Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Хаски гуляют по свету. Столичные этнопарки открывают двери в неизведанный мир снегов

Сюжет: 

Народы Москвы
Общество
27 июня в этническом «Хаски-парке» на территории «Сокольников» начинается новая летняя программа. Теперь по выходным москвичи смогут не только прогуляться по территории чукотской деревни, затерянной посреди настоящего леса, и пообщаться с дружелюбными четвероногими обитателями Севера. Их ожидают настоящие северные танцы, песни с берегов реки Анадырь и беседы с шаманами. Корреспондент «ВМ» побывала в гостях у хаски и узнала, что ожидает гостей затерянного мира посреди Москвы.

Если идти прямо по Пятому Лучевому просеку, можно попасть на Север. С большой буквы. Добравшись до кемпинга и пройдя насквозь ряды обжитых фургончиков, ты оказываешься у границы настоящего леса, переступив которую, переносишься на край света. И кажется тебе, что ты уже не в Москве, а далеко-далеко, в тундре, на Чукотке.

О столице в этой чаще напоминает разве что тихий автомобильный гул. Но вскоре и его перестаешь замечать: ему на смену приходит радостный лай — это северные хаски почуяли гостя и готовы встретить его со всей теплотой, на которую только способны.

ЗДЕСЬ У НАС ЖИВЕТ ОХОТНИК

Моим проводником по сокольническому «Хаски-парку» стал Ростислав Гувтын — веселый и открытый человек совершенно неопределенного возраста, хоть и с проседью в черных волосах.

— Все начинается отсюда, видите? — Ростислав указывает на ворота, ведущие в парк. Орнамент повсюду. — Это оберег. Здесь злой дух не пройдет.

Перед нами — настоящая северная деревня. Полукругом выстроились чумы, в центре появился круг из больших бревен с костром посередине.

Любого, кто привык к комфорту и цивилизации, поражает, что где-то на далеком Севере люди до сих пор живут в чумах и ярангах, покрытых мехом, едят оленье мясо, спят на подстилках из шкур и из них же костяными иглами шьют себе одежду. И нет там, в холодной тундре, ни айфонов, ни интернета, ни телевизора, а новости до сих пор рассказывают гости.

— В центре у нас всегда расположен очаг, — продолжает свой рассказ Ростислав. Мы стоим посреди большого чума. Сквозь дымоход вверху видно ясное московское небо. — Им занимаются только женщины. Кроме хозяйки к очагу никто прикасаться не может.

По стенам жилища стоят скамьи, покрытые шкурами. Оленьими. На ощупь мех жесткий и очень теплый.

— Олень — это вся наша жизнь, — продолжает Ростислав. — Все, что он дает нам, идет в ход. Даже косточки можно измельчить в порошок и сварить из них масло, а можно иглы сделать.

Гость чукотской деревеньки в «Сокольниках» может навестить северного рыбака, заглянуть к настоящему охотнику, у чьего чума развешаны шкуры лис, медведей, волков и даже росомах.

— Давай поохотимся на тюленя? — предлагает Ростислав юной Вере Урюпиной, девочке лет двенадцати. Вместе с папой Сергеем она присоединилась к нашей прогулке. — Бери гарпун в руки и бей, пока не попадешь в сердце.

На веревке меж деревьев висит фигурка тюленя. Попасть острой палкой в «сердце», т. е. отверстие в центре, сложно, но Вера за дело берется с азартом. Пара попыток, и тюлень повержен юной охотницей.

— Здесь очень здорово, — делится со мной Вера. — Но собачки — это самое главное.

ИХ БЕЗГРАНИЧНАЯ ВЕРНОСТЬ

В парке четвероногих северян содержат в просторном загоне. Собаки встречают гостей вшестером: четверо хаски, лайка и маламут.

— Очень добродушные собаки, очень ласковые и безумно любят детей, — отрекомендовал Ростислав. Собаки ластились к людям и радовались так, будто знали нас всю жизнь.

Общение с хаски — особая терапия, заставляющая отпустить все свои мысли и расслабиться. Хаски смотрит тебе в глаза с неподкупной и неизмеримой любовью. Сегодня ты для нее новый друг, целый новый мир, с которым нужно подружиться.

— Если у хаски глаза светятся в темноте, знаете, что это значит? — спрашивает нас Ростислав. — Значит, это полуволк. Удивительные собаки.

ВОЛЮ В КЛЕТКУ НЕ ЗАПРЕШЬ

Игорь Кузьмин, художественный руководитель проекта «Хаски-парк» в «Сокольниках», встретил нас неподалеку от загона для собак. На вопрос, что нужно, чтобы завести такую красоту дома, он лишь покачал головой. Хаски нужна воля и стая. Их не стоит держать в городских квартирах — затоскуют и сбегут.

— Хаски сейчас в моде, — начал объяснять Игорь. — Но держать их городские условия не позволяют. Хаски — порода социальная, одни жить не могут. Как правило, рано или поздно убегают. Если их две, то сбегут вдвоем. Стая им необходима. Это гены. Наших питомцев мы спокойно отпускаем гулять по парку без поводка и присмотра. Знаем: никуда не денутся, их много, есть стая, и ее они бросить не могут.

Мы идем по дорожкам парка мимо чумов, стрельбища, где можно пострелять из лука, а Игорь продолжает рассказывать про парк, его жителей и гостей.

— Для хаски все окружающие — тоже хаски, — Игорь улыбается. — Мы большие собаки, вожаки. Именно поэтому они с людьми с удовольствием общаются, ласкаются, знают: от больших вожаков можно лакомый кусочек получить.

ПЕРВОЕ ВРЕМЯ Я ПЛАКАЛ

В Москве чукчей мало — не более двух сотен. Они в шутку называют себя гонцами исконно северной культуры в центре России.  

— Идея этого парка давно витала в воздухе, — вспоминает Игорь Кузьмин. — Первый мы открыли несколько лет назад на Рублевском шоссе. Здесь, в «Сокольниках», наша деревня более доступна.

Идею создания чукотской деревни в парках культуры и отдыха встречали настороженно и отказывали. В «Сокольниках» все сложилось иначе.

— Наши традиции и обычаи — нечто действительно новое для жителей столицы, — рассказывает Игорь. — К тому же мы находимся в лесной зоне. Приезжай и весь день проводи на свежем воздухе. Идея для выходных отличная, а то сейчас многие готовы сутки напролет сидеть в интернете, а это здоровья и радости не прибавляет.

Для чукчей Москва оказалась настоящим испытанием. Столица и Чукотка — два совершенно разных мира в границах одной страны.

— Первые несколько месяцев я даже плакал, дом во сне видел, — признается Ростислав в самом конце нашей прогулки. — Но потом я успокоился и полюбил этот город. У нас все совсем не так. Города небольшие, да и ритм жизни не сравнить.

САМИ СЕБЕ ШАМАНЫ

После экскурсии по парку мне разрешили немного отдохнуть у общего костра. Рядом со мной присела аккуратная улыбчивая женщина, Мелитина Кевлянаут, хореограф и народный мастер Чукотки.

— По будням у нас просто экскурсии, а самое интересное начинается в выходные, — рассказала она. — Здесь проходят настоящие обряды, и гостей мы встречаем со всеми почестями.

Гости парка выстраиваются вокруг «чистого огня», добытого трением, а хозяева дают им блюда с угощением для разных сторон света.

— Первым делом мы угощаем Восток, — продолжает Мелитина. — Это сторона жизни.

Я вспоминаю про Ростислава.

Пока мы гуляли по парку, не отпускала мысль: шаман, настоящий. То ли говорил он особо напевно, то ли двигался, будто танцевал, но так и виделось: вот сейчас возьмет в руки бубен и запляшет.

Милитина улыбается.

— У нас считается, что всякий чукча сам себе шаманит, — поделилась она. — Мы с самого детства камлаем. У нас ярары — бубны — есть даже у маленьких детей. В чукотских семьях это приветствуется, так что шаманы — это все мы.

ДЫХАНИЕ СЕВЕРА

После незабываемой прогулки по чукотской деревне в «Сокольниках» мы встретились с Аллой Набутовой. Став сотрудницей подмосковного этнопарка «Кочевник», она влюбилась в северные танцы. Они стали для нее движущей силой самой жизни.

Вместе с группой энтузиастов Алле удалось организовать фестиваль «Дыхание Севера», первый масштабный праздник в столичном регионе, посвященный культуре северных народов.

— Я сама кумандинка, — рассказывает Алла. — Это коренной малочисленный народ Алтая. Нас менее 3000 человек.

С первых курсов института Алла увлеклась историей и культурой малочисленных народов России. Алла стала путешествовать по регионам, собирая фольклор, изучая новые традиции и обычаи. Увлечение девушки превратилось в интернет-портал, полностью посвященный истории и культуре малых народов России.

— В этнопарке у нас свой ансамбль, — рассказывает Алла. — Большая часть программы посвящена северным танцам.

Фестиваль «Дыхание Севера» стал для Аллы спонтанным проектом. Так бывает: собралась компания друзей, искренне любящих северную культуру. Там и решили сделать праздник для всех. На свои собственные средства.

— В этот проект мы вложили все силы и время, — вспоминает. Алла. — Фестиваль состоялся в августе прошлого года и длился целую неделю. Это было волшебно.

Организовать фестиваль в следующем году оказалось проще. Организаторов-энтузиастов поддержали власти Московской области.

— Фестиваль оказался очень популярным, — продолжает Алла. — У нас в гостях побывали более 2000 человек, а ведь в рекламу мы не вкладывались. Мы поняли, что он должен повториться, а в идеале стать ежегодным.

СТОЛИЧНЫЙ КОЧЕВНИК

Еще одно место в столице, буквально пропитанное древним духом странствий — Музей кочевой культуры. Здесь мы и познакомились с этнографом, путешественником и членом Российского географического общества Константином Куксиным, директором музея. Наша беседа прошла в настоящей монгольской юрте, служащей ему мастерской.

— Сейчас у нас более 30 жилищ кочевых народов, — рассказывает Константин.

Жители Русского севера — одни из немногих, кто сохранил свои исконные традиции.

— Треть экспозиции музея посвящена именно им, — продолжает Константин. — У нас были потрясающие экспедиции на Чукотку, — вспоминает Константин. — Так я не мерз даже в Антарктике. Это по-настоящему затерянный мир. Много раз мы были на волосок от гибели.

Программы музея — это прежде всего знакомство с культурой кочевых народов. Экскурсоводы и этнографы перевоплощаются здесь в воинов, сказителей и шаманов, играют на традиционных музыкальных инструментах и рассказывают удивительные легенды и истории кочевников. У гостей сразу же возникает ощущение, что они сами оказались в далеких странах, где живут люди, не сидящие на месте.

— Я живу в одной из наших юрт уже лет пять, — рассказывает, смеясь, Константин. — Чистая правда. В моей трехкомнатной квартире сейчас живут родители, а я все свое время отдаю музею и исследованиям. Вот и дом у меня здесь, потому что на работу ездить издалека не хочется.

В начале июля Константин Куксин и его единомышленники снова отправляются в сложную экспедицию. В столице этнографов не будет целых два месяца.

Север требователен. Он ждет их из года в год, чтобы открыть им новые, до сих пор неизведанные тайны.

КОНСТРУКЦИЯ СЕВЕРНОГО ЧУМА

Хаски гуляют по свету. Столичные этнопарки открывают двери в неизведанный мир снегов Фото: «Вечерняя Москва»

ЭТНОПАРКИ МОСКВЫ

Этнопарк «Хаски-лэнд»

Московская обл., Ленинский район, д. Богданиха, гостиничный комплекс «Орловский»

Большой парк культуры северных народов России. Каждый посетитель может стать жителем северного стойбища, изучить костюмы, песни, танцы кочевников тундру и, конечно же, пообщаться с хаски.

Этнопарк «Кочевник»

Московская обл., Сергиево-Посадский район, недалеко от города Хотьково, близ деревни Морозово

Оплот кочевой культуры в столичном регионе. Здесь можно узнать историю кочевых народов, научиться делать поделки из оленьего рога и кожи, пообщаться с кочевниками.

Музей кочевой культуры

Москва, ул. Авиамоторная, 30а, территория школы № 1321 «Ковчег»

В музее вас ждут жилища практически всех кочевых племен мира. Гости смогут побывать в шатре бедуина и монгольской юрте, в чукотской яранге и домике береговых цыган. Экскурсоводы расскажут о истории и культуре этих народов, предложат национальные угощения, сыграют и споют.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александра Хоменок, главный специалист по связям с общественностью Мосгорпарка:

- В ведении Департамента культуры Москвы находится лишь этнодеревня «Бибирево» в парке культуры и отдыха «Лианозовский». В XIX веке на месте парка находилась деревня Подушкино с 27 дворами. Стилизованная этнографическая деревня возникла здесь летом 2004 года. В парке разбили цветники и клумбы, очистили пруд, возвели мосты и деревянные дорожки, оборудовали детские и спортивные площадки. Не так давно в этнодеревне были проведены капитальный ремонт и благоустройство. В ближайшее время в Департаменте культуры не планируют создание новых этнографических парков на подведомственных территориях.

ОБ АВТОРЕ

Анна Поваго - корреспондент отдела новостей «ВМ». Любит крепкий китайский чай и тихую восточную музыку. Искренне верит в чудо.

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.