Электрический двигатель выдержит и мороз, и дождь
Во-первых, он достаточно бесшумный. Во-вторых, не загрязняет атмосферу вредными выбросами. И в-третьих, всепогодный. По словам специалистов, троллейбусы легко выдерживают температурный диапазон от минус 40 до плюс 50 градусов. Согласитесь, для Москвы с ее затяжными капризными зимами и коротким знойным летом это существенно.
— Сильные морозы практически не влияют на работу электрического двигателя, — говорит «ВМ» профессор кафедры электротехнических комплексов, автономных объектов и электрического транспорта Научно-исследовательского университета «МЭИ» Михаил Слепцов. — Чего не скажешь о тех же двигателях внутреннего сгорания, которые зимой трудно запустить.
При этом у троллейбуса есть одна особенность, снижающая его маневренность: он связан с контактными проводами, по которым поступает живительное электричество.
А теперь представьте, что будет, если на столицу вдруг прольется ледяной дождь… — Неприятная ситуация, — соглашается Слепцов. — Но не смертельная. На самом деле обледенение контактных проводов не так сильно влияет на движение троллейбусов, чем кажется. Вопервых, лед сам по себе пропускает электричество. А вовторых, троллейбусы дочасто ездят и, постоянно скользя по проводам, освобождают их от наледи.
Но при таких экстремальных условиях быстрее изнашиваются контактные вставки на токоприемниках. Поэтому их приходится менять чаще.
— Еще одно «но» — контактные провода подвешены к столбам через изоляторы, — продолжает Михаил Слепцов. — Во время гололедицы это опасно возникновением короткого замыкания и обрывом проводов.
И такие ситуации в Москве были. Наверное, если в этом случае за рулем женщина-водитель, ей приходилось обращаться на базу за помощью. Однако случалось это только в конце прошлого века. Современные полимерные изоляторы не такие горючие.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Троллейбус считали чудом техники
За 83 года московский троллейбус существенно изменился. Сегодня сложно в это поверить, но в первых троллейбусах двери открывались вручную. «ВМ» предлагает проследить историю развития электро-транспорта.
Первый троллейбусный маршрут появился в Москве осенью 1933 года. Темно-синие красавцы с кремовой полосой сверху кузова и ярко-желтой обводкой внизу курсировали от Тверской Заставы, ныне Белорусского вокзала, до Всехсвятского села — сейчас это район станции метро «Сокол». (далее)