Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Среди награжденных не значился

Сюжет: 

70-летие Великой Победы
Общество
Герой публикации - отважный офицер морской пехоты, совершивший подвиг во время значимой операции конца Великой Отечественной войны. Командир роты автоматчиков Василий Степанович Яльцев погиб, но выполнил сверхзадачу командования. Однако награжден посмертно не был, несмотря на ходатайство самого командующего Балтийским флотом легендарного адмирала Владимира Трибуца. "Вечерняя Москва" выяснила, почему погибший в бою старший лейтенант Яльцев так и не был удостоен заслуженного им звания Героя Советского Союза.

В небольшую квартиру на юго-востоке столицы спецкора «Вечерки» привел телефонный звонок.

— Знаю, вы пишете о фронтовиках, может, займетесь историей моего тестя? — предложил собеседник Евгений Владимирович Образцов. — Ему должны были дать звезду Героя Советского Союза, но почему-то награда так и не дошла до него. Много лет мы пытаемся понять, как так случилось, но ответа нет. А ведь его именем улицу назвали в городе Светлом (Калининградская область. — «ВМ»). Значит, герой был, ведь просто так улицу чьим-то именем не назовут…

Трудно было не согласиться. Хотя история знает много случаев, когда командир представлял подчиненного к высокой награде, но вышестоящее руководство заворачивало ходатайство. Дело офицера морской пехоты Василия Степановича Яльцева оказалось не из таких.

БЫЛ НА ХОРОШЕМ СЧЕТУ…

— Папа был военным, он очень любил свою Родину, — рассказывает об отце Клара Васильевна Образцова. — Поэтому ему было особенно досадно, что с началом войны его не взяли на фронт, а оставили в Москве обучать новобранцев. Он писал рапорт за рапортом с просьбой направить в боевую часть, но такие специалисты, как он, нужны были в тылу. И вот, в 43-м его просьбу удовлетворили.

Однако местом назначения перспективного офицера морской пехоты стал дисциплинарный батальон.

Подразделение было сформировано на базе 487-й отдельной штрафной роты Краснознаменного Балтийского флота. Как известно, в штрафных ротах сражались рядовые, младшие командиры Красной армии, совершившие проступок, и уголовники. Не каждому командиру суждено ужиться с таким коллективом, да еще добиться авторитета. Но Василию Яльцеву это удалось.

ОНИ СКОВАЛИ ВРАГА ВО ВРЕМЯ БЕРЛИНСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Война близилась к завершению. В начале февраля 1945 года в ходе Восточно-Прусской операции наши войска вышли к заливу Фриш-Гаф, вскоре пал Кенигсберг. Крупная группировка немецких войск попыталась закрепиться на своей военно-морской базе Пиллау. За ней открывался единственно возможный для противника путь отхода к Польше — коса Фрише-Нерунг. Крупную группировку войск вермахта, находившуюся на косе, немцы могли морем эвакуировать в Германию и тем самым усложнить Берлинское наступление советских войск.

УНИЧТОЖИЛ В БОЮ 50 ФАШИСТОВ

Чтобы ликвидировать угрозу, 25 апреля 11-я гвардейская армия ворвалась в Пиллау. Около 16 часов началось одновременное форсирование пролива Зее-Тиффи и высадка десанта на косу. Этот день вошел в историю морской пехоты. Руководство высадкой обоих десантов осуществлял командующий Юго-Западным морским оборонительным районом Николай Виноградов. 487-й отдельный дисциплинарный батальон, где командиром роты автоматчиков служил Василий Яльцев, наступал на северо-восток, в направлении Вальдхалле, с целью соединения с западным десантом. Почти сразу дисбат по ошибке попал под «дружественный» огонь. Прекратили стрелять по своим только после неоднократных требований по рации. Тем не менее штрафники с ходу перерезали дорогу Нерунг-штрассе. Вот как описан подвиг старшего лейтенанта Яльцева и его роты в наградных документах, датированных началом мая 45-го: «Участник первого броска, десанта на косу Фрише-Нерунг. Со своей ротой под сильным артиллерийским и пулевым огнем первым высадился с катерами на берег противника.

Преодолев минное поле, проволочное заграждение, первую линию траншей, рота ворвалась в сильно укрепленный узел обороны противника. Благодаря внезапности и дерзости действий оборона противника была дезориентирована. Противник в панике бежал. Взято в плен свыше 500 гитлеровцев. Уничтожено было более 100 гитлеровцев. Старший лейтенант Яльцев с ротой начал преследовать врага.

Продвинулся до двух километров, захватил при этом береговую батарею, уничтожил пять ДЗОТов, четыре бронеколпака. Противник открыл яростный огонь по боевым порядкам роты.

Рота залегла. Через 15 минут до двух батальонов пехоты противника контратаковали роту. Но, потеряв до 100 солдат и офицеров, враг отошел. Контратаки последовали одна за другой. На протяжении одного часа рота понесла большие потери, отбила восемь контратак противника, превосходящего в силах. Но горстка храбрецов во главе со старшим лейтенантом Яльцевым ни на шаг не отступила с занятого рубежа.

Яльцев, получив ранение, продолжал управлять ротой. Противник, подбросив подкрепление, наседал.

Группы автоматчиков начали обходить роту с флангов, окружать ее. Боезапас у бойцов на исходе, рация вышла из строя, связь с десантом прервалась. Яльцев, выслав связного с донесением о создавшемся положении в штаб батальона, занял круговую оборону. «Моряки не отступают и не сдаются! Боезапас не расходовать, бить только наверняка», — услышали бойцы от своего любимого командира. Пьяные гитлеровцы в полный рост пошли в десятый раз в атаку на бесстрашных воинов. И тогда старший лейтенант Яльцев с гранатой в руке и криком «За Родину! За Сталина — вперед!» бросился на врага, увлекая за собой бойцов. Завязался рукопашный бой, пошли в ход гранаты. Враг, потеряв более 100 отборных головорезов, отступил. Но в рукопашной схватке геройски погиб старший лейтенант Яльцев.

При отражении контратак противника Яльцев лично уничтожил 50 фашистов. За время боя на берегу рота взяла в плен свыше 800 солдат и офицеров противника, уничтожив в общей сложности 250 врагов. За проявленное личное геройство и бесстрашие, за умелое управление ротой в десанте старший лейтенант Яльцев Василий Степанович удостоен присвоения звания Героя Советского Союза.

Василий Яльцев был убит снайпером 26 апреля.

ТРОФЕИ И НАГРАДЫ

Операция, несмотря на драматизм, стала успехом Советской армии и Балтийского флота. К 10 часам утра 26 апреля восточный и западный десант соединились, перерезав косу, на следующий день был успешно наведен понтонный мост через узкий пролив, по которому переправились основные силы Советского Союза. Окруженные со всех сторон фашисты не оказывали организованного сопротивления, и 9 мая 22 тысячи солдат и офицеров вермахта капитулировали.

Итоги операции: наш десант потерял 193 бойцов убитыми, 50 пропавшими без вести (утонувшими) и 240 ранеными. Потери немцев были несравнимы — 1700 убитых, почти 6 тысяч пленных. Советский Союз получил трофеями 13 танков, 260 машин и несметное количество боеприпасов.

За мужество и отвагу 26 военнослужащих получили звание Героя Советского Союза. Еще один фронтовик — Анатолий Дорофеев — получил «Золотую Звезду» Героя России спустя 50 лет. Другие участники десанта были награждены орденами и медалями. Но Василий Степанович в числе отмеченных не значился.

Благодаря порталу Минобороны «Подвиг народа» выяснилось, что все командование, вплоть до командира соединения, настаивало на присвоении офицеру звания Героя Советского Союза. Сначала документ был подписан командиром 487-го отдельного дисбата Краснознаменного Балтийского флота полковником Александром Лейбовичем (в мае 45-го). Свою резолюцию поставил командир 260-й бригады морской пехоты полковник Молодцов, командующий ЮЗМОР КБФ вице-адмирал Виноградов. Позже на документе появилась подпись члена военного совета КБФ вице-адмирала Смирнова и командующего КБФ адмирала Трибуца. Но награждения не последовало — надежда на справедливость разбилась о неразборчивую надпись карандашом в левом верхнем углу наградного листа: «по приказ... не награждать…12.06.1945».

Альтернативной награды, как это обычно принято, морской пехотинец Яльцев удостоен не был.

«НЕПРАВИЛЬНАЯ» ДОЛЖНОСТЬ

«Вечерка» отыскала человека, судьба которого до боли похожа на жизненную линию Василия Яльцева. Он смог нам объяснить, почему отец Клары Васильевны не получил заслуженной награды. Генерал-майор запаса Александр Васильевич Пыльцын — историк, писатель, посвятивший свои труды штрафникам и офицерам, которые командовали штрафными частями. Он сам командовал штрафным взводом, ротой. С декабря 1943 года он воевал в 8-м отдельном штрафбате 1-го Белорусского фронта, дошел до Берлина. Был трижды ранен.

— Было запрещено всякое упоминание, публикация любых сведений о штрафных батальонах, ротах. Поэтому если кого-то из командиров и представляли к награде, то обязательно меняли название части, как будто бы он не служил в штрафном подразделении. Видимо, поэтому представление этого героя и не прошло. Запрет был оформлен приказом по Красной армии. Естественно, этот документ был не для посторонних глаз. Да и сам приказ Сталина «Ни шагу назад!» был не для публикации — его объявляли в частях, но не печатали в газетах. Потом был и приказ маршала Василевского, подтверждавший, что ни в коем случае нельзя публиковать данные о штрафных частях и заградотрядах. Ситуация исправилась лишь с перестройкой. Меня и самого пытались приставить к Герою Советского Союза… Посмертно. По счастью, я выжил. Когда узнали об этом, решили, что можно обойтись и без «Золотой Звезды». Проблемы с подчиненными у меня возникали редко. Я припоминаю лишь один случай, когда штрафник высказал мне угрозу.

А может, это было пожелание? «Посмотрим, чья первая пуля будет», — сказал он мне перед боем. Но погиб он.

После разговора с фронтовиком стало понятно значение каракулей на уголке наградного материала — это номер приказа, запрещающего представлять к званию Героя офицеров, командовавших штрафниками.

НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ ДОРОЖЕ КАЗЕННОЙ

Яльцев остался без заслуженной звезды Героя. Но о подвиге ротного из дисбата упоминали в своих воспоминаниях его руководители, из уст в уста передавали рассказы подчиненные. Они, как это и указано в наградном листе, любили своего ротного. В краю, где сложил голову офицер, память о нем живет, как и в доме Клары Васильевны. Не так давно из города Светлого пришла новость о том, что власти решили отреставрировать фасад дома на улице Яльцева, на котором установлена памятная доска Василию Степановичу.

— Сама памятная доска новая, но стена дома оставляла желать лучшего. Вместе с главой муниципалитета к празднику Победы мы решили привести фасад в надлежащий вид, — говорит депутат окружного Совета депутатов города Светлый Дмитрий Розинкевич. — На территории Светлого есть три официальных воинских захоронения — за памятными местами всегда осуществляется должный уход.

Ежегодно 8 мая мы проводим для школьников городскую эстафету. Улица Яльцева неизменно является частью маршрута этого забега. Об этом советском воине детям рассказывают в школе. Я получил от Клары Васильевны письмо, в котором она сообщает, что собирается приехать в Калининградскую область и побывать в Балтийске и у нас, в Светлом. Мы всегда рады видеть на нашей земле потомков героев Калиниградской области.

Своего отца Клара Васильевна едва помнит, ей едва исполнилось три года, когда папа ушел на фронт. Но каждый раз, глядя на фото молодого красивого старшего лейтенанта с орденом "Красная звезда" на груди на глазах женщины проступают слезы. На последнем прижизненном фото он улыбается и кажется, что впереди офицера ждет большая, многообещающая жизнь...
— Сослуживцы папы рассказывали, что для своей роты он был настоящим отцом-командиром — он был справедливым, — говорит Клара Васильевна. Только вот система поступила с отцом москвички совсем не по совести. Многие скажут, мол, время такое было, сложное. Но кому, если не участникам и свидетелям того боя — от комбрига до командующего флотом — называть павшего товарища Героем? Может быть, хотя бы сейчас, в год 70-летия Победы стоит отметить его вклад?
А Клара Васильевна готовится к поездке в Светлый, там ее ждут как почетного гостя. Там знают, кто такой ее отец и что он сделал для своей Родины и без наградного листа с резолюцией наградной комиссии Народного комиссариата обороны.

СПРАВКА

Яльцев Василий Степанович — в Красной армии с 1936 года. Кавалер ордена «Красная Звезда», «Отечественной войны I степени», награжден медалями «За оборону Ленинграда», представлялся к правительственным наградам за освобождение Эстонии.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.