Аппетитные улицы. Количество кафе на центральных проспектах увеличилось вдвое
Согласно отчету крупнейшей международной консалтинговой компании Colliers Inter national, сегодня заведения общепита в центре столицы занимают 41 процент от общей арендуемой площади. Одно из таких мест — камерная пиццерия, что спряталась между Девяткиным переулком и улицей Покровка. Супруги Анастасия и Павел Сидоровы открыли уютное местечко в марте, а в бизнесе они уже более 15 лет.
— Мы женаты 22 года, по образованию юристы, а по призванию бизнесмены, — Анастасия приглашает в атмосферный полумрак помещения, пропахшего манящими ароматами теста и приправ. — Здание пиццерии — историческое, некоторые его элементы пережили пожар 1812 года. Что ему кризис? Шутки шутками, но сложная экономическая ситуация, которая стала предпринимательской притчей во языцех, паре и правда нипочем. Секреты их просты — они виртуозно распределяют финансы, дружат с банками, влюблены в свое дело и честны с клиентами. О санкциях Павел упоминает, но кратко: да, было тяжело. Пришлось пойти на кулинарные жертвы.
— Остались без крема, десертов и соусов, — вспоминает он. — Тогда придумали тыквенный и свекольный соусы к пицце, и это стало нашим фирменным стилем. Протестировали несколько десятков сыров и выбрали идеальный.
Признается, рецепт успеха прост: удачи всего только 10 процентов, а труда — под 90.
— Никакая финансовая ситуация не страшна тем, кто хочет добиться результата, — уверен Павел. — Стоять на месте неинтересно, человек должен эволюционировать вопреки всему.
Пара настроена оптимистично: закрытия не боятся.
Супруги интуитивно ловят волну клиента. Даже раньше, чем он сам осознает реальное положение денежных дел.
— Москвичи примерно за год до официальной «экономически сложной ситуации» останавливаются на скромных строчках меню, — откровенничает Анастасия.
Кризис последних лет, по словам пары, все-таки не так уж и жесток. Открываются колбасные, сыроварни, да и фермеры не дремлют. С ними, как и с банкирами, Анастасия и Павел тоже дружить научились. Кроме того, столичное правительство оказывает серьезную поддержку молодым предпринимателям.
— Поддержка бизнеса — одно из приоритетных направлений столичных властей, — считает депутат Мосгордумы, старший вицепрезидент Московской Торгово-промышленной палаты Владимир Платонов. — Предприниматели, которые впервые открыли свое дело, сегодня могут рассчитывать на различные льготы: в частности, им предоставляются налоговые каникулы сроком на два года. Важно, чтобы бизнесмены были защищены и могли развивать свое дело достойно.
По его словам, именно поэтому московское законодательство меняется — в разумных пределах — с учетом интересов предпринимателей.
А доктор экономических наук Елена Ведута пояснила, что бизнесменам сейчас несладко.
— В кризис им нужно трудиться в десять раз больше, но если они выбирают верный вектор развития — изучают потребности клиентов, предлагают что-то оригинальное, анализируют мировые тенденции, то все шансы процветать у них есть, — отметила она. — Ведь потребители хотят удовлетворять свои потребности в любом случае, а задача предпринимателя в том, чтобы идеально ориентироваться в финансовой ситуации.
Прощаясь, рестораторы признаются, что кафе они посвятили трем сыновьям. Мальчишки стали завсегдатаями заведения.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Алексей Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг Москвы:
— В настоящее время в Москве функционируют более 7,7 тысячи предприятий общедоступной сети. И их число в городе, несмотря на кризис, растет. Предприниматели видят, какой популярностью у их коллег пользуются недавно открывшиеся точки общепита.
Бизнес гибко реагирует на новые тенденции, и уже сейчас некоторые рестораторы предлагают свои идеи по расширению сети заведений.
К тому же реализуемая в прошлом и в этом году программа благоустройства «Моя улица» позволяет открывать больше комфортных летних веранд при стационарных заведениях на обновленных пешеходных зонах.
Владимир Говердовский, префект Центрального округа Москвы:
— Благодаря качественным изменениям городского пространства в столице появляется все больше кафе. Хорошими примерами расширения сети общественного пита стали, на мой взгляд, новые точки на таких улицах, как Пятницкая, Новослободская, Большая и Малая Бронная. Мы приветствуем инициативу бизнеса по созданию и открытию уютных кафе в центре Москвы. В свою очередь, префектура продолжает поддерживать и оказывать консультации столичным рестораторам по созданию локальных точек притяжения горожан и туристов, приезжающих из других регионов и стран.