Физики против лириков
МНЕ СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ, ВЫ ТАК И ЗНАЙТЕ, СОКОЛЫ
Среди суровых мужчин, металла и железных вагонов в электродепо «Сокол» работает на кране Наталья Филькина. Корреспондент «ВМ» узнал, почему дама выбрала эту специфическую «воздушную» профессию.
Электродепо. До начала смены 15 минут. Метрополитеновцы в серых спецовках, завидев Наталью, улыбаются и подшучивают: «Гляди-ка, а Наташка-то у нас — звезда».
Только что на их глазах Наталья Филькина, «рулевой» мостового крана, под звонкое щелканье фотокамеры корреспондента продефилировала мимо. «Все, теперь зазнается», — смеются рабочие.
Но от такого внимания Наташе только неловко — смущается, опускает глаза, на смешки отмахивается, словно от мух. Еще на проходной спросила: «Может, без фоток обойдемся?» Мы с фотокором бодро помотали головами — нет! Филькина вздохнула и повела к депо.
— Рабочий день начинается в восемь утра, — рассказывала крановщица по дороге. — Приходишь, переодеваешься, получаешь ключи от крана, потом — инструкции от мастера участка подъемочно-планового ремонта и приступаешь к работе — перевозишь с помощью крана то, что скажут.
Наталья бодро вышагивает по асфальту, стуча каблучками. Строгая юбка, блуза, пиджак, темные волосы собраны в тугой пучок.
— Не думайте, что перед вами красуюсь. Всегда так хожу. И это неправда, что девушки-технари одеваться не умеют и похожи на мужиков... Миф это.
Доходим до депо, Наталья убегает — переодеться. А меня тем временем инструктирует мастер участка Иван Маметьев. Он здесь главный за подъемно-плановый ремонт.
— Мой участок, как часовой механизм, и кран в нем — его основная часть. Без него ничего не перевезешь...
Учти: крановщица отвечает за безопасность тех, кто внизу, поэтому в кабине ее отвлекать нельзя. Ни в коем случае.
— Интересно, а я бы смог крановщиком? — бормочу себе под нос, расписываясь в журнале безопасности.
— Женщины считаются более надежными и для этой работы больше подходят, — улыбается мастер. — Но главное, чтобы человек был ответственным и стрессоустойчивым. Так что, может, и подойдешь...
Тем временем возвращается Наташа — она уже в спецовке.
По лестнице лезем на кран, по инструкции за перила держимся двумя руками.
В кабине тесно: в центре — кресло, слева, справа и впереди — рычаги. Крановщица закрывает дверь крана на ключ — если этого не сделать, техника автоматически остановится. И Наталья подает ток... Дзинь!
— Это звонок, — поясняет она, — чтобы все знали, что едет кран. Теперь нужно протестировать кран — обязательная проверка. Проехались вперед-назад, поводили крюком.
Все в порядке. А в депо тем временем начинается рабочий день. Запахло в воздухе жженым металлом, стучат молотки о железо. Кто-то громко кричит — командует... И вагоны отфыркиваются, отфыркиваются...
— А это мой любимый стропальщик, — Наташа указывает вниз. — Он прикрепляет к крюкам груз. Чаще других с ним работаю... «Юр, — кричит крановщица. — Надо чего?» «Нет, я позову», — кричит тот в ответ. Поворачиваем обратно — пока можно отдыхать.
— Тяжело? Ну да, ведь от меня зависит жизнь тех, кто внизу. Как поднимаю груз, переживаю. Это волнение за чужую жизнь — каждый раз. И оно больше, когда работаешь с людьми тринадцать лет...
Ну вот, тестирование наше закончено. Спускаемся с крана, выходим на свежий воздух.
— Моя история в целом банальна: после школы техникум, я — швея-мотористка, а в 2004-м оформилась в депо «Сокол» мойщицей-уборщицей подвижного состава.
— Почему сюда? — Потому что двое детишек. И была нужна стабильная зарплата в госучреждении — с больничным, профкомом. Чтобы спокойно работать.
Три года назад в депо уволилась крановщица, и мастера предложили на это место Наталью — верили, что справится. Правда, пришлось полгодика подучиться.
— Похоже на вождение машины, — поясняет Наталья. — Только опасности больше. Если стропальщик неправильно зацепил, груз может сорваться. А ведь внизу все мои друзья. Это наша бригада.
Звонит мобильный, пора... тягать грузы. По дороге нас встречает здоровенный рыжий пес (старожил, любимец) — узнал, обрадовался Наташе.
И вот мы снова на кране.
Дзинь! Едем. Внизу проплывают голубые вагоны поездов, Наташа ловко переводит кран влево, чтобы не задеть желтые столбы на путях.
Дзинь! — двигатели опускаются в грузовой вагон, где их «пристраивает» стропальщик Юра. Дзинь! — двигаемся за следующей парой.
...Опять можно передохнуть.
Сидя в кабине, Наталья наблюдает кипящую жизнь депо. Снова режут металл, стучат молотки по железу.
— А знаешь, недавно я поняла, что нашла свое призвание, — признается Филькина, разглядывая, как внизу слесари разбирают двигатель. — Мне с детства нравилась техника, мы с дядькой в гараже часами могли возиться со стареньким мотоциклом... И знаешь, полезное дело мы в депо делаем. Казалось бы, всего-то — движки перевезла. А их отремонтируют, благодаря им пойдут поезда...
Снизу машут. Будем поднимать 32-тонный вагон. На крюк насаживают траверс — большую желтую раму...
— Не поверите, — Наташа снова переходит на «вы», — до сих пор не могу привыкнуть.
...После подъема вагона — обед. В столовой собралась почти вся бригада, девятнадцать человек, все желают друг другу приятного аппетита.
После в депо рабочие стучат о стол домино.
«Рыба! — кричит метрополитеновец в очках. — Следующие». За стол присаживается Наталья, разбирает кости, начинает ходить. «Наташка-то, голыми душит», — комментируют зрители, когда крановщица выкладывает на стол пустые доминошки...
Игра продолжается, пока не приходит сообщение: колеса для вагонов привезут позже.
А значит — конец смене, теперь очередь напарницы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Лебедев, руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru:
- За последние два года на рынке труда заметно увеличение спроса на рабочие специальности (+68 процентов вакансий), причем востребованы как квалифицированные, так и неквалифицированные рабочие.
Сказывается хроническая нехватка персонала в промышленном секторе. Также стали более востребованы специалисты сферы продаж (+34 процента вакансий). Значительно выросло число вакансий в сегментах продаж табака, алкоголя и продуктов питания.
СПРАВКА
Машинист мостового крана
Чтобы стать «рулевым» такого агрегата, специальное образование не требуется. Научиться можно довольно быстро — за полгода. Причем в Москве есть несколько компаний, которые предлагают обучать этому ремеслу. Стоимость за месяц составит около десяти тысяч рублей. Рынок мастеров мостового крана обширен — перевозить грузы требуется всем. Средняя зарплата крановщика — 27–33 тысячи рублей. В обязанности машиниста мостового крана входит: перевозка груза, а также контроль работы стропальщиков. График работы 5/2 или 6/1, со сменой в 4,5 часа (если есть напарник) или 8 часов.
МОСТОВОЙ КРАН
В ЦАРСТВЕ ЧАЙНОЙ ЗАВАРКИ И КОФЕЙНЫХ ЗЕРЕН
Говорят, в Англии — особая культура чаепития, но она есть и в России. Не потому ли многие из нас отдают предпочтение чаю не в пакетиках, а именно рассыпному — у него и цвет, и аромат есть. Хотя — дело вкуса.
С продавцом магазина, где продается такой чай, я встретился в Метромаркете на «Соколе». Екатерина Хижняя, администратор одной из галерей сети магазинов кофе и чая «Кантата», работает здесь уже третий год. Пришла продавцом-консультантом, когда училась на третьем курсе.
Мы быстро переходим на «ты». По дороге в галерею Катя рассказывает, как попала в «Кантату».
— Вообще здесь я случайно — училась на журналиста. Однажды, перед зимней сессией, решила немного подзаработать. Искала, и вот на мое резюме откликнулись.
С тех пор Екатерина проработала в трех магазинах и в каждом была администратором. Она часто тестирует своих сотрудников, вот и мне предложила пройти тест.
Итак, захожу в магазин как простой покупатель. Помещение благоухает: чайный аромат, кофейный. На стендах — многочисленные жестяные коробки со всевозможными сортами напитков.
В витрине — шоколад, рядом — подарочные чайные и кофейные букеты и наборы.
— Здравствуйте, — приветствует меня миловидная барышня за стойкой. — Чем хотите себя сегодня порадовать?
— Алкоголем, — решаю пошутить я, прекрасно зная, что спиртное тут не продается. Но Любовь — так зовут девушку — проявляет смекалку, предлагает мне конфеты с коньячной начинкой. Что, ловко. Выпросив мармеладку на пробу (без коньяка), я уже готов купить все, что предложат, но положение спасает появившаяся в зале Екатерина. Она представляет меня сотруднице и становится рядом, за стойкой.
Время близится к обеду — а значит, скоро пойдет покупатель. И пока в запасе есть еще минут десять, администратор проводит ревизию выставленного товара. Попутно продолжаем разговор.
— Конечно, сначала я рассматривала работу как временное место. Ни о какой карьере в этой области и не думала. Но вдруг поняла, что останусь тут надолго. Компания очень гостеприимная. Это мой третий магазин, и там и здесь с сотрудниками были теплые отношения. Безусловно, — переключается на другую тему моя собеседница, — хотелось бы развиваться как управленец. Что ж, читаю нужные книжки — все вокруг замечают, что за два с половиной года я здорово повзрослела.
По словам Екатерины, люди приходят в галерею не только за чаем, еще — и за общением. Многие бывают здесь постоянно, а потому частенько делятся рассказами о своей жизни, о детях, внуках, об успехах на работе. Как подтверждение этих слов в галерею заходит девушка.
— Здравствуйте, Марина, — в один голос приветствуют ее Катя и Люба. — Чем себя порадуете? И снова — приятная карусель предложений: чая, кофе, шоколада и мармелада.
Зовут посетительницу Марина Кальниченко, в галерее она не в первый раз.
— Чай в пакетиках почти не пью, только когда совсем нет времени. А так — только тот, что купила здесь. Катюша всегда посоветует, какой лучше взять, — кивает она на администратора.
Кстати, культура чае- и кофепития меняется не только у покупателей.
В первую очередь изменения вкусовых предпочтений отмечают и у сотрудников галереи.
Сама Екатерина теперь на чайные пакетики смотрит с подозрением.
Кстати, всех своих постоянных гостей сотрудники знают в лицо. Продавец должен обладать отличной памятью еще и для того, чтобы помнить состав чайных букетов. Практически не глядя, Екатерина предлагает покупательнице ее любимый сорт.
— Нет, Катюш. Давай сегодня что-нибудь новенькое, — говорит Анна Ткаченко, еще одна покупательница с трехлетним «стажем».
Екатерина предлагает посетительнице несколько коробок — Анна с удовольствием вдыхает чайный аромат. А попутно рассказывает о сыне-первокласснике.
Во время небольшого перерыва в работе чайной галереи выясняю волнующий меня вопрос.
— Неужели, Екатерина, на работу вы берете только тех, кто хочет развиваться в профессии?
— Конечно, у нас работают разные люди. Но когда я провожу собеседование, еще на этой ранней стадии сотрудничества стараюсь все-таки не брать тех, кому не хочется движения в профессии. Ведь компания предлагает разные возможности. Так вышло и со мной — через несколько месяцев упорной работы я стала администратором магазина.
...Ну вот и вечер — самый пик работы. Людей все больше, и у Екатерины, похоже, совсем не остается времени на беседу со мной. Ведь к каждому гостю нужен свой подход: покупателям-новичкам рассказать об ассортименте, постоянных клиентов в интервалах между демонстрацией товара, предложением новых сортов чая или кофе расспросить «про жизнь». Поэтому и отношения между торговыми работниками и гостями галереи — самые теплые.
Потому-то Екатерина не продавец, а скорее консультант, и приходят к ней не безликие «клиенты», а именно гости.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Змеев, психолог, бизнес-тренер:
- До 17–18 лет те, кто не четко определился, кем хочет быть, выбирают профессию широкого профиля: менеджеры, юристы, экономисты и другое — таков социальный шаблон. Если же человек «жесткий» технарь, то он, как правило, давно уже знает, кем хочет быть и что делать в жизни. Он и пойдет сначала, например, в Бауманку, а потом по специальности.
Но это касается тех, кто склонен к точным наукам, остальные выберут социальный шаблон. Например, в продавцыконсультанты идут потому, что это просто и востребовано. Многие начинали с этой карьеры, продажами занимались и великие люди. Но первопричина — нужно заработать. Что делать? Идти в продавцы. Вакансий много.
СПРАВКА
Продавец-консультант чайно-кофейных магазинов
На эту работу можно попасть без специального образования продавца или маркетолога. Многие приходят лишь подзаработать. Главное условие — быть доброжелательным и коммуникабельным. Стрессоустойчивость кандидатов проверяется на собеседовании.
Рынок этой профессии также предлагает немало вариантов.
Средняя зарплата на начальном этапе от 25 до 30 тысяч, далее с ростом опыта, а возможно, и продвижения по карьерной лестнице, зарплата увеличивается в 1,5–2 раза. Руководители отдельных точек в среднем получают от 65 до 100 тысяч рублей.
Сотрудник обязан знать состав каждого продукта вплоть до химических формул и весь ассортимент. График работы сменный, по 8 часов в день.
ОБ АВТОРЕ
Михаил Полиев - всегда мечтал работать технарем, но стал гуманитарием, который увлекается всем по чуть-чуть: от истории до изобретений.