Высокий уровень. Подрастают грамотные читатели
— Они умеют находить в тексте нужную информацию и интерпретировать ее, сравнивать факты, строить на основе текстов оценочные суждения, — говорит он. — 63 процента детей имеют повышенный или высокий уровень читательской грамотности. В наших диагностических работах мы постарались максимально подойти к уровню международных исследований.
В проверке приняли участие 76 630 учеников четвертых классов — свои работы они писали как в родных школах, так и в самом Центре качества образования. Им предложили поработать с двумя небольшими текстами — художественным и информационным — близкой тематики. Например, отрывок рассказа Виктора Астафьева «Капалуха» дали вместе с энциклопедической выдержкой о каменном, или черноклювом глухаре. Дело в том, что самку глухаря охотники называют капалухой — об этом школьники узнают из художественного отрывка.
А текст из энциклопедии расскажет, когда самка откладывает яйца, - это поможет лучше понять конфликт в художественном отрывке.
«Почему мальчишки не стали разорять гнездо?» или «Составь описание глухаря по заданным в таблице параметрам», «Выпиши фразы, которые показывают беспокойство птицы». Такие вопросы задавались ученикам — всего 21 задание на два текста.
— С одной стороны, дети сегодня читают много, другой вопрос, что они читают, — рассказывает «ВМ» замдиректора школы № 2110 Жанна Доронина, где все четвероклассники приняли участие в читательской проверке. — С другой стороны, учителя сумели скорректировать свою педагогическую работу так, чтобы их ученики подрастали уверенными в современном информационно перенасыщенном мире.
К слову, Федеральный стандарт образования подразумевает для учеников начальной школы умение работать с информацией. В некоторых школах их специально обучают работе с информационными листовками: как правильно прочитать объявление, какие данные должны быть в грамотном тексте, как самому подготовить информационное сообщение.
Кстати, в проверке читательской грамотности могли принять участие и дети с ограниченными возможностями здоровья. В школе № 2110 это были дети с нарушениями зрения.
Как заявили в Центре качества образования, результаты проверки могут посмотреть не только учителя, но и родители детей. Данные опубликованы в электронном дневнике каждого четвероклассника.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга Ярославская, депутат Мосгордумы, директор школы № 1298:
- Проверка читательской грамотности у школьников была всегда. В наше время она называлась техникой чтения — этими навыками нужно обязательно владеть, чтобы в пятом классе браться за освоение литературы. Разве что раньше это проходило внутри школы, а теперь централизованно.