- Город

Архитектор, имевший власть над пространством

«Желтый» уровень опасности погоды продлили в Москве до 19 февраля

Отдых на курорте доступен всем жителям города

Коронавирус не обвалил стоимость билетов

Грудинин ответил судье КС на слова о «незаконно созданном» СССР

Длинные выходные ждут россиян из-за Дня защитника Отечества

Политологи объяснили слова Зеленского о выборах в Крыму

Что известно о напавшем на прихожан храма в центре Москвы

Протоиерею ответили на слова о «бесплатных проститутках»

Врач опроверг заявления о вреде любого количества алкоголя

Новый русский миллиардер. Как Николай Сторонский заработал состояние

«Классическая схема»: как экс-глава управления ФСИН мог пронести пистолет в суд

Избившая таксиста участница «Красы России» рассказала об инциденте

Политолог объяснил нервное поведение Лукашенко

Что нужно успеть сделать москвичам до 1 марта

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Алла Пугачева поделилась своей заветной мечтой

Архитектор, имевший власть над пространством

Глядя на загадочный круглый дом с ромбовидными окнами в Кривоарбатском переулке, можно понять, почему Мельникова называют русским Гауди. Та же безудержная фантазия, та же вера в собственный замысел, та же настойчивость в воплощении. И та же преданность родному городу. Гауди прославил на весь мир свою Барселону, а Мельников — Москву. Недаром же он едва ли не самый известный на планете русский архитектор.

— А еще у Мельникова было феноменальное чувство пространства, которое и выделило его среди сотен других архитекторов, — рассказывает наш экскурсовод Елизавета Лихачева, заместитель директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. — В его домах очень удобно жить и работать. В них много света, который, кстати, для мастера означал не только визуальное расширение залов, но и небывалую экономию электроэнергии.

Архитектору, выросшему в бедной пролетарской семье, страстно хотелось иметь свое жилье в центре Москвы. И в 1927 году Мельников вложил в строительство все свои гонорары и даже влез в долги, которые отдавал долгие годы. И странная, кажущаяся даже нелепой форма окон на заднем фасаде дома обусловлена банальной экономией денег, а не уникальным мышлением автора.

— Это была стройка, с которой не увезли ни одного кирпича. Все материалы, которые были привезены, пошли в ход, — говорит Елизавета Лихачева.

Экскурсанты обращают внимание на трещины во многих местах.

— Дело в том, что ненужные окна Мельников заложил обломками кирпичей, руководствуясь все той же экономией. На месте исчезнувших окон и появляются эти трещины, — объяснила экскурсовод.

Сейчас дом Мельникова принадлежит Музею архитектуры имени Щусева, который поддерживает в нем порядок. Наследники пытаются заявить свои права на владение имуществом, и регулярные судебные разбирательства не дают возможности выполнить капитальную реставрацию здания.

А вот и другой шедевр Мельникова — клуб завода «Каучук». Тут полным ходом идет реставрация. Узнав, что в культурном объекте расположится очередной банкетный зал, собравшиеся грустно вздохнули, но Елизавета Лихачева поспешила всех успокоить:

— Это не самый худший вариант, — заметила она. — Подобным советским объектам сложно найти применение в нынешнее время. Для театров они слишком малы, а выжигать дощечки после работы сейчас никто не пойдет. Лучше отдать здания бизнесменам, которые приведут их в порядок, нежели оставить на дальнейшее обветшание.

Завешанные полиэтиленом окна, пыль, запах краски и извести не помешали гостям по достоинству оценить внутренние помещения. Благодаря огромным окнам и обтекаемой форме крыши они также визуально кажутся больше, чем есть на самом деле. Не менее впечатлил и концертный зал. Студенты Университета культуры Елена и Сергей долго не могли поверить, что в столь компактном помещении снимался фильм «Берегись автомобиля». Оказывается, впечатление большого пространства появляется благодаря треугольной форме сцены и отсутствию сидячих мест в партере.

Следующий пункт экскурсии — Дом культуры имени Русакова — первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трех огромных зубцах-выступах. Оценить все величие постройки можно, только перейдя на другую сторону Стромынки. Сам архитектор в своих мемуарах называл клуб «Белым кристаллом».

— Мельников всегда любил выражаться красиво, и его речь отличалась особой витиеватостью, — объяснила экскурсовод.

Судьба этого ДК сложилась счастливее, чем других рабочих клубов, — сейчас в нем разместилась труппа Романа Виктюка. Мне захотелось попасть внутрь через главную лестницу, ведущую с улицы сразу на второй этаж (отличительная деталь работ Мельникова). Но выяснилось, что это невозможно — прямо в этом месте Виктюк оборудовал себе рабочий кабинет, руководствуясь все тем же преимуществом — большим количеством света, визуально расширяющим размеры комнаты.

— Можно не любить авангард, но не принимать гениальные произведения искусства попросту глупо. Творчество Мельникова лишь кажется очень сложным. Если в него погрузиться, то вы найдете логическое объяснение всем его решениям. Его работы заставляют думать, анализировать увиденное. Не нужно забывать, что архитектура — это не колонны, стены или купола. В первую очередь это пространство, с которым Мельников мог сделать все, что хотел.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елизавета Минакова, научный сотрудник музея архитектуры им. Щусева:

- Необычное видение, нестандартный подход к проектированию, созданию чертежей сделало Мельникова знаменитым. Для него всегда была важна работа с объемом, внутренним пространством. Только после этого он задумывался о том, что делать с оболочкой. Его архитектура отличается тем, что, находясь внутри, мы никогда не представим, как выглядит здание снаружи, и наоборот. Мельников интересен тем, что непредсказуем.

СПРАВКА

Константин Степанович Мельников родился 3 августа 1890 г. Отец служил старшим рабочим при Петровской лесной и земледельческой академии, а мать-крестьянка вела хозяйство. В 1917 г. окончил архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Основные архитектурные объекты и проекты: павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина, Дом-мастерская, ДК завода «Каучук», ДК им. И. В. Русакова, Клуб фабрики «Буревестник», Клуб фабрики «Свобода», Клуб им. М. В. Фрунзе, Бахметьевский гараж, гараж на Новорязанской улице.

Новости СМИ2

00:00:00

Антон Крылов

Нашелся россиянин, вмешавшийся в иностранные выборы

Анатолий Горняк

Протоиерей Дмитрий Смирнов и бесплатные проститутки

Екатерина Рощина

Посылка с жемчужиной

Оксана Крученко

Быть лидером — тяжелый труд

Сергей Лесков 

Овечка Долли и ее бедное сердечко

Ирина Алкснис

Решение о сбережении: почему россияне начали копить

Юрий Совцов   

И был нам голос... из Америки

Элита общества. Судьба страны порой зависит от одной улыбки дипломата

ЕГЭ по английскому. Типичные ошибки

Почему люди бьются током: на детские вопросы на занятиях отвечают ученые

Существованья ткань сквозная. Памяти Бориса Пастернака