Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Столица пастилы

Общество
В один прекрасный мартовский солнечный день корреспондент "ВМ" решил съездить в красивый древний город Коломну. Город, к слову, ровесник Москвы, бывший когда-то и второй столицей, и кубышкой Московского княжества.

Вот почему-то ближняя дорога всегда начинается с беготни!

Видимо, это в заводе человеческом: к дальней поездке готовишься заранее, собираешь чемодан, вызываешь такси. На вокзал приезжаешь, когда поездная бригада еще и не думала состав к перрону подавать! Другое дело – электричка, на которой всего-то сто километров и прокатиться: с утра вещички в рюкзак покидал, бегло проверил уровень зарядки аккумуляторной батареи фотоаппарата – половина? Сойдет! – и выскочил из дома ровно за час до отправления.
Ну вот после этого и не жалуйся, что приходится бегать по одному из самых больших вокзалов Москвы, Казанскому, за пять минут до «часа Ч», в поисках пригородных касс. Которые, оказывается, вовсе не в дальнем конце зала ожидания, как показывают стрелочки на стенах, а вовсе даже на перроне.

9:57 «Ваш билет!»

9.57, а электричка до Голутвина уходит в 10, а следующую – час ждать! Кассовые автоматы «зависают» один за другим на алфавитном списке населенных пунктов. Наконец, в четвертом уже трясущимся пальцем набираю по буквам «К-О-Л-О-М-Н-А», с третьей попытки купюроприемник «всасывает» 500-рублевую бумажку, и автомат высыпает в лоток полтинник сдачи самой мелкой мелочью. Хватаю билет, через турникет… Слава богу – 12-й путь напротив, двери еще открыты, прыгаю в последний вагон…

10:00 Поехали?

А электропоезд и не думает отправляться, хотя на смартфоне уже 10. По инерции бегом пролетаю четыре или пять вагонов (пустых), плюхаюсь на сиденье у окна – и только в эту минуту «Осторожно, поезд отправляется». С шипением закрываются двери. Одновременно на соседнем пути трогается и параллельно набирает ход пригородный синий экспресс РЕКС со смешной лопоухой собачкой на бортах вагонов. Он экспресс, он быстрее. Вот уже и хвостовой вагон скрывается впереди, а мы еще и из-под крыши Казанского вокзала не выехали. Там, с краю, адлеровский двухэтажный состав – нечто мощное, огромное. И крохотный, как в игрушечной железной дороге, электровоз впереди. Кто-то уже на море! Я бы тоже – на втором этаже, на верхней полке. Но мне в Коломну, туда, где Москва-река в Оку впадает. И где 500 лет назад неугомонный царь-строитель Василий III приказал построить кремль – укрепление, защищающее Москву с юга. Это будет уже третий «васильевский» кремль, с которым знакомлюсь всего за два месяца. Александров. Тула. Теперь вот – Коломна.

10:22. Платформа «Выхино».

Вагон по-прежнему практически пуст. Впереди в тенечке дремлет пожилая супружеская пара, на солнечной стороне за спиной – две через слово матеряшиеся молодки обхаживают подвыпившего парня – охранник после «суток через двое» едет домой, на Москворецкую. Компания шумит прилично, но полицейский в углу вагона спит спокойно. Он тоже домой, после смены. И он слишком молод, чтобы оставаться полицейским через два часа после окончания рабочего дня.
Перрон на противоположной стороне чёрен от людей: обитатели ближнего Подмосковья едут на работу. Последний вал. И, как поет Гарик Сукачев, «а к вечеру вновь повторится опять». Услужливая память подсказала: значит, через 10-15 минут будут Люберцы. Те самые, куда после третьего курса «Бауманки» целый месяц приходилось ездить к семи утра, на завод сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского. До сих пор не понимаю, как это было возможно успеть.

А еще через 20 минут – Малаховка. Платформа, о которой 30 лет назад знал каждый, кто хотел модно одеваться. Здесь можно было купить любую «джинсовую фурнитуру» - заклепки, пуговицы «на болтах», латунные рубашечные пуговицы с вожделенными тогда «Lee», «Wrangler»… Ведь до сих пор дома валяются. Раритет!

10:43. Малаховка

«Уважаемые пассажиры! Доброго вам утра и удачной дороги! Вашему вниманию предлагаются…». Без этой фразы не обходится ни один областной маршрут «со всеми остановками». В вагон заходит Рустам – предлагает футболки «всех размеров и цветов». Полагаю, что футболки строчат тут же, в Малаховке. Пытаюсь разговорить Рустама, но он, похоже, не Рустам («Рустам» - это только надпись на бейджике), почти не говорит по-русски (знает наизусть «заходное» приветствие, а потом общается «на пальцах».

Вслед за чернооким «бозоргоном» входит суровая женщина во всеоружии. У рта – микрофон, на груди – репродуктор, разносящий «Уважаемые пассажиры…» эхом на весь полупустой вагон. В очереди уже – «коммивояжеры» с чудо-книжками, чудо-ручками, товарами для дома и огорода, женскими «лосинами» - ждут терпеливо.

А я покупаю первый в этом году стаканчик мороженого у «тети Вари» - так ее контролеры кличут. Белоснежный пломбир в тоненьком, рассыпающимся под пальцами стаканчике столь же безвкусен, как дачные постройки за окнами – у хозяев, похоже, на первом месте стояла утилитарность, а не красота. Дачные поселки проплывают мимо один за другим, чередуясь с какими-то полузаброшенными то ли базами, то ли промышленными предприятиями.

От нечего делать изучаю обертку мороженого: производитель не указан, пломбир – не настоящий (на пальмовом масле), загустители, вкусовые добавки… И за это – 25 рублей?!

11:08. Раменское

Напротив окна – гигантское красно-кирпичное промышленное здание: текстильная мануфактура, 150 лет назад – крупнейшая в России! Вид ее потрясает – сравним со старинным замком. Такая же красно-кирпичная готика есть в Видном, в Иванове – везде, где русские купцы в XIX веке налаживали промышленное производство, строили «казармы» для рабочих.

Фабрика давно закрыта, но… Устрой тут лофты – им бы цены не было, это не то что новостройки «в 15 минутах езды от Москвы». Но фабрику, похоже… сносят – разрушен или обрушился висячий мост-переход между корпусами. Вот жалость.

11:19. Бронницы

Красивые тут названия – «Радуга», «Белозерская», «Фаустово», «Золотово». Чуть бы руки человеческие приложить – навести порядок, мусор собрать с той же «Белозерской»: ведь озеро почти к самой платформе! Летом, наверное, лепота – отдыхающие. А пока озеро под мутно-белым льдом. И это единственное напоминание о том, что еще март на дворе.

Всего-то 60 километров южнее – и снег разве что в особо глубоких балках лежит, даже в лесу его не видно! Сверху, с насыпи, видно: тут уже дачи начали обустраивать. С этой дачей чуть меня черт не попутал…

А началось с очередного коммивояжера: молодой парень предлагал незаменимую для дачи вещь – поливочный шланг, под напором воды удлиняющийся раза в три! Такой в теле-магазинах предлагают. «Жертва» нашлась быстро – пожилой москвич в очочках: вопросы посыпались, в ответ – заученно-рекламные фразы… В общем, стороны ударили по рукам.

…Неприятность едва не случилась, когда я сам факт сделки решил запечатлеть на камеру планшета. Ну и не заметил, как сзади еще один разносчик подошел.
«Николай, шухер»! – раздалось у меня за спиной, и продавец поливочных шлангов резво рванул с места в сторону тамбура, прихватив с собой уже оплаченный товар! Пенсионер рванул за ним. Слава богу, в тамбуре нагнал.

«Извините, пожалуйста… Заработался… Автоматически», - доносились до меня обрывки фраз. Победоносный пенсионер с синим рулоном шланга вернулся на свое место.

11:52. «Белая гора»

- Чуть было без покупки не остался, - увидев, что я слежу за всеми перипетиями его покупки, пенсионер мне подвигнул и подсел поближе. Познакомились – Валерий Петрович ехал проведать после зимы дачу под Воскресенском. Интересуюсь: зачем ему шланг? Явно ведь барахло.

- Ну и пусть! – Валерий Петрович махнул рукой. – У меня участочек – четыре «сотки», Большой шланг покупать не с руки, да и стащить могут зимой. А этот если сезон отработает – уже спасибо.

Дачник откровенно любуется покупкой. Мое же внимание привлекает странный объект за окном – бело-зеленая гора с плоско срезанной верхушкой. Ее размеры впечатляют: до горы явно не один километр, но электричка идет и идет, отмеряя станцию за станцией, а гора – все так же за окном. В ее сторону ведут железнодорожные ветки, к ней тянется мощная линия ЛЭП…

- На «белую гору» любуетесь? – угадывает мои мысли Валерий Петрович.

- На что любуюсь?!

- Э-э-э, батенька! Не знаете? – Валерий Петрович хитро жмурится. – А ведь это рукотворное творение, карьерный отвал.

Теперь, если присмотреться через объектив фотоаппарата, видно, что по склону горы белой ниткой тянется дорога. Фильм «Большая руда», только наоборот – там карьер, тут – отвал.

- И карьеры там есть, множество! – утверждает Валерий Петрович. – Знаменитое Лопатинское месторождение! Белое – потому что гипс. Но добывали тут фосфориты. Город Воскресенск, который будем проезжать – одна из столиц советской химической промышленности: фосфорные удобрения, кормовые добавки, кислоты! Знаете, что такое «абзетцер»? Нет? А – «шагающие экскаватор»? Ну вот это по сути одно и то же. Тут такие монстры одновременно работали! Я еще застал. Один двигался по рельсам – сам под себя пути перекладывал. Другой – гусеничный, восемь гусениц выше человеческого роста, один трак весил 300 килограмм! Одно звено ковша сразу забирало 11 кубов породы! Сейчас это все заглохло. Абзетцеры стоят. А в карьерах – озера. Отличный отдых! Сюда палеонтологи-любители каждое лето ездят. «Парк Юрского периода» смотрели? Ну вот тут он и есть – здесь целые скелеты ихтиозавров находили.

…Летом надо сюда приехать, подумал я. А электричка уже грохотала по ажурному мосту. Под мостом – Москва-река. За ней – десятки сверкающих куполов. 

12:21. Коломна

Удивительно, но с «коломенской» платформы можно выйти в город без проверки проездных документов! Наверное, дело в том, что на территории Коломны два вокзала на одной ветке – сама Коломна и Голутвино. Может, там проверяют?

Я же пока более занят поиском дороги к коломенскому кремлю – это главная достопримечательность города и – внимание! – одна из главных достопримечательностей России. Помните конкурс «Россия 10» на главный символ страны? Так вот, Коломенский кремль был признан победителем досрочно… Вот только как его найти?

Иду через дворы куда-то наугад.

Первое впечатление – Коломна хранит свою патриархальность. Второе – тут уже перешли на раздельный сбор мусора. Третье – население города на 90 процентов состоит из мам с колясками! Вот навстречу местная красавица со спящим карапузом.

- Как к Кремлю пройти? – спрашиваю шепотом.

- Прямо и налево, на Посадскую, там спросите, - шепотом отвечает молодая мама.

На Посадской – та же картина. Мамы, коляски, младенцы – тихий час! Но – какие дома кругом! Вот, например, в этом, желтеньком, был странноприимный дом для богомольцев. Его содержал прасол (торговец скотом) Трофим Щукин. Странники могли тут жить неделю, кормили их постной пищей – щи с грибами или снетками, гречневой кашей. Поили чаем и квасом. Гостей было много – кругом одни монастыри, сейчас они активно восстанавливаются, отстраиваются.

13:10. Водовоз и его собака

Солнце жарит так, что куртку я давно уже снял. Куда бы свернуть, чтобы попрохладнее? О – Москворецкий переулок! 100 метров под горку – и я на берегу Москвы-реки. Узкое русло, быстрое течение, зеленые струи. На берегу – памятник водовозу. Его отковал местный умелец Антон Якушев – памятнику менее трех лет. Зато стоит он у входа в Водовозный переулок – именно тут еще 110 лет назад брали москворецкую воду местные водовозы. Сперва – надо бочку наполнить 5-литровым ведром на длинной ручке, потом – со столитровой бочкой – в гору… Это ж какая силища нужна была? А ведро – всего-то 2 копейки… К слову: забирать воду своей посудой из бочки строжайше возбранялось!

Грустный водовоз – собака у ног… Кстати, все памятники водовозам – с собаками. Ну как с таким не сфотографироваться? Чуть выше по течению – понтонный мост. Но он пока закрыт для машин. А для мам с колясками – нет.

А на пригорке – шатровая крыша. Вот и Кремль!

13:35. Не ханом единым

Коломна – ровесница Москвы. Первое укрепление на острове между реками Москва, Ока и Коломенка появилось в середине XII века. И – на протяжении пяти веков сплошные штурмы. Шесть штурмов с 1238 по 1571 год! Не мудрено, что в начале XVI века царь Василий III повелел построить в Коломне каменный кремль – строили итальянцы, естественно, как и александровский, и тульский, и недалекий отсюда зарайский. И этот Кремль, в отличие от тульского, рати Болотникова не взяли.

Говорят, в одной из башен – самой высокой, угловой – была заточена Марина Мнишек. И вроде как обернулась она вороной и улетела к себе - в Польшу. А башню и зовут с тех пор – Маринкина.

Но кончились смутные времена – и кремль был… растащен по камушку! Коломчане разбирали крепостные стены и строили себе дома и лавки. Лишь по указу Николая I в 1828 году вандализм был прекращен. Но двух третей крепости – как не бывало.

Поэтому и говорят знающие люди – на осмотр старой Коломны четырех часов хватит за глаза.

14:20. «Владимир Иванович, городовой»

Да, пешеходную зону коломенского Кремля охраняет городовой. Как вырубленное из камня загорелое лицо, зимняя форма, кобура, шашка! Полосатая будка и шлагбаум. Вот только пистолет – деревянный, шашка – реквизит, а шлагбаум – электрический.

- Владимир Иванович, городовой! – представляется городовой. – Фамилия? А зачем вам? Меня вся Россия знает – обо мне и газеты пишут, и интернет…
Я потом проверил – про Владимира Ивановича (Старикова) газеты пишут! Цитирую: «… пошел работать во Всесоюзный научно-исследовательский институт механизации и техники полива, где он прошел путь от простого техника до ведущего инженера, разрабатывающего технику для полива хлопчатников. Жизнь была очень интересной — в командировках Владимир Иванович изъездил полстраны, патентовал авторские нововведения, печатался в специализированных сборниках... Но в «суровые» 90-е пришлось уволиться и идти работать охранником. А в 2008 году администрация Автоколонны 1417 предложила ему работать у них в коломенском Кремле на новой должности – городовым».

- Нравится работа? – спрашиваю.

- Конечно, - не задумываясь, отвечает Владимир Иванович. – Это участковый сидит – штаны протирает. А у меня, почитай, все на виду! И замечание сделаю, и хулигана приструню!

Пока городовой хвалится, за его спиной местные мальчишки азартно штурмуют забор местного ресторана.

«Эскьюзьми!» - прерывает нашу беседу тоненький голосок: с Владимиром Ивановичем хочет сфотографироваться японская туристка. Он не против: работа есть работа!

15:30. Столица пастилы

За свои 800 с лишним лет Коломна была и укреплением, и второй столицей Московского княжества (при Василии II). И первые московские деньги тут отчеканили. Но от всего этого сохранилась лишь сладкая слава – слава столицы пастилы.

В музей пастилы, говорят, записываться надо. Так что обошелся магазином. Упаковка грамм в 300 – 170 рублей. Ну и магнитик – 150. Культурная программа выполнена вполне.

Жаль, не успел познакомиться с коломенской кухней: ни один из ресторанов туристической зоны мною как гостем не заинтересовался. И на трамвае местном не прокатился. Хотя мог бы, если б знал, что конечная – у самого вокзала. Зато честно обошел старую Коломну – ноги гудели, как два камертона!

…До электрички «Рязань-Москва» было еще семь минут. Солнце по-прежнему нещадно жгло, на пустом перроне ворковали голуби, вдали блестели купола. А там – за Москвой-рекой – угадывалась плоская вершина «белой горы».

И все-таки я там побываю – как только дороги станут проезжими.

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.