сб 19 октября 01:34
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Пытка техосмотром

Пытка техосмотром

Корреспондент «Вечерки» в полной мере испытал, что это такое

[i]Машина не может ездить сама по себе, а лишь с государственного одобрения, и потому каждый автовладелец знает, какая это пытка, какое мучение – техосмотр. И тут все средства хороши, но я решил пройти техосмотр законным путем. И вот что из этого вышло...[/i] [b]За мзду немалую[/b] Кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая, а самый простой, хотя самый затратный способ получения талона о прохождении техосмотра – взятка. От того, знаете ли вы, кому давать, и от того, знают ли, что у вас можно брать, зависит сумма. Если из года в год вы обращаетесь к одному и тому же человеку и он в вас уверен, то можно обойтись и тысячей рублей; если вы только-только познакомились, то сумма может вырасти до 200 долларов. В любом случае техническое состояние вашей машины никакого значения не имеет. А так, не исключено, и есть. В противном случае зачем бы вам идти «слева»? Надо сказать, что редко когда взятку берут непосредственно «гаишники» или сотрудники пункта государственного технического осмотра (ПГТО), хотя, конечно, бывает и такое. Но обычно этим занимаются «жучки», старающиеся за малый процент. Это они забрасывают окурками крыльцо любого здания ГИБДД, а на ПГТО их немало среди слесарей автосервисов, расположенных, как правило, здесь же, под одной крышей с пунктом технического контроля. Ну и плюс многочисленная «гаишниковская» родня, всегда готовая порадеть родному человечку. Плюс... В общем, кому дать, найти несложно, сколько – вам скажут. Только не пытайтесь совать свои деньги первому встреченному в коридорах ГИБДД сотруднику в форме или затянутому в комбинезон инспектору техконтроля – не возьмут. Дорожат местом! О чести не будем. Всякое бывает, наверняка есть среди них и честные люди, должны быть, не может не быть. То, что мне не встречались, еще ничего не доказывает. [b]Без бумажки ты...[/b] Готовый к техосмотру законопослушный гражданин перво-наперво должен направить стопы, колеса то есть, в ГИБДД, а точнее, в его подразделение с непроизносимой аббревиатурой МОТОТРЭР, которое занимается регистрацией автомобилей и ведает прохождением техосмотра. Нужно узнать, не изменилось ли часом что за истекший год. Не изменилось. При себе необходимо иметь: [b]1. ПАСПОРТ; 2. УДОСТОВЕРЕНИЕ ВОДИТЕЛЯ; 3. СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОБИЛЯ; 4. ПАСПОРТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА[/b] (кое-где требуют и его ксерокопию); [b]5. МЕДИЦИНСКУЮ СПРАВКУ[/b] (форма 083/у-89); [b]6. ДОВЕРЕННОСТЬ[/b] (при управлении по доверенности); [b]7. СТАРЫЙТАЛОН О ПРОХОЖДЕНИИ ГТО;[/b] [b]8. СТРАХОВОЙ ПОЛИС[/b] (и его ксерокопия – не везде); [b]9. КВИТАНЦИИ ОБ ОПЛАТЕ [/b](при управлении по доверенности оплата всех сборов проводится от имени автовладельца). Что касается [b]МЕДИЦИНСКОЙ СПРАВКИ[/b], то не забудьте, что сила ее не бесконечна, поскольку выдается такая справка обычно на три года. Если срок истек, вам надо озаботиться получением новой. Дело это платное. В обычных поликлиниках вы потратите 300 рублей за саму справку, а предварительно – энную сумму за две справки, без которых вам не получить ту, главную. Дело в том, что для начала вы должны за свой счет доказать врачам из поликлиники, что не являетесь наркоманом или(и) алкоголиком. Лишь после этого вы отправитесь в многочасовой забег по кабинетам. И нельзя исключить, что доктора не найдут у вас что-нибудь эдакое, например расслоение сетчатки. Не видать вам тогда ни справки, ни техталона, ни руля... Казалось бы! Потому что вы берете любую рекламную газету, находите адрес одной из фирм, дающих объявления в газетных рубриках «медицинские услуги» и специализирующихся как раз на форме 083/у-89, – и при минимальной потере времени за 500 рублей (чуть меньше, чуть больше, не суть) получаете то, что вам необходимо. К слову, в большинстве таких фирм вас и смотреть не будут – зрение там, нервы, следы уколов на локтевых сгибах, – только деньги платите. И не забудьте фотографию, чтобы ее наклеили на справку и поставили на ваш лик лиловый оттиск печати. Все, здоровье позволяет! Едем дальше... [b]О ДОВЕРЕННОСТИ[/b]. В принципе, пока не возбраняется передвигаться по столичным улицам по доверенности рукописной. Однако ГИБДД этого не одобряет, и с такой писулькой техосмотр вам не пройти. Поэтому милости просим к нотариусу. А теперь – [b]О КВИТАНЦИЯХ[/b]. При их заполнении нужно учитывать не только вид принадлежащего вам транспортного средства – вдруг у вас грузовик с прицепом? – но и его возраст. От года выпуска машины зависит очень многое. Во-первых, если вашей машине еще нет полных пяти лет, то техосмотр вы проходите не каждый год, а раз в два года, и, во-вторых, не на пункте государственного технического осмотра, а непосредственно в ГИБДД-МОТОТРЭР. Последнее – легче. И дешевле. Однако в любом случае вам понадобится несколько квитанций: [b]1. [/b]За выдачу талона о прохождении ГТО – [b]30 РУБ[/b].; [b]2.[/b] Оплата за технический осмотр автотранспортного средства на ПГТО – [b]361 РУБ. 60 КОП[/b]. (для легкового автомобиля); если техосмотр проходит без визита на пункт государственного технического осмотра, то – [b]90 РУБ. 40 КОП[/b].; [b]3.[/b] Оплата талона ГТО – [b]17 РУБ. 90 КОП[/b]. [b]ПРИМЕЧАНИЕ[/b]: [i]пенсионерам и инвалидам скидки – при наличии соответствующих документов, естественно, подтверждающих вашу немощь и преклонный возраст[/i]. [b]Полезная очередь[/b] Я не пенсионер – рано еще, и не инвалид – бог миловал, поэтому заплатил по полной. У меня «Шкода-Фелиция» 1998 года выпуска, и право на прохождение осмотра в МОТОТРЭР я потерял. Мое безрадостное будущее – «инструменталка». Но я отлично помню, какая это лафа – жизнь без инструментального контроля. Новая машина она и есть новая. Если в наличии огнетушитель, не истек срок лекарств в аптечке, резина еще не «облысела», не люфтит руль, не проскальзывают ремни безопасности, работают сигналы, омыватели и дворники, присутствуют грязеотбойники (на моделях, где должны присутствовать), ручной тормоз держит автомобиль на 45 градусах, если все это в порядке, пройти техосмотр – плевое дело. Только не плюйте в колодец! Машина должна быть хотя бы относительно чистой. А то сотрудники ГИБДД возьмут да и проверят уровень СО-СН в выхлопе, чего обычно не делают. Но могут! Будете тогда кусать локти, ан поздно... Отправляйтесь-ка исправлять огрехи – и опять в конец очереди. С «инструменталкой» все много сложнее. И очередь здесь еще длиннее. Не меньше половины автовладельцев в ней – те, кто приехал на техосмотр повторно. Этих людей стоит послушать. Они знают, что говорят. – Ты всю аптечку не шерсти. Купи одно лекарство и сверху положи. Он возьмет его и посмотрит срок годности, а остальные проверять не будет. – У тебя какой огнетушитель? Пшикалка? Срок годности не истек? А даже если и истек... Сечас новые правила: огнетушитель должен быть объемом в литр, а у тебя? Иди покупай. Вон магазин. Там купишь за 150 рублей, а потом за 100 туда же и вернешь. – Привод какой – передний? Тогда у тебя багажник легкий, без кардана-то. Ты багажник чем-нибудь тяжелым загрузи, ну, мешок картошки положи. Тогда тормоза лучше схватываться будут. Понял? – Понял. Спасибо. – Да не за что. – Ну, я пошел. В голосе человека, только что с завидной самоуверенностью объяснявшего мне, что и как, появляются нотки обреченности. И я понимаю: он сам не верит, что пройдет техосмотр, – при всех своих знаниях, при всем своем опыте, даже если будет унижаться, лебезить или, напротив, потрясать «корочками» и грозить звонком в службу безопасности, префекту и самому президенту. Ничего не поможет, инспектор «инструменталки» останется спокоен, потому что у него найдется чем оправдаться. Машина – это такой агрегат, в котором, было бы желание, всегда можно выискать какую-нибудь неисправность. Как у столба... А впрочем, может быть, моему советчику и повезло. Всяко бывает. Но больше я его не видел. [b]Первый заход[/b] В очереди я провел четыре часа. На пункте ГТО – 15 минут. И, разумеется, не прошел. Другого и не ожидал. Вообще многообразие возможных неисправностей автомобиля потрясает воображение, но я лично не прошел по следующим причинам: [b]1.[/b] Огнетушитель не соответствует техническим требованиям; [b]2.[/b] Не отрегулированы фары; [b]3.[/b] Превышение содержания СО при повышенных оборотах; [b]4.[/b] Понижена удельная тормозная сила рабочей тормозной системы; [b]5.[/b] Неравномерное усилие при торможении задних колес. Могло быть и хуже, хотя за машиной своей я слежу, не запускаю. Однако требуются пояснения. Ну, с огнетушителем я сам виноват, не успел купить. Фары не отрегулированы – это тоже дело обычное, при наших-то колдобинах замучаешься регулировать. С превышением СО тоже все как и следовало ожидать. Обычно я, как и большинство водителей, «химичу» с карбюратором, обедняя смесь, попадающую в камеры сгорания. Чтобы сразу же после того как окажусь по ту сторону ворот ПГТО, все «расхимичить» в обратную сторону. Но сейчася так поступить не мог, ведь решил же все сделать по-честному! В расстроенных донельзя чувствах я прибыл на станцию технического обслуживания. Поддерживал я себя лишь таким соображением: автомобилю так и так надо проводить диагностику, а 361 рублей за техосмотр – немногим дороже диагностики на сервисе с тормозным стендом и электронным оборудованием. Так что пока я ничего не потерял. Почти... Будучи человеком опытным, а водительский стаж у меня более 20 лет, обычно я выбираю сервис, где подешевле. Но сейчас я знал, что каждый мой шаг должен быть задокументирован, и потому приехал в сервис фирменный. После осмотра машины оказалось, что в тормозной системе есть воздух, который надо удалить, а еще течет тормозной цилиндр заднего колеса. – Ремонтировать будете? – Буду. Запчасти мои. Так раза в два дешевле. С запчастями я уложился в полторы тысячи. А за работу мне пришлось заплатить 2 тысячи 496 рублей. – Карбюратор поменять надо, – сказали мне. – Сношенный. Мы отрегулировали, но без гарантии. Пока доедете до ПГТО, опять разладиться может. – Я не миллионер, – ответствовал я, потому что несколько тысяч на новый карбюратор меня жаба задушит потратить. – Буду надеяться. [b]Второй заход[/b] По правилам автовладелец имеет право без доплаты пройти повторный технический осмотр в течение 20 дней. Я уложился. И по тем же правилам проверять у меня должны только то, что ранее было не в порядке. Фары светят и не слепят – крестик. Огнетушитель присутствует (я его таки купил) – тоже крестик. СО на повышенных... У меня замерло сердце. – Нормально, – сказали мне. Сердце застучало вновь. Я заехал передними колесами на валы тормозного стенда. Плюс! Воздуха нет! Удельная тормозная сила в норме! Теперь задняя ось – и все. Оказывается, можно по закону, можно, кто бы что ни говорил. – Не проходите, – сообщил мне инспектор ГТО и довольно улыбнулся. – Не может быть! – я стал доставать бумажки, взятые на автосервисе: – А по этим документам у меня с тормозами все в порядке. – У нас отличное оборудование, – снисходительно заверили меня. – В декабре тестировали. Езжайте на сервис, и пусть еще раз посмотрят. – Я в первый раз четыре часа в очереди отстоял, и сейчас три. И каждый раз мойка. Дороговато. – А еще – 361 рубль с копейками. Вы же и второй раз не прошли. Теперь все заново. Я, убравший было документы в папочку, снова стал их доставать. – Ладно, – махнул рукой инспектор. – Будем считать, второго захода не было. И я снова отправился в сервис. [b]Третий заход[/b] – Вы лучше договоритесь, – посоветовали там. – У вас все нормально. – Нет, вы все-таки проверьте. Проверили. – Ну вот, норма. Вы лучше заплатите... Спорить – себе дороже. Но выхода у меня не было. Как же трудно устоять и остаться законопослушным гражданином! – Давайте бумаги, – сказал я. – По Закону о правах потребителей товаров и услуг имею право. Так что давайте компьютерную распечатку проверки тормозной системы. Еще один комплект, второй, и полный, со всеми графиками, кривыми. А еще копии о тестировании вашего оборудования. И копию лицензии на право проведения сервисных работ! И мне дали все это, потому что обязаны были дать. И потому, что сервис-то фирменный, клиентуру здесь холят и лелеют. Снова очередь в ПГТО. Снова мойка, и я вкатываюсь на валы тормозного стенда. – Не проходите, – режет по живому инспектор. – У меня картошки в багажнике нет, – говорю я. – Тогда бы прошел? – Без разницы. Я достаю документы. Инспектор морщится, изучает их и возвращает с тяжелым вздохом. Я ему не нравлюсь. Он мне тоже. – Что же мне делать? Там говорят, все нормально. Вы – что нет. Тупик. – Это ваши проблемы. – Нет, – заявляю я, удерживаясь от желания предъявить редакционное удостоверение: вдруг именно этой «капли» мне не хватает? – Теперь это не только мои проблемы. Прошу дать мне такой же комплект документов, и пусть суд разбирается, эксперты, Ростест, технадзор всякий, кто из вас не прав и с кого мне требовать компенсацию. – Какую компенсацию? – За моральный ущерб. И за то, что я столько времени потерял. – А как ездить будете? Суд – дело долгое. – Справку в ГАИ получу! После этого инспектор ПГТО отошел к присутствовавшему в отдалении представителю ГИБДД. Они пошептались, должно быть, прикидывая, стоит ли связываться с таким занудой и сутягой. Потом инспектор предложил мне вновь занять место за рулем. – Давайте еще раз. Только жмите на тормоза сильнее. Я нажал, чуть пол не проломил. – Ну вот, совсем немного не хватает, это можно и простить, – сказал инспектор. – Но в следующем году... Я понял: инспектор меня запомнил и через год мне еще при первом заходе напишут столько всего, что машину будет проще продать, чем довести до кондиции. Но это – через год. А пока я получил заветный талон и прикрепил его на лобовое стекло. Все, задание выполнено! Законным путем. Но никакой радости я при этом не испытал. [b]Трезвый расчет[/b] Извините за сленг: нас разводят на бабки... Прохождение техосмотра мне обошлось в кругленькую сумму. Квитанции – 409 руб. 50 коп. Огнетушитель – 150 руб. Запчасти – 1500 руб. Сервис – 2496 руб. Мойка (3 раза) – 240 руб. [b]Итого: 4794 руб. 50 коп[/b]. Приплюсуем сюда бензин на разъезды и четыре, с учетом сервиса, потерянных дня. Взятка обошлась бы дешевле. Я это и раньше знал, как знают это миллионы автовладельцев. Но я должен был в этом убедиться. И убедился! А пока взятка дешевле, мздоимство будет процветать. Несмотря на все реформы и призывы звонить в службу внутренней безопасности и сообщать о случаях вымогательства. Не позвонят, на мечтайте! На кого жаловаться в условиях тотальной коррупции? Ну разве что с отчаяния или по наивности. Потому что прохождения техосмотра это не ускорит и не удешевит. А как раз наоборот. Еще и по инстанциям затаскают. Вы, наверное, подумали, что я человек безответственный – раз признаю, что без взяток тут не обойтись? Что я ратую за то, чтобы по нашим улицам разъезжали ржавые рыдваны, которым место на свалке, но которые тем не менее имеют техталон ГТО? Или что я с людоедским удовольствием читаю о том, сколько людей у нас гибнет в год под колесами автомобилей? Ничего подобного! Не такой уж я жестокий, не такой уж я плохой. И машина у меня поверьте и повторяю в очень пристойном состоянии. Я же не хочу, чтобы из-за меня кто-нибудь пострадал, и не хочу пострадать сам. Я – ЗА ТЕХОСМОТР! Но не такой... Пока же с прискорбием констатирую: сегодня сама система прохождения технического осмотра автомобилей такова, что толкает их владельцев на путь беззаконный и очень выгодный сотрудникам ГИБДД, ПГТО и тех же сервисов. Это – кормушка, из которой кормятся слишком многие. И только попробуйте у них эту кормушку отнять! Да мы и сами никогда не поднимемся на борьбу с коррупцией, по крайней мере в этой сфере. Потому что прежде всего бережем себя, это же инстинкт самосохранения! Мы бережем свои нервы, свое время, а вот деньгами своими готовы пожертвовать. Потому что здоровье дороже. – Надо платить! – успокаивает меня жена, выслушав рассказ о моих мытарствах. – И заплатишь. Через год. Знаешь, кому и сколько? – Знаю. Я заплачу. И кто без греха – пусть бросит в меня камень.

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?