляшутся до мечети – и кончится терактом. То есть, будь во Франции статья «за оскорбление религиозных чувств», то карикатуристов из «Шарли Эбдо» уже бы давно осудили. Но спасли бы им жизнь.

Это, получается, готовый ответ? И снова нет. Потому что найти грань между предостережением против разжигания религиозной вражды и попранием свободы слова и печати чрезвычайно трудно на самом деле, притом прописав все досконально в государственном законе на все случаи жизни. К тому же, почувствовав один раз, что диктуют свои средневековые стандарты светскому государству, исламисты потом найдут еще массу поводов «оскорбиться» - и совершать в ответ теракты. За куда более безобидные вещи типа продажи свинины в супермаркетах (что, на самом деле уже происходит). И недаром ведущие американские издания отказались – даже в знак солидарности - перепечатывать скандальные карикатуры. Так они по наитию нащупывают ту грань дозволенного в той самой свободе слова, которую лучше не преступать, причем еще лучше, подчеркну, без всякого вмешательства государства. А по внутреннему человеческому убеждению.

И пока этот баланс, который на самом деле невозможно в исчерпывающем виде прописать ни в каких законах, не будет найден внутри самого общества – французского, русского, американского, арабского – представители разных культур будут периодически убивать друг друга именно за «инаковость». Просто теперь пик активности по этой части (аналогичный по-своему христианская цивилизация прошла в пору крестовых походов и Священной инквизиции) пришелся на исламский мир. Мы лишь присутствуем при очередной битве бесконечной войны цивилизаций. «Столкновение цивилизаций», увы, придумал вовсе не старик Хантингтон, оно не сейчас началось. И до мира тут еще далеко. Но все равно искать его надо.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Теракт в Париже. Точка невозврата

Колонка обозревателя Кирилла Привалова

Рискую показаться отчаянно циничным, но не могу не признать: надо было грянуть жуткой трагедии в редакции сатирического еженедельника «Шарли Эбдо», чтобы французские власти и парижские масс-медиа мало-помалу начали прозревать.

Оказывается, их враг номер один в наши дни это не «агрессивная Россия» с «Путиным, великим и ужасным», а террористы-джихадисты из «Аль-Каиды» и Исламского государства Ирака и Леванта!..

Смотрю французское телевидение, борозжу интернет-сайты Пятой республики и ловлю себя на четком ощущении того, что для парижского истэблишмента и для местных властей предержащих расстрел журналистов на задах бульвара Ришар-Ленуар оказался сенсацией насколько пугающе шокирующей, настолько и раздражающе досадной. (читать далее)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.