- Город

Столица пастилы

МГУ вошел в пятерку лучших университетов

Тишковец дал прогноз на лето в Москве

Правительство РФ временно приостановит въезд граждан Китая

Длинные выходные ждут россиян из-за Дня защитника Отечества

Почему квартиру в Москве надо покупать прямо сейчас

У рэпера Джигана родился сын

Дибров объяснил, почему упал в обморок в кинотеатре

Егор Михалков-Кончаловский: Чем меньше денег — тем больше свободы

Политологи объяснили слова Зеленского о выборах в Крыму

Дмитрий Шепелев ушел с Первого канала

Диетолог назвала главную опасность современной тушенки

Протоиерею ответили на слова о «бесплатных проститутках»

Политолог объяснил нервное поведение Лукашенко

Избившая таксиста участница «Красы России» рассказала об инциденте

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Семейный фестиваль «Папа-фест 2020» пройдет 22 февраля

Столица пастилы

Вот почему-то ближняя дорога всегда начинается с беготни!

Видимо, это в заводе человеческом: к дальней поездке готовишься заранее, собираешь чемодан, вызываешь такси. На вокзал приезжаешь, когда поездная бригада еще и не думала состав к перрону подавать! Другое дело – электричка, на которой всего-то сто километров и прокатиться: с утра вещички в рюкзак покидал, бегло проверил уровень зарядки аккумуляторной батареи фотоаппарата – половина? Сойдет! – и выскочил из дома ровно за час до отправления.
Ну вот после этого и не жалуйся, что приходится бегать по одному из самых больших вокзалов Москвы, Казанскому, за пять минут до «часа Ч», в поисках пригородных касс. Которые, оказывается, вовсе не в дальнем конце зала ожидания, как показывают стрелочки на стенах, а вовсе даже на перроне.

9:57 «Ваш билет!»

9.57, а электричка до Голутвина уходит в 10, а следующую – час ждать! Кассовые автоматы «зависают» один за другим на алфавитном списке населенных пунктов. Наконец, в четвертом уже трясущимся пальцем набираю по буквам «К-О-Л-О-М-Н-А», с третьей попытки купюроприемник «всасывает» 500-рублевую бумажку, и автомат высыпает в лоток полтинник сдачи самой мелкой мелочью. Хватаю билет, через турникет… Слава богу – 12-й путь напротив, двери еще открыты, прыгаю в последний вагон…

10:00 Поехали?

А электропоезд и не думает отправляться, хотя на смартфоне уже 10. По инерции бегом пролетаю четыре или пять вагонов (пустых), плюхаюсь на сиденье у окна – и только в эту минуту «Осторожно, поезд отправляется». С шипением закрываются двери. Одновременно на соседнем пути трогается и параллельно набирает ход пригородный синий экспресс РЕКС со смешной лопоухой собачкой на бортах вагонов. Он экспресс, он быстрее. Вот уже и хвостовой вагон скрывается впереди, а мы еще и из-под крыши Казанского вокзала не выехали. Там, с краю, адлеровский двухэтажный состав – нечто мощное, огромное. И крохотный, как в игрушечной железной дороге, электровоз впереди. Кто-то уже на море! Я бы тоже – на втором этаже, на верхней полке. Но мне в Коломну, туда, где Москва-река в Оку впадает. И где 500 лет назад неугомонный царь-строитель Василий III приказал построить кремль – укрепление, защищающее Москву с юга. Это будет уже третий «васильевский» кремль, с которым знакомлюсь всего за два месяца. Александров. Тула. Теперь вот – Коломна.

10:22. Платформа «Выхино».

Вагон по-прежнему практически пуст. Впереди в тенечке дремлет пожилая супружеская пара, на солнечной стороне за спиной – две через слово матеряшиеся молодки обхаживают подвыпившего парня – охранник после «суток через двое» едет домой, на Москворецкую. Компания шумит прилично, но полицейский в углу вагона спит спокойно. Он тоже домой, после смены. И он слишком молод, чтобы оставаться полицейским через два часа после окончания рабочего дня.
Перрон на противоположной стороне чёрен от людей: обитатели ближнего Подмосковья едут на работу. Последний вал. И, как поет Гарик Сукачев, «а к вечеру вновь повторится опять». Услужливая память подсказала: значит, через 10-15 минут будут Люберцы. Те самые, куда после третьего курса «Бауманки» целый месяц приходилось ездить к семи утра, на завод сельскохозяйственного машиностроения имени Ухтомского. До сих пор не понимаю, как это было возможно успеть.

А еще через 20 минут – Малаховка. Платформа, о которой 30 лет назад знал каждый, кто хотел модно одеваться. Здесь можно было купить любую «джинсовую фурнитуру» - заклепки, пуговицы «на болтах», латунные рубашечные пуговицы с вожделенными тогда «Lee», «Wrangler»… Ведь до сих пор дома валяются. Раритет!

10:43. Малаховка

«Уважаемые пассажиры! Доброго вам утра и удачной дороги! Вашему вниманию предлагаются…». Без этой фразы не обходится ни один областной маршрут «со всеми остановками». В вагон заходит Рустам – предлагает футболки «всех размеров и цветов». Полагаю, что футболки строчат тут же, в Малаховке. Пытаюсь разговорить Рустама, но он, похоже, не Рустам («Рустам» - это только надпись на бейджике), почти не говорит по-русски (знает наизусть «заходное» приветствие, а потом общается «на пальцах».

Вслед за чернооким «бозоргоном» входит суровая женщина во всеоружии. У рта – микрофон, на груди – репродуктор, разносящий «Уважаемые пассажиры…» эхом на весь полупустой вагон. В очереди уже – «коммивояжеры» с чудо-книжками, чудо-ручками, товарами для дома и огорода, женскими «лосинами» - ждут терпеливо.

А я покупаю первый в этом году стаканчик мороженого у «тети Вари» - так ее контролеры кличут. Белоснежный пломбир в тоненьком, рассыпающимся под пальцами стаканчике столь же безвкусен, как дачные постройки за окнами – у хозяев, похоже, на первом месте стояла утилитарность, а не красота. Дачные поселки проплывают мимо один за другим, чередуясь с какими-то полузаброшенными то ли базами, то ли промышленными предприятиями.

От нечего делать изучаю обертку мороженого: производитель не указан, пломбир – не настоящий (на пальмовом масле), загустители, вкусовые добавки… И за это – 25 рублей?!

11:08. Раменское

Напротив окна – гигантское красно-кирпичное промышленное здание: текстильная мануфактура, 150 лет назад – крупнейшая в России! Вид ее потрясает – сравним со старинным замком. Такая же красно-кирпичная готика есть в Видном, в Иванове – везде, где русские купцы в XIX веке налаживали промышленное производство, строили «казармы» для рабочих.

Фабрика давно закрыта, но… Устрой тут лофты – им бы цены не было, это не то что новостройки «в 15 минутах езды от Москвы». Но фабрику, похоже… сносят – разрушен или обрушился висячий мост-переход между корпусами. Вот жалость.

11:19. Бронницы

Красивые тут названия – «Радуга», «Белозерская», «Фаустово», «Золотово». Чуть бы руки человеческие приложить – навести порядок, мусор собрать с той же «Белозерской»: ведь озеро почти к самой платформе! Летом, наверное, лепота – отдыхающие. А пока озеро под мутно-белым льдом. И это единственное напоминание о том, что еще март на дворе.

Всего-то 60 километров южнее – и снег разве что в особо глубоких балках лежит, даже в лесу его не видно! Сверху, с насыпи, видно: тут уже дачи начали обустраивать. С этой дачей чуть меня черт не попутал…

А началось с очередного коммивояжера: молодой парень предлагал незаменимую для дачи вещь – поливочный шланг, под напором воды удлиняющийся раза в три! Такой в теле-магазинах предлагают. «Жертва» нашлась быстро – пожилой москвич в очочках: вопросы посыпались, в ответ – заученно-рекламные фразы… В общем, стороны ударили по рукам.

…Неприятность едва не случилась, когда я сам факт сделки решил запечатлеть на камеру планшета. Ну и не заметил, как сзади еще один разносчик подошел.
«Николай, шухер»! – раздалось у меня за спиной, и продавец поливочных шлангов резво рванул с места в сторону тамбура, прихватив с собой уже оплаченный товар! Пенсионер рванул за ним. Слава богу, в тамбуре нагнал.

«Извините, пожалуйста… Заработался… Автоматически», - доносились до меня обрывки фраз. Победоносный пенсионер с синим рулоном шланга вернулся на свое место.

11:52. «Белая гора»

- Чуть было без покупки не остался, - увидев, что я слежу за всеми перипетиями его покупки, пенсионер мне подвигнул и подсел поближе. Познакомились – Валерий Петрович ехал проведать после зимы дачу под Воскресенском. Интересуюсь: зачем ему шланг? Явно ведь барахло.

- Ну и пусть! – Валерий Петрович махнул рукой. – У меня участочек – четыре «сотки», Большой шланг покупать не с руки, да и стащить могут зимой. А этот если сезон отработает – уже спасибо.

Дачник откровенно любуется покупкой. Мое же внимание привлекает странный объект за окном – бело-зеленая гора с плоско срезанной верхушкой. Ее размеры впечатляют: до горы явно не один километр, но электричка идет и идет, отмеряя станцию за станцией, а гора – все так же за окном. В ее сторону ведут железнодорожные ветки, к ней тянется мощная линия ЛЭП…

- На «белую гору» любуетесь? – угадывает мои мысли Валерий Петрович.

- На что любуюсь?!

- Э-э-э, батенька! Не знаете? – Валерий Петрович хитро жмурится. – А ведь это рукотворное творение, карьерный отвал.

Теперь, если присмотреться через объектив фотоаппарата, видно, что по склону горы белой ниткой тянется дорога. Фильм «Большая руда», только наоборот – там карьер, тут – отвал.

- И карьеры там есть, множество! – утверждает Валерий Петрович. – Знаменитое Лопатинское месторождение! Белое – потому что гипс. Но добывали тут фосфориты. Город Воскресенск, который будем проезжать – одна из столиц советской химической промышленности: фосфорные удобрения, кормовые добавки, кислоты! Знаете, что такое «абзетцер»? Нет? А – «шагающие экскаватор»? Ну вот это по сути одно и то же. Тут такие монстры одновременно работали! Я еще застал. Один двигался по рельсам – сам под себя пути перекладывал. Другой – гусеничный, восемь гусениц выше человеческого роста, один трак весил 300 килограмм! Одно звено ковша сразу забирало 11 кубов породы! Сейчас это все заглохло. Абзетцеры стоят. А в карьерах – озера. Отличный отдых! Сюда палеонтологи-любители каждое лето ездят. «Парк Юрского периода» смотрели? Ну вот тут он и есть – здесь целые скелеты ихтиозавров находили.

…Летом надо сюда приехать, подумал я. А электричка уже грохотала по ажурному мосту. Под мостом – Москва-река. За ней – десятки сверкающих куполов. 

12:21. Коломна

Удивительно, но с «коломенской» платформы можно выйти в город без проверки проездных документов! Наверное, дело в том, что на территории Коломны два вокзала на одной ветке – сама Коломна и Голутвино. Может, там проверяют?

Я же пока более занят поиском дороги к коломенскому кремлю – это главная достопримечательность города и – внимание! – одна из главных достопримечательностей России. Помните конкурс «Россия 10» на главный символ страны? Так вот, Коломенский кремль был признан победителем досрочно… Вот только как его найти?

Иду через дворы куда-то наугад.

Первое впечатление – Коломна хранит свою патриархальность. Второе – тут уже перешли на раздельный сбор мусора. Третье – население города на 90 процентов состоит из мам с колясками! Вот навстречу местная красавица со спящим карапузом.

- Как к Кремлю пройти? – спрашиваю шепотом.

- Прямо и налево, на Посадскую, там спросите, - шепотом отвечает молодая мама.

На Посадской – та же картина. Мамы, коляски, младенцы – тихий час! Но – какие дома кругом! Вот, например, в этом, желтеньком, был странноприимный дом для богомольцев. Его содержал прасол (торговец скотом) Трофим Щукин. Странники могли тут жить неделю, кормили их постной пищей – щи с грибами или снетками, гречневой кашей. Поили чаем и квасом. Гостей было много – кругом одни монастыри, сейчас они активно восстанавливаются, отстраиваются.

13:10. Водовоз и его собака

Солнце жарит так, что куртку я давно уже снял. Куда бы свернуть, чтобы попрохладнее? О – Москворецкий переулок! 100 метров под горку – и я на берегу Москвы-реки. Узкое русло, быстрое течение, зеленые струи. На берегу – памятник водовозу. Его отковал местный умелец Антон Якушев – памятнику менее трех лет. Зато стоит он у входа в Водовозный переулок – именно тут еще 110 лет назад брали москворецкую воду местные водовозы. Сперва – надо бочку наполнить 5-литровым ведром на длинной ручке, потом – со столитровой бочкой – в гору… Это ж какая силища нужна была? А ведро – всего-то 2 копейки… К слову: забирать воду своей посудой из бочки строжайше возбранялось!

Грустный водовоз – собака у ног… Кстати, все памятники водовозам – с собаками. Ну как с таким не сфотографироваться? Чуть выше по течению – понтонный мост. Но он пока закрыт для машин. А для мам с колясками – нет.

А на пригорке – шатровая крыша. Вот и Кремль!

13:35. Не ханом единым

Коломна – ровесница Москвы. Первое укрепление на острове между реками Москва, Ока и Коломенка появилось в середине XII века. И – на протяжении пяти веков сплошные штурмы. Шесть штурмов с 1238 по 1571 год! Не мудрено, что в начале XVI века царь Василий III повелел построить в Коломне каменный кремль – строили итальянцы, естественно, как и александровский, и тульский, и недалекий отсюда зарайский. И этот Кремль, в отличие от тульского, рати Болотникова не взяли.

Говорят, в одной из башен – самой высокой, угловой – была заточена Марина Мнишек. И вроде как обернулась она вороной и улетела к себе - в Польшу. А башню и зовут с тех пор – Маринкина.

Но кончились смутные времена – и кремль был… растащен по камушку! Коломчане разбирали крепостные стены и строили себе дома и лавки. Лишь по указу Николая I в 1828 году вандализм был прекращен. Но двух третей крепости – как не бывало.

Поэтому и говорят знающие люди – на осмотр старой Коломны четырех часов хватит за глаза.

14:20. «Владимир Иванович, городовой»

Да, пешеходную зону коломенского Кремля охраняет городовой. Как вырубленное из камня загорелое лицо, зимняя форма, кобура, шашка! Полосатая будка и шлагбаум. Вот только пистолет – деревянный, шашка – реквизит, а шлагбаум – электрический.

- Владимир Иванович, городовой! – представляется городовой. – Фамилия? А зачем вам? Меня вся Россия знает – обо мне и газеты пишут, и интернет…
Я потом проверил – про Владимира Ивановича (Старикова) газеты пишут! Цитирую: «… пошел работать во Всесоюзный научно-исследовательский институт механизации и техники полива, где он прошел путь от простого техника до ведущего инженера, разрабатывающего технику для полива хлопчатников. Жизнь была очень интересной — в командировках Владимир Иванович изъездил полстраны, патентовал авторские нововведения, печатался в специализированных сборниках... Но в «суровые» 90-е пришлось уволиться и идти работать охранником. А в 2008 году администрация Автоколонны 1417 предложила ему работать у них в коломенском Кремле на новой должности – городовым».

- Нравится работа? – спрашиваю.

- Конечно, - не задумываясь, отвечает Владимир Иванович. – Это участковый сидит – штаны протирает. А у меня, почитай, все на виду! И замечание сделаю, и хулигана приструню!

Пока городовой хвалится, за его спиной местные мальчишки азартно штурмуют забор местного ресторана.

«Эскьюзьми!» - прерывает нашу беседу тоненький голосок: с Владимиром Ивановичем хочет сфотографироваться японская туристка. Он не против: работа есть работа!

15:30. Столица пастилы

За свои 800 с лишним лет Коломна была и укреплением, и второй столицей Московского княжества (при Василии II). И первые московские деньги тут отчеканили. Но от всего этого сохранилась лишь сладкая слава – слава столицы пастилы.

В музей пастилы, говорят, записываться надо. Так что обошелся магазином. Упаковка грамм в 300 – 170 рублей. Ну и магнитик – 150. Культурная программа выполнена вполне.

Жаль, не успел познакомиться с коломенской кухней: ни один из ресторанов туристической зоны мною как гостем не заинтересовался. И на трамвае местном не прокатился. Хотя мог бы, если б знал, что конечная – у самого вокзала. Зато честно обошел старую Коломну – ноги гудели, как два камертона!

…До электрички «Рязань-Москва» было еще семь минут. Солнце по-прежнему нещадно жгло, на пустом перроне ворковали голуби, вдали блестели купола. А там – за Москвой-рекой – угадывалась плоская вершина «белой горы».

И все-таки я там побываю – как только дороги станут проезжими.

 

Новости СМИ2

00:00:00

Георгий Бовт

Нечто большее, чем рост зарплат

Василий Солодков, директор Банковского института ВШЭ

Почему Сбербанк меняет хозяина

Антон Крылов

Нашелся россиянин, вмешавшийся в иностранные выборы

Анатолий Горняк

Протоиерей Дмитрий Смирнов и бесплатные проститутки

Екатерина Рощина

Посылка с жемчужиной

Оксана Крученко

Быть лидером — тяжелый труд

Сергей Лесков 

Овечка Долли и ее бедное сердечко

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью